Игнорабимус - парадигма и ее значимость для современной науки
Автор: Шнайтер Д., Кофлер В.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 1, 2008 года.
Бесплатный доступ
В рамках комментария на так называемую «игнорабимус-парадигму» (ignorabimus - термин переводится как «не знаем и знать не будем», введен Дю Буа Реймоном для обозначения границ возможностей познания природы), одного из наиболее важных европейских научных диспутов об эпистемологической и онтологической позициях и фундаментальных методологиях в истории, мы попытаемся показать прошлое и современное значение различных собственных концепций и пониманий современной науки и все увеличивающуюся пропасть между естественными и гуманитарными науками. Основные концепции о том, как исследования могут и должны проводиться, были приняты в соответствии с Ignorabimus - дискуссиями и сегодня все еще формируют наше научное сообщество. Особенно это относится к новым открытиям и результатам исследований в области естественных наук, но уже чувство ограничения из-за экстремальной секторальной специализации снова ставит вопросы о подходах, технологиях и нашей собственной субъективности. Два различных направления решения этих вопросов в равной степени кажутся возможными: не обращать внимания на те вопросы, которые выходят за рамки собственной сферы исследования, обеспечивая меньшую степень уязвимости и риска, но могут привести к необычным объяснениям и необходимости игнорировать известные факты. Другой путь - стараться идти в новом направлении, принимая лингвистический, методологический и другие существенные различия, в том числе - и суровую критику, и в действительности выявить междисциплинарные исследовательские подходы. Взгляд на почти забытые исторические противоречия, возникшие после постулирования Du Bois Reymond «белых пятен» и «черных ящиков» в науке, может помочь нам установить наши собственные научные понятия.
Короткий адрес: https://sciup.org/14315133
IDR: 14315133
Список литературы Игнорабимус - парадигма и ее значимость для современной науки
- E. Du Bois$Reymond, in Vorträge über Philosophie und Gesellschaft, S. Wollgast, Ed. (Meiner, Hamburg, 1974).
- M. Ferrari, Rivista di Storia Della Filosofia 46, 405 (1991).
- J. M. S. Pearce, Journal of Neurology Neurosurgery and Psychiatry 71, 620 (2001).
- I. Veit$Brause, History of the Human Sciences 14, 31 (2001).
- E. Haeckel, Die Welträthsel. Gemeinverständliche Studien über Monistische Philosophie (Alfred Kröner Verlag, Stuttgart, ed. Volksausgabe, 1899).
- L. Boltzmann, in Wissenschaftliche Abhandlungen 1882$1905. Im Auftrage und mit Unterstützung der Akademien der Wissenschaften zu Berlin, Göttingen, Leipzig, München, Wien, F. Hasenöhrl, Ed. (AMS Chelsea Publ., Providence, RI, 2001), vol. 3.
- I. Newton, A. Koyré, I. B. Cohen, Isaac Newton's Philosophiae naturalis prin$ cipia mathematica (Cambridge University Press, London, ed. 3rd ed. [reprint$ ed], 1972).
- H. Pietschmann, in Dawkins' Gotteswahn. Antworten auf seinen Versuch, zum Atheismus zu überreden, R. Langthaler, K. Appel, Eds. Wien, 2008).
- S. Groblacher et al., Nature 446, 871 (2007).
- A. Zeilinger, Nature 438, 743 (2005).
- D. Hilbert, Naturwissenschaften 18, 959 (1930).
- V. Vinnikov, Mathematical Intelligencer 21, 42 (1999).
- E. Haeckel, Kristallseelen. Studien ueber das anorganische Leben (A. Kroener, Leipzig, 1917).
- R. Dawkins, The God Delusion (Houghton Mifflin, New York, 2006).
- S. Weinberg, New York Review of Books 47, 64 (2000).
- T. Nagel, Philosophical Review 83, 435 (1974).
- K. Bayertz, M. Gerhard, W. Jaeschke, Weltanschauung, Philosophie und Naturwissenschaft im 19. Jahrhundert. Band 3: Der Ignorabimus$Streit (Felix Meiner Verlag, Hamburg, 2007).
- W. Kofler, J. Hist Neurosci. 16, 30 (2007).
- C. F. Weizsaecker, Deutlichkeit. Beiträge zu politischen und religiösen Gegenwartsfragen (dtv, Munich, ed. 2nd, 1981).