Ихтиофауна заповедников Оренбуржья. Сообщение 1. История формирования, условия обитания, общая характеристика
Автор: Дебело П.В., Сорока О.В., Бакиев А.Г.
Журнал: Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии @ssc-sl
Рубрика: Водные экосистемы
Статья в выпуске: 1 т.32, 2023 года.
Бесплатный доступ
Обобщены сведения о состоянии ихтиофауны в заповедниках «Оренбургский» и «Шайтан-Тау». Обозначены факторы, воздействие которых привело к формированию в регионе довольно сложного комплекса фаунистических группировок. Рассмотрены условия обитания рыб на пяти участках заповедника «Оренбургский» («Таловская степь», «Предуральская степь», «Буртинская степь», Айтуарская степь», «Ащисайская степь») и в заповеднике «Шайтан-Тау». Ихтиофауна двух заповедников и их охранных зон включает, как минимум, 31 вид, что составляет 51,6% ихтиофауны Оренбургской области (60 видов).
Оренбургская область, заповедник «оренбургский», заповедник «шайтан-тау», история формирования ихтиофауны региона, водоемы, рыбы
Короткий адрес: https://sciup.org/148326960
IDR: 148326960 | DOI: 10.24412/2073-1035-2023-10471
Текст научной статьи Ихтиофауна заповедников Оренбуржья. Сообщение 1. История формирования, условия обитания, общая характеристика
На1территории Оренбургской области в настоящее время функционируют два заповедника – «Оренбургский» и «Шайтан-Тау». Первый из них состоит из пяти территориально обособленных участков, включающих сохранившиеся фрагменты степей Общесыртовско-Предуральской и Урало-Илекской ландшафтных провинций Восточно-Европейской равнины, Урало-Мугоджар-ской низкогорной провинции Урала и Западно-Тургайской возвышенной провинции Турано-Тургайской столовой страны. Второй заповедник охватывает значительную часть одноименного хребта в пределах лесостепной Зилаирско-Сак-марской ландшафтной провинции гор Южного Урала (Чибилёв, Дебело, 2006).
Задачами настоящей статьи являются описание истории формирования и условий обитания, характеристика современной ихтиофауны заповедников Оренбургской области и её отдельных видов. В статье мы использовали данные, предоставленные к.б.н. В.А. Немковым, государственными инспекторами заповедников М.Ш. Медето-вым, В.В. Шпанагелем, Д.Г. Немальцевым, М.С. Касымовым, И.И. Расейкиным, Ф.Я. Ахтямовым за что выражаем им благодарность.
История формирования
Формирование регионального ихтиологического комплекса началось во второй половине эоцена (40 млн. л. н.), когда в результате регрессии от морских вод освободилась значительная часть юго-восточной окраины Русской платформы, Южного Урала и Тургайской депрессии. Образование озерно-аллювиальных ландшафтов с густой гидрологической сетью на освободившейся территории способствовало расселению древнейших рыбообразных круглоротых (потомки которых в настоящее время представлены каспийской мино-
гой), осетровых и ряда лимнофильных озерно-болотных видов. Последние положили начало формированию озерно-речных сообществ рыб с карповыми, окуневыми и щуковыми, составившими основу третичного амфибореального комплекса, в дальнейшем из которого развились арктический, бореальный и понто-каспийский пресноводный ихтиофаунистические комплексы.
Неоднократные существенные изменения экологической обстановки, происходившие в четвертичное время (чередование ледниковых и межледниковых условий, трансгрессии и регрессии моря) сказывались на изменении состава и характера распространения всех природных комплексов, в том числе ихтиофауны, которая пополнялась как северными (лососевые), так и южными средиземноморскими (колюшки, бычки и др.) видами. В итоге на территории региона сформировался сходный с современным ихтиологический комплекс, включивший каспийских полупроходных - жереха, леща, чехонь, сазана, ряд других видов, а также типично пресноводных волжских - хариуса, форель, гольца, налима и некоторых карповых.
Важными этапами в дальнейшей эволюции ландшафтов региона и населяющих их комплексов позвоночных животных явились переход от плейстоцена к современной эпохе – голоцену (11,5–10,0 тыс. л. н.), затем время сухого субборе-ала (5,3–2,5 тыс. л. н.), когда началось формирование современной лесостепи Русской равнины (Мильков, 1948), эпоха малого климатического оптимума голоцена (2,0–0,8 тыс. л. н.) и «малого ледникового периода» (ХII в. – середина ХIХ в. н.э.), после которого началась новая климатическая эпоха – потепление. Все это сопровождалось значительными изменениями видового состава всех позвоночных, который постепенно приобретал современный облик. Важную роль в это время стало играть рыболовство, прессу которого подвергались главным образом осетровые, лососевые и крупные карповые. Постепенное увеличение его масштабов, а в последние десятилетия зарегулирование стока и загрязнение водоемов привело к тому, что в области среднего течения Урала исчезли или стали редкими ряд ценных проходных и полупроходных видов, а доминировать стали преимущественно малоценные и сорные виды. Распространению некоторых видов здесь способствовали специальная и случайная акклиматизация, а также зарыбление небольших озер и искусственных прудов местными рыбами (Чибилёв, Дебело, 2009). Воздействие всех этих факторов в совокупности привело к формированию в регионе довольно сложного комплекса генетически различных фаунистических группировок, простран- ственно распределенных в соответствии с экологическими стандартами разных видов, а также характером и степенью антропогенного влияния.
Условия обитания
Геологическая история, географическое положение и современные природные условия участков заповедника «Оренбургский» и их охранных зон определили относительную бедность гидрологической сети территории и особенности её гидрологического режима. Большинство водоемов здесь представлено временными долинно-балочными водотоками, хорошо выраженный сток которых наблюдается лишь в период весеннего паводка, а иногда и после летних ливней. Обычно же после схода талых вод по днищам балок остаются лишь небольшие ручьи, питаемые разной мощности родниками. На ряде балок сооружены пруды, в основном выполняющие функцию противопожарных водоемов.
На территории участка «Таловская степь» основными водотоками являются балки верхнего звена истоков рек Таловая и Малая Садомна, впадающих в р. Чаган (правобережный приток р. Урал). После весенних паводков они к 15–20 мая обычно пересыхают, хотя в эрозионной ложбине по руслу р. Таловая, благодаря летним ливням, вода иногда сохраняется почти до конца июля. В системе р. Малая Садомна после паводка вода сохраняется только в прудах. Наиболее значимым здесь является пруд Круглый (3,9 га), расположенный в суффозионно-просадочной котловине по руслу одной из западных «ветвей» истоков. Он отличается значительной (до 4 м) глубиной и обширным (до 40% площади) поясом зарослей рогоза узколистного и тростника, а также ветлами и кустарниковыми ивами на плотине. Центральный плес его к концу лета иногда бывает буквально «забит» гидатофитами. На центральной ветви Малой Садомны в дозаповедное время существовали два пруда, ныне частично размытые - в верховье, в отдельные годы наполненный до осени, пруд Дальний (1,3 га) со слабо выраженным прибрежным поясом надводных гидрофитов и кустарниковых ив, а ниже по руслу подобный предыдущему, но меньших размеров (0,3 га) пруд Восточный, пересыхающий уже к концу весны.
В «Предуральской степи», в междуречье Бурти и Уртабурти (левобережных притоков р. Урал), известны три пруда по руслу оврага Колубай (приток р. Буртя) и один по руслу Васильевского оврага (приток р. Уртабуртя). Крупнейшим из них является пруд Колубай (5,3 га), выше по руслу одноименного оврага расположены меньшие по размерам пруды Бобровый (0,28 га) и Черепаший (0,2 га). Наиболее значительные озеровидные плесы с бордюром тростниково-осоковых сообществ на них имеются лишь в приплотинной части, а выше по руслу они становятся похожи на степные речки с узкой полосой прибрежно-водной растительности. Пруд Васильевский (0,7 га) расположен по руслу одноименного узкого оврага с поясом древесно-кустарниковых зарослей.
В «Буртинской степи» важнейшим водотоком является питаемый одноименным родником ручей Кайнар с притоком Тузкарагал. В прошлом по их руслам было сооружено несколько прудов, а в многоводные годы заболачивалось и урочище Черепашье. В последние годы здесь существует 3–5 бобровых запруд, в которых вода обычно поддерживается на уровне 0,5–1,5 м. Вторым по значимости является приток Кайнара ручей Бело-глинка, образующие после слияния р. Тузлукколь (левобережный приток р. Урал). В верховье имеется одноименный пруд, а по руслу даже в сравнительно маловодные годы сохраняется несколько плесов с рогозовым бордюром (Мутная ямка и др.). Из притоков р. Уртабуртя важнейшим является ручей Таволгасай, у истоков которого и несколько ниже по течению (урочище Облепиховое) имеются, окруженные поясом древесно-кустарниковых зарослей, 2 пруда. Менее значимы ручьи Дусансай, Кулинсай и Кызылсай, по руслам которых почти постоянно сохраняются небольшие плесы с прибрежными древесно-кустарниковыми зарослями. В многоводные годы некоторое влияние на ихтиофауну участка оказывают расположенные за пределами его охранной зоны суф-фозионно-карстовые озера Северный и Южный Косколь.
На участке «Айтуарская степь» постоянным водоемом является р. Айтуарка с довольно крупным плесом по нижнему и среднему течению. Она принимает сток балок Акбулак, по руслу которой с недавних пор имеются 2 бобровые запруды, а также Карагашты и Шинбутак с небольшими плесами в низовьях. В многоводные годы небольшие плесы сохраняются также по балкам Жарык и Ташкак, а в устьях их весной обычно формируются обширные мелководные разливы. В охранной зоне северной окраины участка располагается небольшой (3,5 км) отрезок среднего течения р. Урал. Река здесь представлена сравнительно глубоким плесом шириной 60–100 м с затонами у скалы Аргынбай и горы Шайтан, обрывистым правым и пологим песчаным левым берегами. В пойме располагаются озера-старицы, количество которых (до 9) и степень наполнения каждый год зависит от уровня паводка.
В «Ащисайской степи» основным элементом гидросети является балка Ащисай с Верх-неащисайским прудом (2,0 га), озерами Незаметное и Поворотное, представляющими собой несколько расширенные карстом участки её русла с бордюром рогоза и небольшими куртинами тростника. Ниже по руслу, но уже в охранной зоне участка, в прошлом располагался пруд Ащисай-ский (60 га). Вблизи кордона сооружен противопожарный пруд (2,5 га), представляющий собой озероподобный водоем с бордюром тростника, а также кустарниковыми ивами и ветлами на плотине. В суффозионно-карстовой впадине на западной окраине участка располагается оз. Жур-манколь (43 га), а за пределами его охранной зоны оз. Карамола (48 га). Их котловины в разные по водности годы на 40–95% занимаются тростниково-рогозовыми зарослями, а центральный плес (глубиной до 2,6 м) к концу лета бывает сплошь забит гидатофитами.
В заповеднике «Шайтан-Тау» постоянная гидросеть представлена верховьями рек Сакмара и Куруил. Река Сакмара в пределах заповедника (23 км) представляет систему чередующихся перекатов и сравнительно неглубоких (до 2–3 м), шириной 10–30 м плесов с замедленным течением, омутами и затонами. Прирусловые пойменные участки заняты луговыми сообществам и пашнями, перемежающимися с небольшими ветловыми или вязово-черемуховыми куртинами в прирусловых участках ручьев и логов. Крупнейшими из них являются Азям, Сакмагуш и Явал, по руслу которых после паводка вода остается в ряде вымытых весной «колдобин». Речка Куруил на большей части течения имеет горный характер и лишь в предустьевой части становится похожа на Сакмару.
Общая характеристика ихтиофауны
По свежим данным, современная ихтиофауна водоемов заповедников Оренбуржья и их охранных зон включает 31 вид, что составляет 51,6% ихтиофауны области (60 видов). Придерживаясь систематики (Атлас пресноводных…, 2003), которую мы (Чибилёв, Дебело, 2009; Дебело, Сорока, 2019) использовали ранее, можно сказать, что известная в настоящее время ихтиофауна двух заповедников включает виды, относящиеся к 27 родам, 11 семействам, 6 отрядам из одного класса – Костные рыбы Osteichthyes. Монотипическими являются 15 видов, политипическими – 16; каждый из политипических видов представлен одним подвидом (табл. 1).
Таксономический состав рыб заповедников Оренбуржья Taxonomic composition of fish in the reserves of the Orenburg region
Отряд |
Семейство |
Род |
Вид |
Подвид |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Salmoniformes -Лососеобразные |
Salmonidae - Лососевые |
Coregonus Lin-naeus,1758 – Сиги |
C. lavaretus (Linnaeus,1758) – Обыкновенный сиг |
C. l. maraenoides Poljakov, 1874 – Чудский сиг |
Thymallidae - Хариусовые |
Thymallus Linck, 1790 – Хариусы |
T. thymallus (Linnaeus, 1758) – Европейский хариус |
– |
|
Esocidae - Щуко-вые |
Esox Linnaeus, 1758 – Щуки |
E. lucius Linnaeus, 1758 – Обыкновенная щука |
– |
|
Cypriniformes -Карпообразные |
Cyprinidae - Карповые |
Abramis Cuvier, 1816 – Лещи |
A. ballerus (Linnaeus, 1758) – Синец |
– |
A. brama (Linnaeus, 1758) – Лещ |
A. b. orientalis Berg, 1949 – Восточный лещ |
|||
Alburnus Raf-inesque, 1820 – Уклейки |
A. alburnus (Linnaeus, 1758) – Уклейка |
A. a. alburnus (Linnaeus, 1758) – Уклейка |
||
Aspius Agassiz, 1832 – Жерехи |
A. aspius (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный жерех |
A. a. aspius (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный жерех |
||
Blica Heckel, 1843 – Густеры |
B. bjoеrkna (Linnaeus, 1758) – Густера |
B. b. bjoеrkna (Linnaeus, 1758) – Густера |
||
Carassius Jarocki, 1822 – Караси |
C. auratus (Linnaeus, 1758) – Серебряный карась |
C. а. gibelio (Bloch, 1782) – Серебряный карась |
||
C. carassius (Linnaeus, 1758) – Золотой карась |
C. c. carassius (Linnaeus, 1758) – Золотой карась |
|||
Chondrostoma Agassiz, 1835 – Подусты |
C. variabile Yakovlev, 1870 – Волжский подуст |
– |
||
Cyprinus Linnaeus, 1758 – Карпы |
C. carpio Linnaeus, 1758 – Сазан, или Обыкновенный карп |
C. c. carpio Linnaeus, 1758 – Европейский сазан |
||
Gobio Cuvier, 1816 – Пескари |
G. gobio (Linnaeus, 1758) – Пескарь |
G. g. cynocephalus (Dybowski, 1869) – Сибирский пескарь |
||
Leucaspius Heckel et Kner, 1858 – Вер-ховки |
L. delineatus (Heckel, 1843) – Верховка |
– |
||
Leuciscus Cuvier, 1816 – Ельцы |
L. cephalus (Linnaeus, 1758) – Голавль |
L. c. cephalus (Linnaeus, 1758) – Голавль |
||
L. idus (Linnaeus, 1758) – Язь |
L. i. idus (Linnaeus, 1758) – Язь |
|||
L. leuciscus (Linnaeus, 1758) – Елец |
L. l. leuciscus (Linnaeus, 1758) – Елец |
|||
Pelecus Agassiz, 1835 – Чехони |
P. cultratus (Linnaeus, 1758) – Чехонь |
– |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Phoxinus Raf-inesque, 1820 – Гольяны |
Phoxinus phoxinus (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный го льян |
P. p. phoxinus (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный гольян |
||
Rutilus Rafinesque, 1820 – Плотвы |
R. rutilus (Linnaeus, 1758) – Плотва |
R. r. rutilus (Linnaeus, 1758) – Обыкновенная плотва |
||
Scardinius Bonaparte, 1837 – Краснопёрки |
S. erytrophtalmus (Linnaeus, 1758) – Краснопёрка |
– |
||
Tinca Cuvier, 1816 – Лини |
T. tinca (Linnaeus, 1758) – Линь |
– |
||
Cobitidae – Вьюновые |
Cobitis Linnaeus, 1758 – Щиповки |
C. taenia Linnaeus, 1758 – Обыкновенная щиповка |
– |
|
Siluriformes - Со-мообразные |
Siluridae - Сомовые |
Silurus Linnaeus, 1758 – Обыкновен ные сомы |
S. glanis (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный сом |
– |
Gadiformes - Трескообразные |
Lotidae - Налимо-вые |
Lota Oken, 1817 – Налимы |
L. lota (Linnaeus, 1758) – Налим |
L. l. lota (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный налим |
Syngnathiformes -Иглообразные |
Syngnathidae - Игловые |
Syngnathus Linnaeus, 1758 – Иглы |
S. nigrolineatus Eichwald, 1831 – Черноморская игла |
S. n. caspius Eichwald, 1831 – Каспийская игла |
Perciformes -Окунеобразные |
Percidae - Окуневые |
Gymnocephalus Bloch, 1793 – Ерши |
G. cernua (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный ёрш |
– |
Perca Linnaeus, 1758 – Пресноводные окуни |
P. fluviatilis Linnaeus, 1758 – Речной окунь |
– |
||
Stizostedion Raf-inesque, 1820 – Судаки |
Stizostedion lu-cioperca (Linnaeus, 1758) – Обыкновенный судак |
– |
||
Eleotrididaе - Голо-вешковые |
Perccotus Dyb-owski, 1877 – Головешки |
P. glenii Dybowski, 1877– Головешка-ротан |
– |
|
Gobitidae - Бычковые |
Neogobius Ilyin, 1927 – Черноморско-каспийские бычки |
Neogobius melanos-tomus (Pallas, 1814) – Бычок-кругляк |
– |
Следует добавить, что обыкновенный сиг, черноморская игла, головешка-ротан и бычок-кругляк появились в заповедных водоемах вследствие специальной или случайной акклиматизации. Ни один из упомянутых в табл. 1 видов не включен в основной список Красной книги Оренбургской области (2019). В Приложение 3 «Перечень объектов животного и растительного мира, подлежащих государственному мониторингу на территории Оренбургской области» занесены: волжский подуст, чехонь, краснопёрка, обыкновенный сом и налим.
Распределение видов по заповедникам и их-тиофаунистическим комплексам представлено в
табл. 2. На участках заповедника «Оренбургский» сейчас известно 29 видов рыб – почти в два с половиной раза больше, чем приводилось в нашем предыдущем сообщении (Дебело, Сорока, 2019). В водоемах заповедника «Шайтан-Тау» обитают не менее 18 видов. 15 из 31 вида являются представителями северных – бореального (38,4%) и арктического (9,6%) ихтиофаунистических комплексов, 11 (35,5%) имеют понто-каспийское происхождение, 3 (9,7%) являются частью древнего третичного и 2 (6,4%) китайского комплексов.
Таблица 2
Распределение видов рыб по заповедникам и ихтиофаунистическим комплексам Distribution of fish species in reserves and ichthyofaunistic complexes
Вид |
Заповедник «Оренбургский», участки |
Заповедник «Шайтан-Тау» |
Комплекс |
||||
ТС |
ПС |
БС |
АС |
АщС |
|||
Обыкновенный сиг |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
АП |
Европейский хариус |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
АП |
Обыкновенная щука |
– |
– |
+ |
+ |
? |
+ |
БР |
Синец |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
ПК |
Лещ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
ПК |
Уклейка |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
ПК |
Обыкновенный жерех |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
ПК |
Густера |
— |
— |
— |
+ |
— |
? |
ПК |
Серебряный карась |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
БР |
Золотой карась |
+ |
+ |
? |
+ |
+ |
? |
БР |
Волжский подуст |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
ПК |
Сазан |
– |
– |
– |
+ |
? |
+ |
ТР |
Пескарь |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
КР |
Верховка |
+ |
– |
– |
– |
– |
ПК |
|
Голавль |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
БР |
Язь |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
БР |
Елец |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
БР |
Чехонь |
– |
– |
– |
+ |
– |
? |
ПК |
Обыкновенный гольян |
– |
– |
– |
– |
+ |
БР |
|
Плотва |
– |
– |
? |
+ |
– |
+ |
БР |
Краснопёрка |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
ПК |
Линь |
– |
– |
– |
+ |
– |
БР |
|
Обыкновенная щиповка |
– |
– |
+ |
– |
БР |
||
Обыкновенный сом |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
ТР |
Налим |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
ТР |
Черноморская игла |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
ПК |
Обыкновенный ёрш |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
БР |
Речной окунь |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
БР |
Обыкновенный судак |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
ПК |
Головешка-ротан |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
КР |
Бычок-кругляк |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
ПК |
Обозначения: ТС - Таловская степь, ПС - Предуральская степь, БС - Буртинская степь, АС - Айтуарская степь, АщС - Ащисайская степь, ШТ - Шайтан-Тау, ТР - третичный, АП - арктический пресноводный, БР -бореально-равнинный, БП - бореально-предгорный, ПК - понто-каспийский, КР - китайский равнинный, «–» – вид не отмечен, «+» - вид достоверно обитает, «?» – требуется подтверждение.