II международная научная конференция «Индустриальное наследие» (г. Гусь-Хрустальный, 26 - 27 июня 2006 г.)
Автор: Кузнецов Алексей Владимирович
Журнал: Экономическая история @jurnal-econom-hist
Рубрика: Конференции, научные проекты
Статья в выпуске: 1 (3), 2006 года.
Бесплатный доступ
Экономическая история, индустриальное наследие
Короткий адрес: https://sciup.org/14723454
IDR: 14723454
Текст статьи II международная научная конференция «Индустриальное наследие» (г. Гусь-Хрустальный, 26 - 27 июня 2006 г.)
Международная научная конференция «Индустриальное наследие», состоявшаяся 23 - 25 июня 2005 г. в г. Саранске, стала новым шагом в обсуждении роли и значения индустриального наследия, анализе экономических и социальных аспектов развития российской промышленности и предпринимательства. Результаты конференции оказались весьма плодотворными в плане перспектив дальнейшего сотрудничества Мордовского государственного университета и Российской академии наук. Конференция позволила актуализировать тематику научных исследований по экономической истории и привлечь в данное научное поле молодых ученых, а также консолидировать работу нескольких российских наушных школ, осуществляющих деятельность в смежных исторических направлениях.
Успех первой конференции позволяет предположить дальнейшую интенсификацию деятельности российских и зарубежных научных центров в данном направлении. Вторая Международная научная конференция «Индустриальное наследие» состоится 26 - 27 июня 2006 г. в старинном промышленном центре России - г. Гусь-Хрустальный Владимирской области и будет посвящена 250-летию основания Гусев-ского хрустального завода.
Город Гусь-Хрустальный обязан своим происхождением и существованием хрустальной фабрике, полтора столетия принадлежавшей предпринимательской династии Мальцевых. Родоначальником династии считается Богдан Мальцов из г. Чернигова, имя которого в 1634 г. было внесено в Общий гербовник дворянских родов. История «стекольной империи», которой принадлежали одни из старейших российских частных стекольных мануфактур, начинается с его правщика, рыльского купца гостиной сотни Василия Большого.
Первый мальцовский завод был построен в Можайском уезде Московской губернии в 1723 г. Своеобразным мотивом для основания нового предприятия в мещерском крае, на р. Гусе явилось постановление Сената в 1747 г. об уничтожении всех железных, стекольных и хрустальных заводов на расстоянии в 200 верст от Москвы. Это мероприятие было проведено в целях сохранения лесного массива от промышленной вырубки. Предприниматели, владения которых были затронуты указом, спешно стали подавать прошения о переносе предприятий. 23 ноября 1750 г. А. В. Мальцов получил разрешение на перемещение Покровской стекольно-хрустальной мануфактуры на новое место. К 1755 г. часть этой фабрики была переведена в сельцо Никулино в 230 верстах от Москвы, которое А. В. Мальцов купил он у саранского помещика Н. С. Абрамова.
В 1756 г. в лесном урочище Шиворово на р. Гусе начали валить лес и строить завод, ставший впоследствии центром мальцов-ских владений на Мещере. Из-под Можайска сюда переселились мастера с семьями - «74 мужских и 82 женских души». Так было положено начало поселку и будущему городу. К 1760 г. в Гусе работали 119 чел., часть из них - мастера закрывшегося Духа-нинского завода, переведенные к Мальцеву по «желательному их челобитию».
Первое документальное свидетельство о Гусевском заводе относится к 1778 г.: «...Акима Мальцева при речке Гусь называется, где фабрика заведена, делают стаканы и рюмки простые. В сельце душ до ста крестьян...». С начала XIX в. с. Гусь стало называться Гусь-Мальцовский. Кроме этого предприятия в XIX в. роду «королей русского хрусталя» принадлежало несколько десятков стекольных заводов, на которых выпускалась половина всей стекольной продукции страны.
XIX в. - наиболее удачный в развитии мальцовского дела. С 1830 г. к непосредственному управлению Гусевской хрустальной фабрикой и другими стеклозаводами приступил И. С. Мальцов. К этому време- ни предприятия работали в основном на местный рынок, выпуская бутылочную посуду, стеклянную и хрустальную продукцию и т. д. С целью увеличения рентабельности производства И. С. Мальцов по образцу богемских фабрик, не использовавших металлические примеси, завел простые стеклянные составы. Благодаря дешевизне и хорошему качеству мальцовское стекло вскоре приобрело необыкновенную популярность среди всех сословий Российской империи. Прибыли с предприятий позволили И. С. Мальцеву стать одним из состоятельнейших людей России.
В 1880 г. наследником «хрустальной империи» стал племянник И. С. Мальцева Ю. С. Нечаев, принявший родовую фамилию дяди. За тридцать с небольшим лет Ю. С. Нечаев-Мальцов успешно развить производство. На гусевской стеклянной фабрике он внедрил передовые технологии, обогатившие художественный образ хрусталя, - техники «галле», «миллифиори», «ир-ризация», «люстр»; механизированные линии «алмазной грани» и кислотной обработки. Гусевский хрусталь получил золотые медали на Всероссийских мануфактурных выставках, бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Как уже отмечалось, стекольная фабрика стала градообразующим фактором в развитии Гусь-Хрустального. Отношение к про-мышленному предприятию как к некоему поселению, где рабочие не только трудятся на производстве, но и живут, обрабатывают свои земельные наделы, чрезвычайно характерно для России.
Поселок на р. Гусе упоминается в документах XVII в. (Гусская волость). Первоначально он располагался в излучине р. Гусь, по течению впадавшей в нее Дубравки. Постепенно развиваясь, фабричный поселок на р. Гусь стал выделяться из массы окрестных сельских поселений, сосредоточив в себе большое количество рабочих, подвергнув-шихся «раскрестьяниванию», хозяйственноэкономическая деятельность которых постепенно утрачивала аграрные черты.
Степень населенности заводского хозяйства определяла различия в характере застройки жилых районов. Чем больше она была, тем ярче выражалась ориентация на так называемую регулярную застройку. Уже с первой половины XIX в. окончательно сформировался крупный, многоотраслевой заводской комплекс с довольно плотной заселенностью, который по ряду параметров приближался к городским поселениям. С 1826 г. при селе была заведена бума-гопрядильня, к 1861 г. была пущена ткацкая фабрика, открыты церковно-приходские школы, продолжалось строительство каменных домов для рабочих и служащих.
Постройки и сооружения промышленного назначения сооружались в одном комплексе, причем наиболее важные из них строились поблизости от заводского пруда. Заводской пруд стал важным элементом заводского хозяйства. Он был не только функционально-энергетическим центром, питавщим энергией заводские машины и механизмы, но и архитектурной доминантой, главным композиционным элементом застройки фабричного поселка. В Гусь-Хрустальном плотина, перекрывшая р. Гусь, отчего с северной стороны образовался пруд, вместе с рекой делит поселок на две части.
Южную, более старую, часть занимает поселок, в центре которого находится Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг нее правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с «мальцовскими домами» и жилыми казармами. Именно здесь размащается хрустальный завод -старое 4-этажное каменное здание, построенное в 1844 - 1847 гг. под наблюдением владимирского губернского архитектора Я. М. Никифорова. От 1856 г. сохранилась 16-метровая башня, к которой в 1881 г. было пристроено новое здание. Эти строения принадлежат текстильному комбинату и используются по назначению. С 1855 г. сохранилось здание больницы, в котором сегодня помещается глазное отделение центральной районной больницы.
По другую сторону пруда, до железнодорожного вокзала, к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина поселка с такой же регулярной планировкой. На Вокзальной улице сохранились деревянные дома, построенные во второй половине XIX в. для служащих железной дороги. Центром этой части стал церковно-архитек- турный ансамбль с Георгиевским собором, богадельней, домами причта и церковноприходской школой.
Величественный Георгиевский собор украсил фабричный поселок Гусь-Хрустальный в 1903 г. В заказах на строительство собора сказалось стремление Ю. С. Нечаева-Мальцева к созданию высокохудожественного архитектурного сооружения. Строили этот памятник архитектуры и живописи по проекту профессора Академии художеств Л. Н. Бенуа местные владимирские мастера. О качестве работ Л. Н. Бенуа отзывался следующим образом: «Владимирские каменотесы не уступают лучшим европейским мастерам». Для художественного оформления собора был приглашен В. М. Васнецов, который взял на себя обязательства создать огромное полотно «Страшный суд», эскиз мозаичного панно «О тебе радуется Благодатная» в алтаре и т. д.
Культурно-просветительская и меценатская деятельность Ю. С. Нечаева-Мальцева прервалась в 1913 г. с его смертью. Преравалсь и династия «хрустальных королей». Спустя несколько лет пришел конец спокойной и размеренной жизни самого фабричного поселка.
Согласно веянию времени с 1923 г. началось переустройство Георгиевского собора «для культурно-просветительских целей...». Во Дворце труда, организованном в храме разместились кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. 18 мая
1983 г. в бывшем Георгиевском соборе был открыт Музей хрусталя. Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, отмечавшееся современниками как художественное совершенство, остается настоящей жемчужиной провинциального промышленного центра.
Статус населенного пункта также претерпел изменения. В 1931 г. фабричный поселок преобразован в город районного подчинения, а с 1939 г. - областного. Современный Гусь-Хрустальный -районный центр с населением около 80 тыс. человек. Ведущее предприятие города - хрустальный завод, продукция которого по-прежнему популярна как в России, так и за рубежом. Среди других предприятий города: стекольный завод, завод особо чистого кварца, ПО «Стекловолокно», креолино-вый завод, арматурный завод, «Швей-маш», текстильный комбинат и др. В городе находится филиал Государственного научно-исследовательского института стекла (ГИС).
Гусь-Хрустальный продолжает хранить в себе наследие доиндустриальной и индустриальной стадий социально-экономического развития, обладает богатейшими промышленными традициями, что позволяет организаторам надеяться на особый микроклимат для плодотворной работы ученых в очередной Международной научной конференции, проводимой под эгидой Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории.
Кандидат исторических наук А. В. Кузнецов