Икона в социокультурном и духовном пространстве российского региона

Статья: Икона в социокультурном и духовном пространстве российского региона

Автор: Инга Юрьевна Чибикова

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Искусство и культура

Статья в выпуске: 4 (10), 2022 года.

Бесплатный доступ

Икона, обладая особым каноническим языком соотнесения образов и символов, занимает одно из ключевых мест в русской традиционной культуре и представляет собой специфический текст. Автор статьи, изучив научные труды, посвященные региональным особенностям иконописного искусства, доказывает, что формирование художественных центров и школ православной иконописи в России на протяжении всей её истории происходило под воздействием конкретных локальных факторов (географических, исторических и этнографических).

Икона, иконопись, иконописная школа, иконописный центр, иконописное искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/170195919

IDR: 170195919   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2022_10_44

Список литературы Икона в социокультурном и духовном пространстве российского региона

  • Прохорова Т.В. Сибирская икона XVI–XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2012. 21 с.
  • Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: (Конец XIV – начало XV в.). Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1962. 172 с., 11 л. ил. (Научно-популярная серия / Акад. наук СССР).
  • Петраш Е.В. Икона как феномен культуры ХХ века: автореф. дис. … канд. культурологии / Гос. акад. славян. культуры. Москва, 2006. 23 с.
  • Немаева Н.О. Сакрализация базовых социальных идеалов в современной православной художественной культуре [Электронный ресурс] // Социодинамика. 2015. № 3. С. 50-68. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14686.html (дата обращения: 10.09.2022).
  • Карандашов В.Д. Икона в русской культуре: история и философское осмысление // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 2, № 3. С. 100-109.
  • Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV – XV вв. // Византийский временник. Москва: Наука, 1969. Т. 29 (54). С. 196-210.
  • Тюлькин В.И. Художественно-композиционный анализ богородичных икон: автореф. … дис. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009. 28 с.
  • Лиманская Е.Н. Икона в традиционной русской культуре: автореф. … дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 22 с.
  • Рыбаков А.А. Иконопись Вологодского региона Русского Севера XIII-XVIII веков. Центры, памятники и мастера: К проблеме историко-художественной классификации «северных писем»: дис. … д-ра искусствоведения. Вологда, 1999. 494 с.
  • Икона / сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. Москва: Стайл А ЛТД, 1993. 126 с. (Секреты ремесла).
  • Масленицын С.И. Ярославская иконопись: [альбом] / [фот. И. Николаева и К. Кушнарева]. Москва: Искусство, 1983. 45 с., 71 л.: ил.
  • Князева Л. Палехские иконы [Электронный ресурс]. URL: https://antiqueland.ru/articles/1194/ (дата обращения: 06.11.2023).
  • Боровик М., Ройзман Е. «Невьянская» школа старообрядческая иконопись горнозаводского Урала VIII – начала XX века [Электронный ресурс]. URL: https://antiqueland.ru/articles/763/ (дата обращения: 06.11.2023).
  • Армеева Л.А. Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания: середина XVIII – начало XXI вв.: автореф. … дис. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2013. 26 с.
  • Никольский В.А. История русского искусства: Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство / с предисл. П.П. Муратова. Берлин: Р.С.Ф.С.Р. Гос. изд-во, 1923. VIII, 252 с., [26] л. ил.
  • Иоанникий (Галятовский) [Электронный ресурс] / Православ. энцикл. URL: https://www.pravenc.ru/text/577962.html (дата обращения: 06.11.2023).
  • Комашко Н.И. О некоторых новых богородичных иконографиях в русской иконописи конца XVII – начала XVIII века: Виленская, Неувядаемый Цвет, Балыкинская // II Деминские чтения: отчет. науч. конф. музея им. Андрея Рублева по итогам 2016 г.: тез. докл. / сост., науч. ред. Н.И. Комашко. Москва, 2017. С. 53-56.
  • Зверев В.В. Произведения живописи Николая Кошелева в Храме Александровского подворья в Иерусалиме. Исследование технического состояния картин // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2015. № 1 (2). С. 127–169.
  • Флоренский П.А. Иконостас / авт. вступ. ст. игумен Андроник (Трубачев) и др.; подгот. текста и коммент. А.Г. Дунаева. Москва: Искусство, 1995. 255 с.: ил., факс.
  • Иванова А.В. Духовно-просветительские центры подготовки иконописцев в России в XIX – начале ХХ вв. [Электронный ресурс] / Обществ. науч.-пед. журнал «Педагогика культуры». URL: https://pedagogika-cultura.ru/ivanova-a-v-dukhovno-prosvetitelskie-tsentry-podgotovki-ikonopistsev-v-rossii-v-xix-nachale-khkh-vv (дата обращения: 10.09.2022).
  • Языкова И.К. Богословие иконы. Москва, 1995. 208 с., [16] л. цв. ил.
  • Шахова И.В. Специфика церковной живописи XIX – начала XX вв. // Вестник славянских культур. 2016. № 2. С. 225-232.
Еще
Статья научная