Иммунокоррегирующий эффект транскраниальной электростимуляции у больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области
Автор: Фомичев Е.В., Яковлев А.Т., Ефимова Е.В., Морозова Т.В.
Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed
Рубрика: Стоматология
Статья в выпуске: 4 (40), 2013 года.
Бесплатный доступ
Изучено влияние транскраниальной электростимуляции на показатели общего иммунитета больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области. Включение транскраниальной электростимуляции в схему традиционного лечения вялотекущих флегмон позволяет стабилизировать состояние общего иммунитета, повысить эффективность лечения и сократить сроки госпитализации.
Транскраниальная электростимуляция, вялотекущая флегмона челюстно-лицевой области, иммунитет
Короткий адрес: https://sciup.org/142149073
IDR: 142149073
Текст научной статьи Иммунокоррегирующий эффект транскраниальной электростимуляции у больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области
Торпидное и хроническое течение гнойновоспалительных заболеваний челюстно-лицевой области остается недостаточно изученной проблемой. Эти болезни характеризуются маловы-раженными общими симптомами гнойного процесса, отсутствием четкого разграничения стадий воспаления, слабо выраженной очаговой воспалительной реакцией, представляют значительные трудности для диагностики и отличаются рефрактерностью к традиционным лечебным мероприятиям [1, 8, 9].
Индуцированный патоморфоз гнойного воспаления детерминирован широким спектром этиологических факторов. Тем не менее, большинство исследователей отмечают, что подобное клиническое течение заболеваний наблюдается на фоне снижения не только индивидуальной, но и популяционной иммунорезистентности. По данным Е. В. Фомичева (1999), затяжное течение воспалительного процесса, его хронизация наблюдается у 18,7 % больных гнойно-воспалительными заболеваниями лица и шеи. В последнее десятилетие число этих заболеваний продолжает нарастать. Можно предположить, что в настоящее время мы наблюдаем изменение понятия «норма» в гнойном воспалении [9].
Интенсивность иммунного ответа и других реакций в динамике воспаления определяется синтезом про- и противовоспалительных цитокинов, являющихся важной составляющей межклеточных взаимодействий. Изменение их синтеза приводит к нарушениям функциональной активности лимфоцитов и, как следствие, к дизрегуля-ции течения воспалительного процесса [5].
Низкая эффективность традиционного лечения вялотекущих флегмон диктует необходимость прямой или косвенной активации иммунной системы [6]. В связи с возрастанием аллергических и токсико-аллергических реакций при использовании большого числа лекарственных средств, особенно актуальным является совершенствование немедикаментозных способов лечения [4]. С этой целью весьма перспективно применение транскраниальной электростимуляции (ТЭС). Помимо анальгетического, транскраниальная электростимуляция стимулирует процессы заживления, оказывает антистрессовый эффект, стабилизирует центральные механизмы сосудистой регуляции, а также обладает выраженным иммуномодулирующим эффектом [2, 3, 7]. Именно этим и обосновано применение данного метода в комплексном лечении вялотекущих флегмон челюстно-лицевой области.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Повысить эффективность комплексного лечения больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области с помощью транскраниальной электростимуляции.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
При выполнении настоящей работы нами было обследовано и вылечено 47 пациентов с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области, госпитализированных в клинику челюстно-лицевой хирургии Волгоградской областной клинической больницы № 1 в 2010–2012 гг. Обследованные больные были в возрасте от 22 до 60 лет; среди них 17 женщин (35,7 %) и 30 мужчин (64,3 %). Средний возраст больных составил (38,44 ± 2,3) года.
Все пациенты по характеру проведенной терапии были разделены на 2 клинические группы: первую (группу сравнения) составили 20 человек, которым проводилось общепринятое лечение, и вторую (основную) – 27 человек, в схему комплексного традиционного лечения которых был включен курс транскраниальной электростимуляции.
Контрольную группу составили 20 практически здоровых лиц – добровольцев мужского и женского пола в возрасте от 22 до 60 лет из числа пациентов, госпитализированных в клинику для плановых эстетических и реконструктивных операций. Лица с существенными отклонениями в результатах общеклинических и иммунологических анализов из исследования исключались. Распределение больных по клиническим группам проводилось с помощью метода простой рандомизации.
Критериями включения пациентов в исследование служили наличие клинически установленного диагноза «Одонтогенная флегмона», клинико-анамнестические данные, свидетельствующие о торпидном течении заболевания, согласие пациента. Все сопутствующие хронические заболевания, имевшиеся у больных, были в состоянии ремиссии не менее трех месяцев.
Всем пациентам, поступившим в стационар с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области, проводили традиционное обследование, включающее в себя оценку клинических проявлений заболевания, общепринятые лабораторные исследования, а также комплексное иммунологическое обследование. Местная клиническая картина заболевания дополнялась данными рентгенографии челюстей.
Комплексное иммунологическое исследование проводилось всем больным на базе клинико-диагностического лабораторного отделения ГУЗ «Волгоградский областной кардиологический центр» и ООО «Кардиология». Оно включало в себя тесты по изучению следующих факторов общего иммунитета:
– интерлейкина-1β (ИЛ-1β);
– интерлейкина-4 (ИЛ-4);
-
– соотношения концентраций интерлейки-на-1β и интерлейкина-4 (ИЛ-1β / ИЛ-4);
-
– фактора некроза опухоли-α (ФНО-α).
Материалом для исследования служила кровь из локтевой вены. Обследование практически здоровых лиц проводили однократно, иммунный статус у больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области изучали при госпитализации, на 3-и, 9-е и 12–13-е сутки лечения.
Всем больным с вялотекущей одонтогенной флегмоной челюстно-лицевой области проводили комплексную терапию, включающую оперативное пособие и традиционное медикаментозное лечение.
Хирургическое вмешательство проводили сразу после госпитализации больного. Флегмону вскрывали под местным обезболиванием. В ка- честве местного анестетика применяли 1%-й раствор лидокаина гидрохлорида. Операцию проводили по общепринятой методике с широким рассечением и дренированием гнойного очага с помощью перфорированных полихлорвиниловых трубок. Хирургическое вмешательство в большинстве случаев сопровождалось удалением причинного зуба, послужившего источником инфекции, если он не был удален ранее. Ведение гнойной раны в послеоперационном периоде заключалось в ее ежедневном промывании растворами диоксидина, 0,06%-го натрия гипохлорита, протеолитических ферментов.
Медикаментозная терапия включала в себя антибактериальную, противовоспалительную, десенсибилизирующую, витаминотерапию и коррекцию водно-электролитного баланса.
Больным основной группы в комплексную терапию с целью иммунокоррекции была включена транскраниальная электростимуляция. Для лечения был использован аппарат «Трансаир-04». Курс лечения составлял 10 сеансов (первый сеанс продолжительностью 15 минут, затем по 30 минут), начиная с первого дня после вскрытия флегмоны.
Математическую обработку данных исследования проводили методами вариационной статистики с использованием программного продукта STATISTICASTATSOFT версия 6.1.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование общего иммунитета у больных вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области показало, что при поступлении в стационар наблюдалось повышение концентрации уровня ключевого противовоспалительного цитокина ИЛ-1β более чем в 8 раз от физиологической нормы (см. табл.). После проведенного лечения по традиционной схеме снижения концентрации ИЛ-1β до 12–13-го дня практически не наблюдалось (46,65 ± 0,44). При включении в комплексное лечение ТЭС, к 12–13-му дню регистрировалось динамическое снижение уровня ИЛ-1β до (30,02 ± 0,56) (р < 0,05), что, по всей вероятности, связано со стабилизацией иммунных процессов, то есть регуляции воспалительнорегуляторного каскада: активности Т- и В-лимфо-цитов, синтеза биологически активных факторов воспаления, простагландинов.
Нами было установлено, что в крови у больных группы сравнения и основной группы при госпитализации наблюдалось значительное снижение уровня основного регулятора развития иммунного ответа ИЛ-4 (0,07 ± 0,01 и 0,08 ± 0,01 соответственно). После проведения адекватного лечения по традиционной схеме уровень ИЛ-4 в крови к 12–13-му дню повышался до 0,16 ± 0,01, возрастая в два раза по сравнению с его величиной при поступлении. В то же время при включении в схему лечения ТЭС динамическое повышение уровня ИЛ-4, наблюдаемое уже с 3 суток, достигало к 12–13-му дню 0,51 ± 0,04 (р < 0,05), что превышало исходный уровень более чем в 6 раз.
Значительное повышение соотношения ИЛ-1β / ИЛ-4, отмеченное при госпитализации у больных обеих групп, имело различную динамику в процессе лечения. У больных в группе сравнения этот показатель к 12–13-му дню уменьшился незначительно (424,44 ± 20,83), тогда как в основной группе пациентов к этому времени наблюдалось выраженное снижение этого показателя (63,91 ± 7,48; р < 0,05), что свидетельствует об инициации воспалительнорегуляторного каскада иммунной системы и ее стабилизации под влиянием ТЭС.
Динамика показателей общего иммунитета у больных группы сравнения и основной группы
Показатель |
Здоровые лица (n=25) |
Пациенты группы сравнения (n=20) |
Пациенты основной группы (n=22) |
||||||
При госпитализации |
На 3-и сутки |
На 9-е сутки |
При выписке |
При госпитализации |
На 3-и сутки |
На 9-е сутки |
При выписке |
||
ИЛ-1β |
5,65 ± 0,24 |
48,16 ± 0,26 * |
50,16 ± 0,23 |
50,25 ± 0,51 |
46,65 ± 0,44 |
48,02 ± 0,02 * |
49,59 ± 0,21 |
42,4 ± 0,22 |
30,02 ± 0,56 ** |
ИЛ-4 |
1,66 ± 0,11 |
0,07 ± 0,01 * |
0,07 ± 0,01 |
0,11 ± 0,01 |
0,16 ± 0,01 ** |
0,08 ± 0,01 * |
0,12 ± 0,01 |
0,30 ± 0,02 |
0,51 ± 0,04 ** |
ИЛ-1β/ИЛ-4 |
3,64 ± 0,33 |
478,09 ± 2,64 * |
498,57 ± 2,61 |
458,42 ± 21,49 |
424,44 ± 20,83 ** |
476,67 ± 3,54 * |
441,43 ± 20,67 |
164,67 ± 11,09 |
63,91 ± 7,48 ** |
ФНО |
1,48 ± 0,17 |
52,74 ± 2,81 * |
56,74 ± 3,07 |
55,4 ± 3,22 |
51,59 ± 2,92 |
55,63 ± 2,08 * |
59,33 ± 2,39 |
54,92 ± 2,02 |
39,46 ± 1,35 ** |
* Достоверные отличия от группы здоровых лиц.
** Достоверные отличия по отношению к исходному уровню.
Повышение уровня провоспалительного цитокина ФНО-α, характерное для всех воспалительных процессов, связано с его регуляторным влиянием на общие и местные воспалительные реакции. В процессе комплексного лечения с применением ТЭС к 12–13-му дню отмечалось достоверное снижение величины ФНО-α по сравнению с исходным уровнем (39,46 ± 1,35 и 55,63 ± 2,08 соответственно; р < 0,05). В то же время в процессе традиционного лечения величина ФНО-α к 12–13-му дню оставалась практически такой же, как и при госпитализации (51,59 ± 2,92 и 52,74 ± 2,81 соответственно).
Включение ТЭС в комплексную терапию у пациентов основной группы привело к активизации регенераторных способностей тканей гнойной раны, о чем свидетельствует уменьшение продолжительности гноетечения из раны почти в два раза по отношению к группе сравнения [(5,1 ± 0,7) и (9,3 ± 1,2) сут. соответственно; р < 0,05]. Появление грануляций отмечали в среднем на (6,3 ± 0,5) сут., что было значительно быстрее, чем у больных в группе сравнения [(9,5 ± 1,2) сут.], при этом образующиеся грануляции были более яркими, мелкозернистыми. Начало краевой эпителизации раны у больных основной группы наблюдалось на 2 суток раньше, чем в группе сравнения (8,6 ± 1,6 и 10,7 ± 1,3 соответственно; р < 0,05 ). При этом признаки рассасывания инфильтрата у больных основной группы появились в среднем на 3 суток раньше (до 8,1 ± 1,1 против 12,2 ± 1,8 в гр.). Оценка репаративных процессов у больных основной группы убедительно свидетельствовала о более раннем переходе во II фазу раневого процесса, чем у пациентов группы сравнения. Это позволило сократить сроки госпитализации в основной группе до (13,7 ± 0,8) сут., что достоверно отличается от данного показателя у пациентов группы сравнения [(15,92 ± 1,2) сут., р < 0,05].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты настоящего исследования показали, что транскраниальная электростимуляция способствует нормализации общего иммунитета у больных с вялотекущей флегмоной челюстно-лицевой области и приводит к оптимизации течения раневого процесса, что является основанием для включения ее в комплексную терапию этого заболевания.