Импрессионистический экфрасис в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Автор: Николаева Светлана Юрьевна

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1, 2018 года.

Бесплатный доступ

В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» реализован прием экфрасиса: текст насыщен ассоциативными связями, символами, культуремами, сформированными эстетическим кодом русского и европейского импрессионизма. Чехов воссоздает культурный контекст, в котором жила русская интеллигенция рубежа XIX-XX веков. Многие фрагменты «Вишневого сада» находят свои параллели в полотнах европейских художников-импрессионистов. В частности, рассказ Лопахина о маковом поле явно напоминает серию картин Клода Моне «Маковое поле в Живерни». Чеховский экфрасис явно обращен также к картинам Ван Гога (натюрморты с маками и пейзажи с маковыми полями). Многие микросюжеты и детали «Вишневого сада» можно сопоставить с работами Левитана, Ван Гога, Сёра и других. Авторская позиция Чехова такова: его герои находятся под обаянием европейской культуры, их ментальность изменилась, они утрачивают национальную идентичность, становятся «западниками», хотят уехать из России. Они «русские европейцы», им присуще «лакейство мысли» (выражения Достоевского). Жанр комедии и фарса становится формой выражения авторского осуждения российской интеллигенции.

Еще

Чехов,

Короткий адрес: https://sciup.org/146278405

IDR: 146278405

Список литературы Импрессионистический экфрасис в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

  • Ван Гог, Винсент //ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ван_Гог,_Винсент. (Дата обращения: 24.02.2018.)
  • Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989. 384 с.
  • Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988. 521 с.
  • Катаев В. Б. «Вишневый сад» как элемент национальной мифологии//Чеховиана. «Звук лопнувшей струны». К столетию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005. С. 9-18.
  • Катаев В. Б. Пьесы Чехова как резонантное пространство//Anton P. Cechov -der Dramatiker/Drittes internationales Cechov Symposium. Badenweiler im Oktober 2004. Herausgegeben von Regine Nohejl und Heinz Setzer/Die Welt der Slaven. Sammelbande. Сборники. Band 44. Verlag Otto Sagner, Munchen -Berlin -Washington, D. C., 2012. P. 161-167.
  • Катаев В. Б. «Степь»: драматургия прозы//Таганрогский вестник: Материалы международной научно-практической конференции «‘‘Степь’’ А. П. Чехова: 120 лет». Таганрог, 2008. С. 3-9.
  • Кулиева Р. Г. Реализм А. П. Чехова и проблема импрессионизма. Баку: Элм, 1988. 186 с.
  • Мережковский Д. С. Земля во рту//Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге: История в материалах и документах. 1907-1917: В 3 т. Т. 2. М.: Русский путь, 2009. С. 7-17.
  • Николаева С. Ю. Балладное и притчевое начала в рассказе А. П. Чехова «Ведьма»//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 19. Вып. 4. С. 67-75.
  • Николаева С. Ю. Гувернантка или клоунесса? (Феномен чеховской Шарлотты)//Драма и театр: Сб. науч. тр. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. С. 116-121.
  • Николаева С. Ю. Философский контекст в повести А.П. Чехова «Степь»//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 3. С. 100-107.
  • Панаев И. И. Петербургская жизнь//Современник. 1857. № 3. С.143-167.
  • Полоцкая Э. А. Французские корни характера Раневской//Полоцкая Э. А. «Вишневый сад». Жизнь во времени. М.: Наука, 2004. С. 344-359.
  • Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.: Искусство, 1962. 464 с.
  • Редькин В. А. Роль «Слова о Законе и Благодати» Илариона в поэме-цикле Ю.П. Кузнецова «Путь Христа»//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. № 21. Вып. 5. С. 81-87.
  • Редькин В. А. «Русская идея» Юрия Кузнецова//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2004. № 2 (4). Вып. 1. С. 48-68.
  • Соболев Ю. В. Чехов. М.: Журнально-газетное изд-во, 1934. 336 с.
  • Тамарли Г. И. Чехов и Клод Моне: концепция пейзажа//Тамарли Г. И. Синхронный диалог Чехова с культурой. Таганрог: Таганрогский гос. лит. и историко-архитектурный музей-заповедник, 2014. С. 39-54.
  • Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 13: Пьесы. 1895-1904. М.: Наука, 1986. 524 с.
Еще
Статья научная