Индекс адаптации достиг максимума

Бесплатный доступ

Очередная оценка Индекса адаптации (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в IV квартале 2016 г. приблизилась к 75%-му уровню адаптации отечественной промышленности к текущему кризису 2015–2016 гг. Это значение Индекса, по данным опросов ИЭП, является абсолютным максимумом за весь период его расчетов (1994–2016 гг.). Впрочем, рост общего показателя обеспечили очень крупные предприятия.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176678

IDR: 170176678

Текст научной статьи Индекс адаптации достиг максимума

Финансово-экономическим положением удовлетворены как минимум 87% предприятий. Такого значения этот индикатор не достигал с I квартала 2008 г. Нормальную (достаточную) обеспеченность кадрами имеют сейчас 83% предприятий – лучший результат за всю историю мониторинга этого показателя. Сырьем и материа-

Рис. 1. Индекс адаптации (нормальности) промышленности, 1994–2016 гг., % (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные»)

лами нормально обеспечен 81% предприятий – опять абсолютный рекорд всего периода опросов ИЭП. Запасы готовой продукции считают нормальными в IV квартале 2016 г. 71% предприятий – прекрасный по кризисным меркам результат с учетом величины баланса оставшихся оценок («выше нормы» – «ниже нормы»), который со II квартала 2016 г. находится в окрестностях нуля. Это свидетельствует о беспрецедентно успешном кон- троле промышленности за своими складскими накоплениями.

Достаточную обеспеченность производственными мощностями демонстрируют сейчас 68% предприятий. Этот, на первый взгляд, слабый по сравнению с предыдущими показателями результат имеет, однако, существенный 25%-ый «довесок» избыточных мощностей. Что ставит под сомнение тезис об отсутствии резервов простаивающих мощностей для быстрого перехода к росту промпроизводства. А недостаток мощностей в 2013–2016 гг. отмечается только у 5–9% предприятий.

Показатель удовлетворенности текущими объемами спроса демонстрирует в конце 2016 г. достижение 58%-го уровня нормальности, лучшего для текущего кризиса. А худшее значение (45%) этого показателя было зарегистрировано вовсе не на старте кризиса (тогда спросом были удовлетворены 51% предприятий), а в начале 2016 г., когда промышленность так и не увидела обещанного ей «отскока».

Однако расчет Индекса адаптации по размерам предприятий показал, что рост общего показателя обеспечили очень крупные предприятия (с численностью работников свыше 1 тыс. чел.). В этой группе Индекс достиг в IV квартале 2016 г. 79%, что стало абсолютным максимумом группового показателя (см. рис. 2 ). Заметим, что вошли указанные предприятия в кризис 2015– 2016 гг. с адаптацией в 71%, затем подняли и удерживали ее на уровне 74%, а в 2016 г. смогли увеличить показатель еще на 5 п.п.

Рис. 2. Индексы адаптации по размерам предприятий, 1994–2016 гг., % (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные»)

Промышленные предприятия других размеров тяжелее переносят текущий кризис. Индекс адаптации для малых и средних предприятий (1–250 чел. занятых) значительно уступает Индексу очень крупных предприятий и не имеет никакой положительной динамики в 2015–2016 гг. В эти кризисные годы адаптация в группе малых и средних предприятий составляет 57–58%. Чуть лучше положение оценивается крупными предприятиями (251–1000 чел. занятых), которые смогли адаптироваться к текущему кризису на 64%, но – тоже без положительной динамики к кон- цу второго года кризиса.

Основным фактором, который определил расслоение предприятий разных размеров по индикатору адаптации к текущему кризису, стали оценки спроса. Данные опросов ИЭП определенно свидетельствуют, что удовлетворенность спросом увеличивается с размером предприятия. При этом малые и средние предприятия не только практически всегда в меньшей степени были удовлетворены спросом на свою продукцию, но в 2015–2016 гг. снизили удовлетворенность по сравнению с предкризисными годами. Тогда как очень крупные производства смогли увеличить долю оценок «нормальный» при оценке спроса. Таким образом, кризис спроса если и коснулся российской промышленности в 2015–2016 гг., то в основном в части малого и среднего бизнеса.

Однако малые и средние предприятия вполне адекватно реагировали на ситуацию со спросом и не допустили затоваривания своих складов готовой продукции в кризисные 2015–2016 гг.: доля нормальных оценок запасов достигла максимума за весь период инструментальных наблюдений за ними. Баланс же остальных оценок запасов («выше нормы» – «ниже нормы»), как обычно для этой совокупности предприятий, оставался отрицательным и не претерпел принципиальных изменений на протяжении всего периода 2010–2016 гг. Очень крупные предприятия, наоборот, в условиях кризиса сообщали об уменьшении достаточности своих запасов готовой продукции, но при снижении в положительной зоне баланса оценок «выше нормы» и «ниже нормы», что может свидетельствовать о падении уверенности этих производителей в своих прогнозах спроса в условиях кризиса.

Вместе с тем очень крупные предприятия имели лучшую обеспеченность производства сырьем и материалами, что стало еще одним фактором роста группового Индекса адаптации. Причем этим производителям удалось достичь лучших результатов в кризисные 2015–2016 гг. по обеспеченности сырьем для всего периода мониторинга показателя.

Что касается мощностей и кадров, то предприятия всех размеров имеют очень высокую нормальную обеспеченность этими ресурсами: не менее 90% – по мощностям и не менее 80% – по кадрам.•

Статья научная