Индекс адаптации российской промышленности: попрежнему на максимуме

Бесплатный доступ

Обобщенная оценка предприятиями своего положения во II кв. 2016 г. показала сохранение максимально высокого уровня адаптации российской промышленности к кризису 2014–2016 гг. Соответствующий Индекс сохранил свое значение на уровне исторического максимума (за период 1994–2016 гг.). Худшее значение показателя в период текущего кризиса было получено в I кв. 2015 г.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176630

IDR: 170176630

Текст научной статьи Индекс адаптации российской промышленности: попрежнему на максимуме

Однако отрасли промышленности показали неодинаковые результаты управления своими запасами готовой продукции. Если металлурги, химики и пищевики в среднем за первые 6 месяцев 2016 г. подняли до- лю нормальных оценок запасов выше 80%, то легкая промышленность – только до 58%. Хотя последний результат можно тоже считать успехом отрасли после 46% в 2014 г. Но самых впечатляющих успехов управления запасами в ходе текущего кризиса удалось добиться пищевой промышленности. За период 2014–2016 гг. отрасль увеличила долю нормальных оценок их объемов на 24 п.п. – с 60 до 84%. Последнее значение стало историческим максимумом.

Таким образом, в каждой отрасли абсолютное большинство предприятий считает свои запасы нормальными. Остальные дают им оценки

Рис. 1. Индекс адаптации (нормальности) промышленности, 1994–2016 гг., % (доля предприятий, оценивающих свои показатели как нормальные)

«выше нормы» или «ниже нормы». Положительный баланс (разность) этих оценок указывает на избыточность запасов готовой продукции, отрицательный – на недостачу. В целом российская промышленность в ходе текущего кризиса не допустила ни взлета баланса (роста избыточности), ни его пессимистичного падения (когда предприятия не верят в устойчивость текущей динамики спроса). Балансы показателя остаются в 2014–2016 гг. в положительной окрестности нуля, что является еще одним доказательством уверенного контроля предприятиями за своими запасами готовой продукции.

Производственные мощности: дефицит или профицит?

Российская промышленность имеет существенные неиспользуемые резервы производственных мощностей. В пользу такой оценки говорят показатели опросов, прямо оценивающих ситуацию в этой сфере.

Во-первых, фактическая загрузка мощностей в 2014–2016 гг. составляет в целом по промышленности 66%. Таким образом, до исторического максимума (72%, 2007 г.) остается 6 п.п. То есть объемы промышленного производства способны одномоментно вырасти на 9% (72/66 х 100 – 100= = 9 ) к текущему уровню выпуска. Это большая величина даже на фоне самых оптимистичных прогнозов, которые мы имеем в данный момент. И поскольку термин «отскок» (т.е. резкое положительное изменение динамики выпуска) неудачно описывает возможное позитивное развитие событий в российской промышленности, то резерва в 9% будет достаточно для развертывания инвестиционной активности и наращивания производственных мощностей.

Во-вторых, российская промышленность способна сейчас довести загрузку мощностей до 82% без инвестиций, используя оборудование в нормальном режиме. Эта величина была получена из опросов ИЭП и доводит текущий резерв мощностей до 16 п.п. В-третьих, дефицит мощностей в связи с ожидаемыми изменениями спроса составляет в целом по промышленности в 2016 г. 6,4% (доля предприятий в российской промышленности, оценивающих свои мощности как недостаточные в связи с ожидаемыми изменениями спроса). Это значение показателя близко к минимуму, который был получен в 2009 г. и составлял 5,5%. Однако упомянутый дефицит перекрывается профицитом (долей предприятий с избыточными мощностями). В российской промышленности избыточными мощностями обладают в 2016 г. 27% предприятий, что является максимумом показателя для периода 2010 2016 гг.

В отраслях дефицит мощностей имеют не более 8% предприятий, который гарантированно перекрывается профицитом. И только в лесной промышленности итоговый баланс оценок мощностей в 2016 г. сложился отрицательным, т.е. предприятия с недостатком мощностей преобладают над предприятиями с их избытком.

Отраслевые индексы адаптации

По итогам II кв. 2016 г. уровни адаптации отраслей российской промышленности к текущей экономической ситуации не претерпели существенных изменений (см. рис. 2 ).

Самый высокий уровень адаптации сохраняет пищевая промышленность, отраслевой Индекс которой остался на историческом (за период 1994–2016 гг.) максимуме. Пять из шести исходных показателей (запа- сы готовой продукции, сырья, мощности, количество работников, финансовое состояние) получили нормальные оценки у 83% предприятий отрасли. И только спрос был оценен как нормальный 64% предприятий во II кв. 2016 г. Притом, что рост последнего показателя по сравнению с I кв. текущего года составил 11 п.п.

Худшую адаптацию демонстрирует легкая промышленность. Хотя во II кв. 2016 г. ее отраслевой Индекс и вырос на 2 п.п. последнее место осталось неизменным. Как и в случае с лидером, тянут вниз оценки текущих объемов спроса: лишь треть предприятий отрас-

Рис. 2. Отраслевые Индексы адаптации (нормальности), 1994–2016 гг., % (доля предприятий, оценивающих основные показатели как нормальные)

ли считает их нормальными. Правда, в I кв. результат был гораздо хуже – 14%. Низкую отметку поставила отрасль своим мощностям – только 38% предприятий оценивает их объемы как нормальные, а 56% – как избыточные. С занятостью ситуация похожая, но с отклонением в другую сторону от «нормы»: нормальную численность занятых имеют 48% предприятий отрасли, недостаточную – 37%.

Машиностроение уже пятый квартал сохраняет Индекс адаптации на уровне 70–71% и занимает промежуточное положение по этому показателю между лидером (пищепромом) и аутсайдером (легпромом).ф

Статья научная