Индикаторы социального государства в гражданском праве России (в аспекте конституционной поправки 2020 года)

Автор: Газизуллин Р.И.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье ставится вопрос о необходимости некоторого переосмысления индикаторов социального государства в гражданском праве России в связи с провозглашением новой конституционной ценности устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан. Показана идейная связь конституционной поправки с ESG-повесткой, обозначены три вектора данной повестки, соотносимой с принципами гражданского права. Сделан вывод, что реализация стандартов устойчивого развития, в которую активно включилось российское предпринимательское сообщество, не приводит к поглощению гражданского права предпринимательским, но означает эволюцию российского правового порядка под влиянием объективных потребностей времени, стирающих традиционно установленные отечественной юриспруденцией межотраслевые границы ввиду усложнения, дифференциации, специализации и вместе с тем интеграции регулируемых общественных отношений. Соответственно, индикаторы социального государства модифицируются в плане усиления социальной ответственности участников гражданских правоотношений и активного участия государства в реализации ESG-повестки, которая является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Еще

Социальное государство, гражданское право, устойчивое развитие, устойчивый экономический рост, esg-повестка

Короткий адрес: https://sciup.org/149144199

IDR: 149144199   |   DOI: 10.24158/tipor.2024.1.14

Текст научной статьи Индикаторы социального государства в гражданском праве России (в аспекте конституционной поправки 2020 года)

В ходе подготовки нового Гражданского кодекса Российской Федерации один из его разработчиков, профессор А.Л. Маковский, впервые применительно к постсоветским реалиям обозначил проблему гражданского права социального государства – или, как уточнял сам А.Л. Маковский, проблему социального лица гражданского права России, обусловленную столкновением и сосуществованием сугубо формального принципа равенства сторон гражданского правоотношения с принципом (принципами) справедливости. По мере перехода к рыночной экономике в динамике общественно-политического и экономического устройства страны цивилистика, по выражению А.Л. Маковского, все больше превращалась в инструмент обслуживания бизнеса: наблюдался опасный крен в сторону обеспечения комфорта экономическим агентам, профессиональным участникам гражданского оборота – в ущерб решению социальных задач, например, по защите прав потребителей, личных неимущественных прав или возмещению вреда, причинённого жизни и здоровью граждан1.

Между тем в идеале принцип равенства сторон гражданского правоотношения и принцип справедливости должны быть сбалансированы в соответствии с ценностями социального государства, провозглашёнными Конституцией Российской Федерации: гражданский мир и согласие, добро и справедливость, благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущим поколениями (преамбула), а также признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2); охрана труда и здоровья людей, гарантии минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, в совокупности своей направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

Индикаторы социальности гражданского права, отражающие перечисленные конституционные ценности:

  • 1)    принцип равенства сторон, в соответствии с которым в гражданских отношениях стороны равноправны, имеют одинаковые права и обязанности вне зависимости от социального статуса, имущественного положения либо иных факторов;

  • 2)    принцип защиты слабой стороны, интересы которой защищаются гражданским правом посредством таких инструментов, как пропорциональное ограничение некоторых прав сильной стороны, а также предоставление слабой стороне особых прав и привилегий;

  • 3)    социальная ответственность, подразумеваемая во всех гражданских правоотношениях, участники которых обязаны действовать разумно, добросовестно, учитывать общественные интересы, следовать принципам справедливости и социальной солидарности, а также нести гражданско-правовую ответственность за убытки, виновно причиненные контрагентам;

  • 4)    защита прав потребителей, которой российское гражданское право уделяет особое внимание, устанавливая целый комплекс обязанностей продавцов и поставщиков товаров и услуг, а также дифференцированные механизмы защиты и компенсации в случаях, если права потребителей были нарушены;

  • 5)    активное участие государства в регулировании гражданских правоотношений, установление норм и правил, которым должны соответствовать стороны в гражданских отношениях, а также осуществление контроля за их соблюдением.

В 2020 г. внесением поправки в Конституцию РФ был реализован комплекс изменений, усовершенствовавших конституционную модель социального государства. Так, по разделяемому нами мнению Г.А. Гаджиева, в новой статье 75.1, уточняющей признаки социального государства, были провозглашены положения, которые расширили объективный аспект конституционных ценностей:

  • –    концепция стабильного экономического развития и улучшения качества жизни населения;

  • –    развитие доверительных отношений между государством и гражданским обществом;

  • –    охрана естественных прав и интересов граждан;

  • –    соблюдение баланса между правами и обязанностями граждан;

  • –    социальное партнерство (Гаджиев, 2022: 18).

Обновленная система конституционных ценностей, принятая в развитие уже закрепленных в Конституции РФ идей социального государства, влечет за собой необходимость некоторого переосмысления его индикаторов в гражданском праве России. По существу это вопрос о том, насколько в принципах, нормах и институтах гражданского права, а также и шире, в области частноправового регулирования в целом, отражена идея устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан и какие правовые механизмы предусмотрены для её эффективного практического воплощения.

По вышеуказанным причинам возникает потребность в более подробном изучении концепции устойчивого развития. При этом устойчивым развитием следует считать непрерывный процесс преобразований государственного и общественного строя, который подстраивается под современные и будущие потребности. Устойчивость гарантирует сохранение оптимального баланса в ситуациях кризиса и реализации рисков, т. е. процесс развития должен обеспечиваться вне зависимости от внешних обстоятельств.

Повестка устойчивого развития, известная также под аббревиатурой ESG, включает в себя три вектора:

  • –    воздействие на окружающую среду, включая действия, направленные на сокращение углеродных выбросов, сохранение климата и т. д. В аббревиатуре это направление обозначается буквой Е, от английского слова Environmental;

  • –    разрешение социальных проблем гражданского общества (соблюдение естественных прав, соблюдение требований безопасности, здравоохранение и т. д.). В аббревиатуре направление обозначается буквой S, от английского слова Social;

  • –    грамотное и результативное управление (противодействие коррупции, внедрение информационных технологий и т. д.). В аббревиатуре направление обозначается буквой G, от английского слова Governance1.

На современном этапе развития нашего государства наиболее значимым является социальное развитие. Социальная повестка ориентирована на развитие человеческого капитала и распространение идеи социальной справедливости. Эти задачи должны быть разрешены путем улучшения качества жизни граждан, экономического роста, улучшения доверительных отношений между государством и гражданским обществом. Социальное развитие, необходимо отметить, требует преодоления ряда проблем политического, правового и экономического характера.

ESG-повестка полностью согласуется с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 г., утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а именно:

  • а)    сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

  • б)    возможности для самореализации и развития талантов;

  • в)    комфортная и безопасная среда для жизни;

  • г)    достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

  • д)    цифровая трансформация.

Обратим внимание, что перечисленные выше стандарты устойчивого развития, или стандарты ESG, в принципе согласуются с основными началами гражданского права, каталог которых представлен в статье 1 ГК РФ и включает в себя в общей сложности семь позиций:

  • 1)    равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений;

  • 2)    неприкосновенность собственности;

  • 3)    свобода договора;

  • 4)    недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

  • 5)    необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;

  • 6)    обеспечение восстановления нарушенных прав;

  • 7)    судебная защита нарушенных прав.

Вместе с тем, поскольку повестка устойчивого развития может быть реализована преимущественно в экономической деятельности предпринимательского сообщества, вновь возникает вопрос, поставленный в свое время А.Л. Маковским, а именно – не происходит ли постепенного поглощения гражданского права предпринимательским и коммерческим и не продолжается ли этот процесс вплоть до настоящего времени, если с учетом уточнения на конституционном уровне признаков социального государства его индикаторы в гражданском праве России, предположительно, будут переходить в область публичного регулирования ведения бизнеса, обременения его социальной ответственностью, всевозможными нагрузками социального характера.

Очевидно, что ответ на данный вопрос должен быть отрицательным. Еще до того момента, как концепция устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан нашла свое закрепление на конституционном уровне в развитии идей социального государства, в реализацию стандартов устойчивого развития активно включилось российское предпринимательское сообщество, создавая собственное локальное правовое регулирование соответствующих аспектов хозяйственной деятельности.

В качестве примера коммерческого предприятия, которое в числе первых приступило к ESG-трансформации, следует привести РУСАЛ. Основным направлением хозяйственной деятельности является изготовление алюминия и продукции из данного металла1. По состоянию на 2022 г. упомянутая компания занимала 5,6 % от общей доли мирового рынка по производству алюминия. На долю глинозема приходился чуть меньший производственный объем – 4,5 %.

Рассматриваемая компания зарекомендовала себя в качестве социально ответственного участника рыночных отношений. С целью поддержания репутации компания интегрирует в производственную деятельность передовые международные стандарты и инновационные технологии, а также выступает за защиту естественных прав человека и трудовых прав. Помимо прочего, руководители компании ответственно заявляют о стремлении противодействовать коррупционным преступлениям и поддерживать оптимальную экологическую обстановку в мире. Долгосрочные партнерские отношения были построены благодаря использованию принципов прозрачности и открытости при ведении бизнеса. С течением времени РУСАЛу удалось освоить локальные рынки в регионах страны. При ведении бизнеса учитывается весь перечень законодательных требований.

РУСАЛ был учрежден в 2000 г. С начала хозяйственной деятельности основным приоритетом стало повышение качества жизни населения в регионах присутствия. С целью распространения социально-позитивной идеологии компания поддерживает общественные (в т. ч. экологические) инициативы. Руководством компании было принято решение выделять финансирование на реализацию проектов, связанных с развитием здоровой общественной среды и инфраструктуры в регионах. Кроме того, компания предоставляет меры поддержки социально незащищенным категориям населения, пропагандирует здоровый образ жизни среди молодежи, поддерживает развитие системы здравоохранения.

Все эти направления реализуются благодаря системе социальных инвестиций. Данная система подконтрольна корпоративному Комитету по социальной политике. На собраниях Комитета утверждаются приоритетные направления и планы финансирования. Очевидно, что программы социальной поддержки могут различаться в зависимости от того, в каком регионе планируется их реализация.

В настоящее время социальные инвестиции реализуются по следующим направлениям:

  • –    «Территория РУСАЛа» – программа социально-экономического развития территорий присутствия;

  • –    «Помогать просто» – программа поддержки и развития корпоративного и общегородского волонтерства;

  • –    «Социальное предпринимательство» – программа поддержки и развития малого предпринимательства;

  • –    «Школа городских изменений» – программа формирования и обучения инициативных групп, желающих улучшить городское пространство.

При этом подход РУСАЛа к управлению устойчивым развитием регламентируют корпоративные кодексы, политики и нормативные акты:

  • –    Кодекс корпоративной этики РУСАЛа;

  • –    политика по управлению персоналом;

  • –    антикоррупционная политика РУСАЛа;

  • –    Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;

  • –    политика по противодействию недобросовестным действиям;

  • –    политика в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;

  • –    экологическая политика;

  • –    антимонопольный комплаенс;

  • –    политика сохранения биоразнообразия.

Как уже было сказано выше, рассматриваемая компания строго соблюдает требования трудового законодательства. Помимо прочего, с каждым годом в деятельность интегрируется все больше инновационных инструментов охраны труда. При разработке кадровой политики ответственные лица руководствуются следующими принципами:

  • 1.    Приоритетное значение имеют жизнь и здоровье штатных специалистов, в то время как экономические результаты отходят на второй план. Между более высоким финансовым результатом и благоприятными условиями трудовой деятельности руководство выбирает последнее. По этой причине все руководители предприятия, вне зависимости от уровня управления, несут ответственность за безопасность работников.

  • 2.    Системы контроля безопасности призваны предотвратить возможные аварийные ситуации. Возникновение происшествий на производстве является неблагоприятным событием, которое должно быть своевременно устранено. С целью обеспечения должного уровня безопасности

  • 3.    Обеспечить благоприятные условия труда удается благодаря тому, что на всех уровнях руководства соблюдаются законодательные требования в области трудовой, пожарной и промышленной безопасности. Малейшие отклонения от данных требований не допускаются. Помимо общегосударственных законодательных требований, деятельность филиалов осуществляется в соответствии с требованиями регионального законодательства.

  • 4.    Обеспечить безопасную производственную деятельность удается благодаря своевременному информированию сотрудников всех уровней о требованиях. К управленческой деятельности допускаются только квалифицированные специалисты. За все уровни безопасности несут ответственность определенные сотрудники. Штатные специалисты и работники регулярно проходят обучение и инструктажи безопасности.

  • 5.    Компания заинтересована в том, чтобы сотрудники предприятия строго соблюдали требования безопасности. Любые инициативные проявления поощряются, замечания и жалобы сотрудников рассматриваются и принимаются соответствующие решения.

  • 6.    Одним из основных условий выбора контрагентов и подрядчиков является соответствие принципов ведения бизнеса последних стилю работы РУСАЛа. Иными словами, деловые партнеры также должны строго соблюдать требования безопасности.

  • 7.    Как уже было сказано, одним из условий соблюдения безопасности является реализация мероприятий мониторинга. Результаты контролирующих мероприятий являются общедоступными. В случае обнаружения проблемных моментов в компании применяются меры по их устранению.

ответственные лица задействованы в определении ситуаций риска. Системы пожарной и промышленной безопасности проверяются на предмет работоспособности в соответствии с календарным планом. Производственная деятельность останавливается во всех ситуациях, когда существует даже минимальный риск возникновения угрозы жизни и здоровью сотрудников.

Примеры из практики социально ответственного ведения бизнеса можно было бы продолжать, тем более что РУСАЛ является далеко не единственной российской компанией, соблюдающей повестку устойчивого развития. На наш взгляд, все эти примеры отнюдь не свидетельствуют о гипертрофированном развитии предпринимательского права в ущерб классической цивилистике и не искажают «социальное лицо гражданского права». Полагаем, в настоящее время наблюдается своего рода эволюция российского правового порядка под влиянием объективных потребностей времени, стирающих традиционно установленные отечественной юриспруденцией межотраслевые границы ввиду усложнения, дифференциации, специализации и вместе с тем интеграции регулируемых общественных отношений настолько, что адекватное теоретическое объяснение не укладывается в рамки учения о комплексных отраслях российского права. «С комплексными отраслями права, – как верно заметил Е.А. Суханов, – очень много наносного и искусственного. Постепенно мы в общем приходим к тому, что есть право публичное и есть право частное»1.

Поскольку правовое регулирование предпринимательства, вне всяких сомнений, принадлежит к области частного права, можно утверждать, что новая конституционная ценность устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан предполагает формирование интегративных индикаторов социального государства в данной области, то есть таких, которые при отраслевом разделении можно было бы отнести не только к гражданскому, но и к предпринимательскому праву.

Таким образом, актуализация конституционных положений о социальном государстве, состоявшаяся с принятием в 2020 г. конституционной поправки, требует некоторого переосмысления индикаторов социального государства в гражданском праве в плане усиления социальной ответственности участников гражданских правоотношений и активного участия государства в реализации ESG-повестки, которая является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Список литературы Индикаторы социального государства в гражданском праве России (в аспекте конституционной поправки 2020 года)

  • Гаджиев Г.А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 1. С. 16-28. DOI: 10.12737/jrl.2022.002
Статья научная