Индивидуализация воспитания и личностное саморазвитие в юношеском возрасте

Автор: Герасимова А.Ю.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-1 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

Утверждаемый идеологией либерализма индивидуализм представляет собой довольно сложное явление, имеющее одновременно и положительные, и отрицательные стороны. Пытаясь решить непростую проблему человеческой индивидуальности, одной из своих задач современная психология ставит исследование предпосылок, способствующих гуманистически ориентированному саморазвитию личности.

Индивидуализация, социализация, саморазвитие, самореализация, самопознание, самоактуализация, самоопределение, кризис идентичности, личность

Короткий адрес: https://sciup.org/140111760

IDR: 140111760

Текст научной статьи Индивидуализация воспитания и личностное саморазвитие в юношеском возрасте

Уникальность, непохожесть человека являлась предметом философского осмысления с древних времен, и в современных условиях социального слома, когда на смену идеологии поглощающего индивидуальность абсолютного коллективизма приходит идеология либерализма, когда снимается самопорабощение общества, происходившее путем взаимного подавления индивидами друг друга, - снова воскрешается индивидуализм как мировоззрение, признающее уникальность человеческой жизни и интересов отдельной личности, происходит осознание диалектической связи потребностей человека в индивидуальном развитии, с одной стороны, и в сообществе как необходимом контексте развития и проживания, в защищенности коллективом, с другой. «Каждый человек - это однажды случающееся чудо. В этой строго последовательной своей непохожести он прекрасен и достопримечателен, нов и невероятен», - так выразил веру в великие возможности человека Ф. Ницше, уходя однако от этой верной посылки в разрушительный абсолютный индивидуализм как трагический протест против унижения обществом достоинства человека.

Размышляя о соотношении индивидуального и коллективного в человеке, Н.А. Бердяев подчеркивал, что только личность «с ее единственностью, однократностью, неповторимостью» является носителем ценностей. «Человек, человеческая личность есть верховная ценность, а не общности, не коллективные реальности». Именно поэтому, утверждает он, борьба за свободу человека есть прежде всего изменение сознания, изменение установок и ценностей - признание внутреннего экзистенциального универсализма личности, ее индивидуальности, внутренней свободы, так как «свободный есть существо самоуправляющееся, а не управляемое». Он считает, что индивидуализм -явление сложное, одновременно и положительное, и отрицательное, он усматривает «парадокс индивидуализма» в несвободе от борьбы: «Индивидуалист есть, в сущности, человек социализированный, но переживающий эту социализированность как насилие, страдающий от нее, изолирующий себя и бессильно восстающий». Не индивидуалист, по его мнению, есть подлинный носитель глубинного индивидуального свойства человека, а личность, как «внутренняя целостность и единство, овладение самим собою, победа над рабством»; коллективность же, братство людей -«задача духовная, не разрешимая социальной организацией», это соединение их не в абстрактно-общем, а в конкретно-индивидуальном [3].

Современные философы, единодушно отмечая становление новой, постиндустриальной цивилизации, по-разному рассматривают тенденции развития ее гуманистической направленности: одни считают определяющим утверждение индивидуализма и отход от коллективизма (Я. Рейковски), другие - наступление коллективизма индивидуальностей, рождение новой расы людей - «коллективный облик расы людей, с выраженной индивидуальностью, ознаменует развитие объединенной культуры» [2].

Психология также стремится разрешить непростую проблему человеческой индивидуальности, которая, в зависимости от условий внутренних и внешних, может стать созидательной или разрушительной силой. Так, А. Адлер индивидуальность человека осмысляет через линию его поведения, выражающую его отношение к своим социально установленным задачам, через «степень слияния человека с требованиями жизни, окружающих людей, Вселенной» [1]. Понятие индивидуальности он рассматривает через феномен «жизненный стиль личности», который он понимает как соотношение двух главных личностных сил - социального интереса и стремления к индивидуальному превосходству: «Истинный смысл жизни - это вклад в развитие человечества. Стремление к развитию своих способностей должно лишь помогать реализации этой цели» [5].

Саморазвитие человека происходит как процесс многосложный и многослойный, точнее, многонаправленно взаимосвязанный и заключающий внутри себя механизмы самопробуждения и саморегуляции. В его сложном составе наиболее определенны такие процессы-подсистемы, как самопознание, самосовершенствование и самовоспитание; сознательная саморегуляция; целенаправленное повышение продуктивности собственной деятельности; самореализация, самоактуализация (А. Маслоу, К. Роджерс) [4].

Предпосылки для активного гуманистически ориентированного саморазвития личности закладываются в раннем детстве, буквально с постнатального периода. Кризисное противоречие каждого возраста, согласно утверждению Э. Эриксона, состоящее в противостоянии способности ребенка к свободному волению, самостоятельности, с одной стороны, и его зависимости, несамостоятельности, - с другой, порождается первыми отношениями к нему воспитателей: если ребенок ощущает свою нужность, значимость, то у него формируется «основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности», что выступает основой развивающейся самостоятельности, открытости, инициативности; если же исходным у младенца было постоянное ощущение своей ненужности и малоценности, тревоги и нестабильности, то развивается его «основополагающая безнадежность»[2], обусловливающая последующую нерешительность, застенчивость, малоинициативность. Такому ребенку почти невозможно будет продуктивно изменить самою себя, даже когда с возрастом у него актуализируется данная потребность, потому что у него нет опыта свободного волеизъявления, воля не развита, нет веры в свои силы, противоречива и неполна мотивация, неопределенна направленность. И если не будет своевременной высококвалифицированной психологопедагогической помощи ребенку, то его саморазвитие, хотя и обнаружит себя как процесс объективный, будет малоэффекивным, нецелостным, изменяющим в зависимости от случая вектор направленности, возможно, асоциальным или даже антиобщественным. На каждом возрастном этапе ребенок овладевает все более сложными возможностями саморегуляции, возрастает ее сознательность, целенаправленность.

Фактически же саморазвитие как осознанное самообогащение наиболее продуктивно (сообразно природе ребенка) в подростковом и юношеском возрасте. Однако свой первый шанс целенаправленного саморазвития – в подростничестве – человек использует с низкой эффективностью, потому что массово распространенная недостаточная выраженность родительской любви, «силовое» семейное воспитание, авторитарная школа сузили возможности самопознания подростка, его самоактуализацию, дезориентировали в определении личностных смыслов и практически не развили предпосылки саморазвития, а отсутствие психологической грамотности и мягкой педагогической помощи ребенку в самоосмыслении, самопрограммировании и адекватном самосовершенствовании обусловило деформацию или угасание у него этих процессов.

Поэтому наиболее ценным - благоприятным (сензитивным) для саморазвития человека - является возраст ранней юности. Естественно, что он вбирает в себя те предпосылочные попытки и опыт самоизменения, который сопрягается сначала с проявлениями «предличности (М.И. Лисина), затем с интенсивным самоограничением ребенка от «других» и самопознанием, попытками ситуативного самоизменения на уровне значимых недостатков-достоинств и пр. И тем не менее сознательное самоизменение, значимое для личности («судьбическое», определяющее стратегию жизни), возможно именно в юности - на основе целостного (в той или иной степени) мировидения, концептуальности мышления (и, следовательно, наиболее развернутой и зрелой «Я-концепции»), развитого ценностномотивационного ядра», опыта целеустремленного регулирования своей деятельности (как собственной жизнедеятельности, по К.А. Абульхановой-Славской), определенного видения (и в известной степени выстраивания) стратегии своей жизни как продукта развитого личностного самоопределения.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

В целом, юношеский возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуальноличностных выборов, идентификаций и самоопределений. Юность - это период наиболее насыщенного и наиболее ответственно осознаваемого проживания в двух, по крайней мере, измерениях одновременно - «вкушения» полноты настоящего и подготовки к судьбоопределяющему будущему. Юность не просто «включает» процесс саморазвития как одну из значимых деятельностей, но одновременно взращивает и сам этот процесс, усложняя и обогащая его сообразно решаемым задачам как экзистенциального, так и духовного плана. Способность к саморазвитию созревает как новая, высокая фаза становления человека в самом этом процессе, саморазвитие - своеобразный «функциональный орган» (Б.Г. Анохин) человека в юности, инструмент его самоукоренения в действительности, способ выбора - определения пути своего проживания в мире - антагонистического или симбиотического (подлинно гуманистического - соединения с человечеством через каждого из людей).

Список литературы Индивидуализация воспитания и личностное саморазвитие в юношеском возрасте

  • Аргуэльес М., Аргуэльес Х., Мандала -М., 1993.
  • Адлер А., Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 2002
  • Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. -М., 1995.
  • Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. -М., 2005
  • Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. -СПб, 2002.
  • Аминов И.И. Психология делового общения. -М.: Омега-Л, 2009. -304с.
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения. -М.: ИНФРА-М, 2011. -295с.
  • Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.Н. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юнити-Дана, 2005. -415 с.
  • Рогов Е.И. Психология общения. -М.: Владос, 2007. -336с.
  • И. Б. Храпков. Телефонное общение в бизнесе. -М.: Генезис, 2004. -112с.
  • Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. -М.: Зерцало, 2004. -254с.
  • Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд. -СПб: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2005. -496 с.
Статья научная