Индоиранские кави и мифология кузнеца

Бесплатный доступ

Изучаются архаические черты мифологии индоиранских кави. Данные индоевропейских исследований позволяют определить основной вид их деятельности как религиозный. Однако на лингвистическом индоевропейском уровне выявлена связь индоиранских кави с кузнечной деятельностью. Подобная ситуация характерна для многих архаических обществ, в которых кузнецы составляли особую сакральную группу, а их деятельность мифологизировалась. Древние кузнецы выполняли большой спектр тесно связанных между собой обязанностей, как религиозного, так и ремесленного характера. На основании анализа мифологии кузнеца выделены базовые характеристики этого образа: креативность, амбивалентность, хтоничность, магическая сила, связь с богами и демонами. В результате исследования древнеиндийских и древнеиранских источников установлено, что к основным видам деятельности кави следует отнести функции, которые сближают их с мифологическими кузнецами: медиативная, магическая (власть над огнем), лечебная, ремесленная. Это позволяет видеть в кави древнего индоевропейского полифункционального деятеля, в котором органически сливались черты кузнеца, поэта, жреца, шамана.

Еще

Мифология, кузнец, хтонизм, индоиранский, сакральный, кави, дэв, шаман

Короткий адрес: https://sciup.org/147218817

IDR: 147218817

Список литературы Индоиранские кави и мифология кузнеца

  • Кабус‐намэ/Пер. Е. Э. Бертельса. М.: Наука, 1959. 276 с. Нарты/Пер. Р. А. Ивнева. М.: Изд‐во АН СССР, 1957. 416 с.
  • Ригведа: Мандалы I-IV/Пер. и коммент. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989. 767 с.
  • Ригведа: Мандалы V-VIII/Пер. и коммент. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1995. 747 с.
  • Фирдоуси. Шахнаме/Пер. Ц. Б. Бану. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 1. 675 с.
  • Аджиндал И. А. Кузнечное ремесло и культ кузни и железа у абхазов//Из этнографии Абхазии. Сухуми: Алашара, 1969. С. 205-274.
  • Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. 223 с.
  • Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков//СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2, вып. 2. 89 с.
  • Ардзинба В. Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов)//Древний Восток. Этнокультурные связи. М.: Наука, 1988. С. 263-306.
  • Баюн Л. С., Орел В. Э. Фригийско‐анатолийские языковые отношения//Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989. С. 24-33.
  • Герценберг Л. Г. Морфологическая структура слова в древних индоиранских языках. Л.: Наука, 1972. 274 с.
  • Гиндин Л. А. Древнейшая ономастика Восточных Балкан. София: Изд‐во Болгар. АН, 1981. 239 с.
  • Запорожченко А. В. Шаманские реминисценции в духовной культуре индоиранцев. Новосибирск, 2007. 195 с.
  • Зарубин И. И. Сказание о первом кузнеце в Шугнане//Изв. АН СССР. Сер. VI. Л., 1926. № 9. С. 1165-1170.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Этимологическое исследование семантически ограниченных групп лексики в связи с проблемой реконструкции праславянских текстов//Славянское языкознание. М.: Наука, 1973. С. 153-170.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Проблема функций кузнецов в свете семиотической типологии культур//Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. Вып. 1 (5). С. 87-90.
  • Иорданский В. Б. Африканский кузнец в мифах и действительности//НАА. М., 1985. № 6. С. 41-51.
  • Калыгин В. П. Этимологический словарь кельтских теонимов. М.: Наука, 2006. 183 с.
  • Коновалов А. В. Пережитки шаманства у казахов Южного Алтая//Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. С. 128-130.
  • Корнилов А. В. Обряд посвящения кузнеца//ИВСОРГО. 1908. Т. 39. С. 292-294.
  • Короглы Х. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М.: Наука, 1983. 336 с.
  • Миллер В. Ф. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. М.: Тип. Ф. Б. Миллера, 1876. Т. 1: Асвины -Диоскуры. 372 с.
  • Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий//ЧОИДР. 1865. Кн. 2. С. 8-15.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.
  • Санжеев Г. Д. Тайлган бурятских кузнецов//Быт бурят в настоящем и прошлом. Улан‐Удэ: Бурят. филиал СО АН СССР, 1980. С. 100-120.
  • Сараджева Л. А. Древнейшие религиозные представления праармян и праславян//Историко‐филологический журнал. 1985. № 2. С. 73-84.
  • Сергеев В. М., Цымбурский В. Л. Заметки по этеокипрским надписям (2)//Надписи и языки древней Малой Азии, Кипра и античного Северного Причерноморья. М., 1987. С. 268-298.
  • Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.
  • Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 336 с.
  • Снесарев Г. П. Три Хорезмские легенды в свете демонических представлений//СЭ. 1973а. № 1. С. 48-59.
  • Снесарев Г. П. Под небом Хорезма. М.: Мысль, 1973б. 159 с.
  • Снесарев Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. 212 с.
  • Стариков А. А. Комментарии//Шахнаме. М.: Изд‐во АН СССР, 1957. Т. 1. С. 599-644.
  • Трубачев О. Н. Ремесленная терминология в славянских языках. М.: Наука, 1966. 414 с.
  • Черных Е. Н. Металл -человек -время. М.: Наука, 1972. 208 с.
  • Шрадер О. Сравнительное языкознание и первобытная история. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1886. 485 с.
  • Штернберг Л. Я. Культ орла у сибирских народов//Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд‐во Ин‐та народов Севера ЦИК СССР, 1936. С. 112-126.
  • Элиаде М. Шаманы и кузнецы//Космос и история. М.: Прогресс, 1987. С. 176-180.
  • Blažek V. Celtic «Smith» and his Colleagues//Evidence and Counterevidence. Amsterdam; N. Y.: Rodopy B.V., 2008. P. 67-86.
  • Blažek V. Balto‐Slavic «Smith»?//Baltistica. 2009. T. 44 (1). P. 25-31.
  • Blažek V. Indo‐European Smith and his Divine Colleagues. Washington, DC, 2010. 120 p.
  • Boyce M. Mythra. Lord of Fire//Асtа Iranica. 1975. Vol. 4. P. 69-76.
  • Buyaner D. The Myth of the Bridge of Separator: A Trace of Shamanistic Practices in Zo roastrianism?//JIES. 2007. Vol. 35. No. 3-4. P. 357-370.
  • Burca S. Cobban Saer, the Crafty Artificer//Beitrage zur Indogermanistik und Keltologie. Innsbruck: Innsbrucker Beiträ ge zur Kulturwissenschaft, 1967. Bd. 13. S. 138-152.
  • Dumėzil G. The Plight of Sorcerer. Berkley; Los Angeles: Univ. of California Press, 1986. 121 p. Gonda J. Vision of Vedic Poets. Hague: Mouton, 1963. 372 p.
  • Kuiper F. Varuna & Vidusaka. Amsterdam: North‐Holland Pub. Co., 1979. 252 p.
  • Roth R. Die Sage von Feridun in Indien und Iran//Zeitschrift der Deutschen morgenlän dischen Gesellschaft. 1848. Bd. 2. S. 216-231.
  • Webster H. Magic. Stanford: University press, 1948. 525 p.
Еще
Статья научная