Инфляционные процессы в российской федерации в условиях кризиса
Автор: Гребенкина А.М., Макеева Н.В., Синельникова-Мурылева Е.В.
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 10 (112), 2020 года.
Бесплатный доступ
Инфляция в России в течение продолжительного времени находится ниже целевого показателя, что создает возможности для проведения стимулирующей денежно-кредитной политики (ДКП). Умеренный рост инфляции до таргета в условиях кризиса несет положительные эффекты для экономики. Цель по инфляции на уровне 4%, согласно оценкам, остается оптимальной, структурные причины для ее пересмотра на текущий момент отсутствуют.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176236
IDR: 170176236
Текст научной статьи Инфляционные процессы в российской федерации в условиях кризиса
Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, уже сравнивают с Великой депрессией, Великой рецессией и называют, следуя новому отчету МВФ, «Великой изоляцией» («The Great Lockdown») [1]. Согласно прогнозам МВФ, по итогам 2020 г. российская экономика потеряет 5,5% ВВП (или 5,4% ВВП на душу населения по ППС), однако рост экономики в 2021 г., согласно тем же прогнозам, составит 3,5% (или 3,6% на душу населения по ППС).
Во всем мире наблюдается существенное снижение экономической активности, и в такой ситуации – несмотря на то что она имеет краткосрочный характер – особенно опасным может быть уход экономики в состояние дефляции. Наблюдавшаяся в США во время Великой депрессии дефляция привела к снижению цен на 33% и ловушке ликвидности. Помня уроки Великой депрессии, монетарные власти развитых стран особенно внимательно относились к замедлению инфляции во время кризиса 2008–2009 гг. и принимали масштабные меры (в том числе количественное смягчение) для недопущения дефляции в экономике.
Таким образом, несмотря на тот факт, что спусковым крючком текущего кризиса является неэкономический шок, центральные банки стоят перед сложной задачей поддержания оптимального уровня инфляции, сбалансированности финансовой системы и краткосрочного стимулирования экономики.
10(112) 2020
В марте 2020 г. в экономике России наблюдался кратковременный рост спроса на ряд продовольственных товаров и товаров первой необходимости, обусловленный подготовкой населения России к режиму самоизоляции. Положительный шок спроса и ослабление рубля из-за падения цен на нефть и оттока капитала привели к ускорению инфляции до 2,5% в годовом выражении (против 2,3% в феврале 2020 г.). В дальнейшем можно ожидать снижения совокупного спроса, обоснованного прежде всего падением доходов экономических агентов. Степень неопределенности относительно
^^^^^™ Все товары ^^^^^еКартофель ^^^^^м Кура ^^^^^м Морковь
^^^^^Непродовольственные товары г г ^^^^^^ Сахар —Свинина ^^^^^™Яйца
^^^^^м Продовольственные товары
Рис. 1. ИПЦ по группам товаров в России в 2019–2020 гг. и пример продовольственных товаров, по которым наблюдается дефляция (%, месяц к месяцу предыдущего года)
Источник: составлено авторами по данным Росстат, ЕМИСС.
будущего состояния экономики высока, и отрицательные шоки спроса продлятся, как минимум, до снятия режима самоизоляции. В связи с текущей ситуацией Банк России дал сигнал к вероятному снижению ключевой ставки в конце апреля 2020 г. для стимулирования экономики [2].
Теоретически одновременное схлопывание совокупных предложения и спроса может приводить как к росту, так и к снижению общего уровня цен в экономике. На текущий момент инфляция в России находится ниже таргета, и Банк России указывает на превалирование дезинфляционных факторов в среднесрочной перспективе ввиду ограничительных мер большинства стран, замедления мирового спроса и высокой неопределенности [3]. Как показано на рис. 1, процесс замедления темпа прироста потребительских цен в России наблюдается уже более года. К тому же для продовольственных товаров существен риск дефляции, и с конца 2019 г. дефляция уже наблюдается в отдельных товарных группах.
Ситуация продолжительной дезинфляции и дефляции в экономике является нежелательной в силу таких негативных последствий, как рост безработицы выше естественного уровня, откладывание потребления и снижение спроса на потребительское кредитование, удорожание реальной стоимости факторов производства и вынужденный отказ фирм от найма части работников [4].
10(112) 2020
В настоящее время существуют одновременно и проинфляционные факторы. Прежде всего, к ним относится ослабление рубля. Согласно данным Банка России, в 2016–2017 гг. эффект переноса снижался до 0,06 п.п. роста инфляции при снижении курса рубля на 1% [5]. Однако, по нашим оценкам, по аналогии с кризисом 2014–2015 гг. эффект переноса может вновь увеличиться до значений около 0,1 п.п. В некоторой степени данные опасения отражаются уже сейчас в прогнозе Министерства экономического развития по инфляции в апреле 2020 г. (ожидается рост инфляции до 2,6–2,7%) по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года [6] и вероятному росту ожидаемой и наблюдаемой инфляции (согласно предварительным результатам опросов экономических агентов) ( рис. 2 ). В то же время в случае сохранения среднегодовых цен на нефть Urals на уровне 25–30 долл./ барр. мы не ожидаем ослабления рубля в среднем за год ниже 80–85 руб. за доллар, а инфляцию – выше 5–6% по итогам года. При этом в 2021 г. дефляционное давление усилится.
3. Инфляционные процессы в Российской Федерации в условиях кризиса
Таким образом, в текущей ситуации оправданной представляется стимулирующая денежно-кредитная политика, направленная на возврат к цели по инфляции. Проведенный нами анализ показал, что целевое значение инфляции, выбранное монетарными властями на уровне 4%, остается адекватным для российской экономики. Согласно расчетам в рамках анализа денежного рынка и спроса на деньги (квартальные данные за 2000– 2019 гг.), переход Банка России к режиму инфляционного таргетирования и цели 4% снизил потери общественного благосо-

lglglltelii_^
-O_Ol--O>S-a-al--O-O-O-O-O-Ol-
Cl c; Cl с; ro т c; о cl Cl Cl Cl Cl c; Cl гогогоси^оу^ююююгогого
CO CL Z Cl — ^mp;p;o;roooCLZ
I CD c robbO^^CO
CR CD ГО T т ■e у ° ч -e- 2019 2020 ^^e Инфляция (ИПЦ), % -----Ключевая ставка, % ......Цель по инфляции, % ----Ожидаемая инфляция, % ----Наблюдаемая инфляция, % * Прогнозное значение. Рис. 2. Фактическая, ожидаемая и наблюдаемая инфляция в России, % Источник: составлено авторами по материалам Банка России и Агентства «инФОМ» [7]. Таблица 1 Факторы сохранения целевого уровня инфляции в России на уровне 4% Факторы, сдерживающие изменение текущего целевого уровня инфляции • приоритет задачи сохранения последовательного характера ДКП в целях эффективного «заякоривания» инфляционных ожиданий; • негативный опыт стран, испытавших дестабилизирующие последствия прецедентного изменения цели по инфляции (Турция, Бразилия, Китай); • опыт стран, отказавшихся от изменения уровня таргетирования инфляции в целях недопущения будущей волатильности инфляционных ожиданий (Канада, США); • позитивный опыт стран, успешно таргетирующих выбранную цель по инфляции продолжительное время (Австралия, Канада, ЮАР, Чили); • результаты эконометрических исследований, подтверждающие адекватность цели ( [8]) Факторы, сдерживающие установле- Факторы, сдерживающие установление ние цели ниже 4% целевого уровня инфляции выше 4% • необходимость контроля риска дефляции в отдельных отраслях экономики; • сохранение пространства для гибкости политики процентной ставки к смягчению в условиях неиспользования Банком России инструментов нестандартной ДКП; • нежелательность излишней пролонгации политики дезинфляции, требующей жестких монетарных условий. 10(112) 2020 обеспечение сближения цели по инфляции с уровнем стран – основных Рис. 3. Доля торгового оборота России с основными торговыми партнерами и их цель по инфляции, % Источник: составлено авторами по материалам Банка России [9]. • положительная реальная нейтральная ставка процента [10]; • предотвращение роста разброса инфляционных ожиданий. Источник: дополнено авторами по более ранним материалам из [11]. стояния из-за инфляции1. Согласно данным табл. 1, выбранная цель по инфляции соответствует опыту других стран, сохраняет гибкость денежно-кредитной политики к смягчению, выступает фактором снижения вероятности дефляции по отдельным группам товаров, а также формирует четкий сигнал экономическим агентам о том, что регулятором не предполагается излишняя жесткость ДКП, что особенно актуально в текущей ситуации кризиса. Таким образом считаем оправданным осторожное снижение ключевой ставки Банком России2с учетом ситуации на финансовых рынках ради стимулирования совокупного спроса, что должно оказать повышательное давление на величину денежной массы в экономике (несмотря на некоторый рост спроса на наличные деньги из мотива предосторожности3, на текущий момент нет свидетельств снижения величины депозитов физических лиц в банковском секторе и денежного мультипликатора).
Список литературы Инфляционные процессы в российской федерации в условиях кризиса
- IMF. World Economic Outlook. Chapter 1. The Great Lockdown. International Monetary Fund, April 2020.
- Банк России. Выступление Председателя Банка России Э. Набиуллиной на пресс-конференции 17.042020 URL: https:/ / cbr.ru/ press/ event/?id=6656 (дата обращения: 18.Апрель.2020).
- Банк России. Департамент денежно-кредитной политики. Динамика потребительских цен. Информационно-аналитический комментарий. Март 2020. № 3(51).
- Schmitt-Grohé S., Uribe M. The Optimal Rate of Inflation // In: Handbook of Monetary Economics. 2011. Р. 653–722.
- Банк России. Вестник Банка России // Издания Банка России. Декабрь 2019. № 77—78 (2129—2130). С. 1–119.
- Министерство экономического развития. Картина инфляции. Апрель 2020 года // Издания МЭР. 2020. С. 1–2.
- ООО «инФОМ». Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения // Аналитический отчет инФОМ по заказу Банка России. Март 2020. С. 1–50.
- Перевышина Е. Влияние инфляции на темпы экономического роста // Финансы и кредит. 2016. № 9. С. 16–28.
- Банк России. Статистика внешнего сектора 2020. URL: http:/ / www.cbr.ru/ statistics/ macro_itm/ svs/ #highlight=статистика%7Cвнешнего%7Cсектора%7Cстатистики
- Графе К., Грут С., Ригон Л. Нейтральные процентные ставки в странах СЕЕМЕА: движение в унисон с глобальными факторами // Деньги и кредит. 2018. Т. 77. № 1. С. 6–25.
- Синельникова-Мурылева Е.В., Гребенкина А.М. Оптимальная инфляция и инфляционное таргетирование: страновой опыт // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 1.
- Дробышевский С.М., др. и. Оценка потерь благосостояния из-за инфляции: случай России // Вопросы экономики. 2019. № 9. С. 55–69.
- Банк Росси. Показатели деятельности кредитных организаций 2020. URL: https:/ / cbr.ru/ statistics/ bank_sector/ pdko_sub/ (дата обращения: 18.Апрель.2020).