Информация в рамках основного вопроса философии

Автор: Сидоров Геннадий Николаевич, Шустова Ольга Борисовна

Журнал: Вестник Омского государственного аграрного университета @vestnik-omgau

Рубрика: Экономические и социально-гуманитарные науки

Статья в выпуске: 1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье предлагается заменить в определении основного вопроса философии понятие «сознание» понятием «информация». Под информацией с перефразированием Винера предлагается понимать содержание внешнего мира, открывающееся людям после того, как они приспосабливают к нему свои душевные и телесные органы чувств. Приспособление к информации преимущественно телесных органы чувств формирует ученого-материалиста, душевных - идеалиста или богослова, тех и других в относительно равной степени - научного креациониста. Слабое развитие или отсутствие душевных органов чувств, приспосабливаемых к окружающему миру, формирует ученого агностика или атеиста.

Еще

Информация, основной вопрос философии, органы чувств, материалист, креационист, агностик, атеист

Короткий адрес: https://sciup.org/142199139

IDR: 142199139

Текст научной статьи Информация в рамках основного вопроса философии

Во время вечных дискуссий материалистов и идеалистов невозможно обойти такое понятие, как «основной вопрос философии». В 1886 г. с легкой руки Ф. Энгельса философский и научный мир начала грузить сакраментальная фраза: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» [1].

Результаты и обсуждение

Патриарх отечественной философии Д.И. Дубровский относительно основного вопроса философии писал: «Мучительная проблема духа и тела, сознания и мозга на протяжении всей второй половины двадцатого века была предметом интенсивного обсуждения в западной философии. Ей посвящена поистине огромная по объему литература (сотни монографий и сборников, тысячи статей!). На этой теме было зациклено все постпозитивистское движение, поскольку оно стремилось преодолеть крайний гносеологизм логического позитивизма и реабилитировать онтологическую проблематику и «метафизические» основания науки» [2].

В многочисленных, но бесплодных спорах философы, учёные и обычные интеллектуалы, как правило, начинают с сакраментального вопроса: «Что первично: материя или сознание?», «Дух или материя?». Авторы предлагают видоизменить эту привычную формулировку. Почему? Вступая в полемику по этому вопросу, философы-идеалисты и ученые-креационисты сразу подставляют себя под «непробиваемую» критику философов и ученых материалистов: «Сознание – это продукт высокоорганизованной материи человеческого мозга». О духе же материалисты говорить вообще отказываются. Всё! Дальше можно не дискутировать. Идеализм повержен, а с ним вместе и религия.

Авторы ранее неоднократно призывали к обсуждению вопроса о создании единой исследовательской программы на основе представлений как материализма, так и идеализма [3– 6]. «Жить с Богом в душе» призывают ведущие философы страны, совсем ещё недавно преподававшие курс атеизма [7]. Но, к сожалению, на традиционных парадигмальных установках достичь этого, по всей видимости, невозможно. Поэтому в настоящей работе мы предлагаем дискуссию о сближении позиций материализма и идеализма непосредственно с обсуждения краеугольной основы этих мировоззренческих оснований. Мы предлагаем обсудить вопрос о замене в «основном вопросе философии» понятия «сознание» понятием «информа-

ция». Основание для этого мы усматриваем в определениях Норберта Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» [8]. «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [9]. Опираясь на эти определения Винера , но несколько перефразируя их, мы предлагаем такое определение информации: это содержание внешнего мира, открывающееся людям после того как они приспосабливают к нему свои телесные и душевные органы чувств.

Философское научное сообщество хорошо помнит, что впервые рассмотреть «информацию» как « третье понятие, из которого непосредственно вытекают и ментальное, и физическое и благодаря которому их актуальная необходимая связь друг с другом станет для нас прозрачной» предложил Д.И. Дубровский [2]. Философ, анализируя проблемы «сознания и мозга», ввел понятие «субъективная реальность». Впервые эти мысли прозвучали в 1968 г. в знаменитом споре с философом Э.В. Ильенковым о природе идеального. Д.И. Дубровский писал о том, что «объективная реальность» и «субъективная реальность» противоставляются друг другу. При этом последняя носит нематериальный характер [10, 11]. Авторы бы сегодня конкретизировали его мысль, актуальную для парадигмальных представлений того времени: носит трансцендентный характер.

Исходя из определения информации как содержания внешнего мира, открывающееся людям после того как они приспосабливают к нему свои телесные и душевные органы чувств, основной вопрос философии будет звучать так: «Что первично: материя или информация?» Авторы полагают, что все эмпирические науки – это приспособление к информации только телесных органов чувств человека (зрение + микроскопы, адронные коллайдеры, телескопы и др., слух +…, осязание +… и т.п.). Далее, мы исходим из той посылки, что наука отвечает далеко не на все вопросы, волнующие человечество. На вопросы морали, нравственности, совести эмпирическая наука ответить не способна. Но на них уверенно отвечает религия и так или иначе философия как обобщающее поле и для материализма, и для идеализма. По нашему мнению, религия и идеалистическая философии – это как раз и есть приспособление к информации душевных органов чувств человека.

Таким образом: 1. Если исследователь приспосабливает к информации (к содержанию мира) преимущественно свои телесные органы чувств, из него формируется ученый-эмпирик – материалист. 2. Если же человек имеет возможность приспособить к информации свои душевные органы чувств, он становится философом идеалистом или же богословом. 3. В том случае, если ученый или философ имеет возможность приспособить к информации в относительно равной степени и телесные, и душевные органы чувств, такой специалист становится ученым-креационистом. 4. В том варианте, когда у ученого-эмпирика отсутствуют или слабо развиты душевные органы чувств (как у человека может полностью или частично отсутствовать музыкальный слух), исследователь становится либо агностиком, либо атеистом. Агностик заявляет: о том, что выходит за пределы научных методов, ничего не знаю и знать не хочу, и нет смысла тратить на это время и силы. Науке, которую я представляю, о душевных аспектах окружающего мира пока ничего не известно. Атеист, как и ученый материалист, верит в то, что материя первична, но дополнительно к этому утверждает: «Эмпирическими методами Бог не обнаруживается и мои душевные органы чувств Его не ощущают, значит, Его нет!» По сути, атеист становится на позицию госпожи Простаковой из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Вздор все то, чего не знает Митрофанушка» [11]. Креационист тщетно возражает словами Стародума из той же комедии: «…весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь» [11]. Возражение ни к чему не приводит, спор длится тысячелетиями. Мы полагаем, что, скорее всего, агностик не виноват в том, что он не может приспособить свои душевные органы чувств к информации. Так же как не виноват дальтоник в том, что не различает цвета светофора. Тем не менее, агностик честно уходит от обсуждения предлагаемого вопроса. Атеист вроде тоже не виноват. Вопрос дискуссионный и однозначного ответа не имеет. Здесь надо подробно останавиться на таких понятиях, как «свобода воли», «предо- пределение», «силен враг рода человеческого» и др. Но эти метафизические рассуждения авторов уже выходят за рамки обсуждаемой темы. Так или иначе, мы предлагаем философскому и научному сообществу, не отвергая сходу определение информации Норберта Винера, несколько видоизмененное авторами статьи, и не зацикливаясь на разнообразной и потому бесконечной, но малопродуктивной критике этого определения, обсудить вариант предлагаемого нововведения в формулировку основного вопроса философии: «Что первично: материя или информация?»

Конечно, достаточно легко по накатанным рельсам утверждать о том, что информация отражает свойства материи и потому сама является её свойством. Такое возражение, разумеется, имеет право на жизнь, но оно в данном случае неконструктивно, потому что к общему для материализма и идеализма выходу из многовекового дискуссионного спора об основном вопросе философии никогда не приведет.

Можно, напротив, рассуждать, что информация сродни пространству и времени, но пока не родился новый Эйнштейн, который привязал бы её к пространственно-временному континууму, всё это так и останется пустыми рассуждениями. Поэтому говорить-то можно, но такие разговоры тоже неконструктивны.

Вроде бы информация материальна, ведь её записывают ручкой на бумаге, символами на калькуляторе и на дисплее. Оттуда она читается глазами и хранится на материальной полке, в материальной книге. Но информации «плевать» на то записана она или нет. Она просто есть и именно она определяет свойства неживой и живой материи: строение атома, последовательность ДНК, инстинкт продолжения рода. Информация была, есть и будет, именно она выстраивает стройную систему всего сущего, связывая четырьмя известными на сегодня основными взаимодействиями (сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное) материю, время и пространство.

Информация – это и интеграл, и дифференциал, это и аксиомы Эвклида для планеты Земля, и аксиомы Лобачевского и Римана для космоса. Но при этом сама информация не нуждается в том, чтобы ее измеряли и оценивали цифрами, буквами, «омами», «амперами», валентностями, пассионарностью. В этом нуждается человек. Это более чем очевидно, поскольку информации не нужен субъект воспринимающей ее, как и не нужен объект, изучающий ее в сторону субъекта. Последнее утверждение вроде бы спорно. Опять вспомним представления об «информации» как о связи «объективной и субъективной реальностей». Д.И. Дубровский писал: «Информация необходимо воплощена в своем физическом носителе (не существует вне определенного физического объекта, процесса)… Попробуйте это опровергнуть» [2].

Ну что ж, попробуем подискутировать. Вспомним о фундаментальных постоянных мироздания: скорости света (C), гравитационной постоянной (G), постоянной Планка (h), элементарном заряде (e). Эти постоянные едины для всех участков Метагалактики и с течением времени не меняются. По этой причине их называют мировыми постоянными. Эти, и некоторые другие константы, а также размерность пространства (N) определяют структуру Вселенной и её основные свойства. Теперь подумаем. Когда до Большого Взрыва не было ни вещества, ни света, ни гравитационного и других полей и когда всё это «вдруг» появилось, то, что же, это вчерашнее «небытие» само встроилось, как в прокрустово ложе, во все эти постоянные? Или же информация ограничила «новорожденный» свет его скоростью (C), информация связала величину энергии электромагнитного излучения с его частотой при помощи постоянной Планка (h), намертво сцепила все «новорожденные» материальные объекты гравитационной постоянной (G)?

Многократно прав Норберт Винер, пишущий о том, что «как энтропия есть мера дезорганизации, так информация является мерой организации» [9].

Информация не явление, а сущность окружающего нас мира, а уж какую её часть (содержание внешнего мира) человек сможет усвоить и пропустить через свои телесные и душевные органы чувств, таким он и сформируется философом, ученым, обывателем: эмпириком, креационистом, агностиком или же атеистом. Д.И. Дубровский обосновывал связь проблемы «сознание и мозг» через информационный подход и, на наш взгляд, очень убедительно доказывал, что она уже решена в рамках разработанной им информационной концепции. [13]. Мы в очередной раз после Д.И. Дубровского «вспомнили» о понятии «информация» в выдвинутой им гипотезе: о связи «объективной и субъективной реальностей». Несколько перефразируя этого философа, авторы полагают, что именно информация связывает имманентный и трансцендентный миры. При этом останемся в рамках философии, не анализируя богословские исследования, а только упомянем: метафизический вариант расшифровки материалистической парадигмы Д.И. Дубровского надо искать в трудах Григория Паламы.

Так что же все-таки первично? Материя, которая вроде бы имеет начало в Большом Взрыве, или информация, которая выстроила первичную материю в последовательность: адроны, лептоны, фотоны и, наконец, в неживое и живое вещество? Откуда же взялась информация? Если она первична, вроде бы все ясно и понятно. Или же опять тот же бесконечный спор? Ведь что-то же должно быть первичным? Авторам очень хочется вывести свои рассуждения на то, что информация – это, конечно же, и слово. А дальше совсем просто: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [14]. Логично? Логично!

Ведущие философы России пишут сегодня о систематике околонаучных знаний и об отношении ученых к этим знаниям. Пишут об этом обоснованно и убедительно [15, 16]. Мы же предлагаем рассмотреть эту проблему с позиции информации.

Может быть, не так уж и нелепо признать то, что не её, информации, это проблемы, если разные философы, ученые или же люди совсем далекие от науки и философии просто на-просто могут или не могут приспосабливать к информации (содержанию внешнего мира) свои душевные и телесные органы чувств.

А.К. Толстой в стихотворении «Правда» в 1858 г. писал почти о том же, о чем и авторы: «Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих,

И подъехали к правде со семи концов,

И увидели правду со семи сторон.

И вымали мечи булатные,

И рубили друг друга до смерти,

И, рубяся, корились, ругалися,

И брат брата звал обманщиком.

И доселе их внуки рубятся,

Все рубятся за правду, за истину

На великое себе разорение.

А сказана притча не в осуждение,

Не в укор сказана – в поучение,

Людям добрым в уразумение» [17].

Заключение

М.В. Ломоносов в 1761 г., на 97 лет раньше А.К. Толстого и на 255 лет раньше авторов этой статьи, предупреждал: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклепает. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия» [18].

Междоусобие то мнимое. Потому что мы все очень разные. У одних больше открыто зрение внешнее, у других внутреннее, у третьих и то и другое, но у всех в разной степени. «И брат брата зовет обманщиком. И доселе наши внуки рубятся, Все рубятся за правду, за истину, На великое себе разорение».

Список литературы Информация в рамках основного вопроса философии

  • Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии/Ф. Энгельс//К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2 изд. -Т. 21. -М.: Государственное издательство политической литературы. -С. 283
  • Дубровский, Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения (в связи со статьей Т. Нагеля «Мыслимость невозможного и проблема духа и тела»)/Д.И. Дубровский//Вопросы философии, 2002. -№ 10. -С. 98, 112.
  • Сидоров, Г.Н. Наука и философия о развитии жизни на Земле/Г.Н. Сидоров, О.Б. Шустова, В.И. Разумов//Философия науки, 2003. -№ 4 (19). -С. 36 -63.
  • Шустова, О.Б. Сравнительный анализ эволюционного и креационного подходов к происхождению и развитию жизни: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.08/Шустова Ольга Борисовна; Ин-т философии и права ОИИФФ СО РАН. -Новосибирск, 2006. -16 с.
  • Шустова, О.Б. Материалистический и апологетический подходы к антропогенезу: опыт философского синтеза/О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров//Омский научный вестник. -2010. -№ 1 (94). -С. 129 -132.
  • Сидоров, Г.Н. Гносеологические проблемы взаимоотношения науки и религии в современном обществе/Г.Н. Сидоров, О.Б. Шустова//Современные проблемы науки и образования, 2012. -№ 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6702 (дата обращения: 18.07. 2012).
  • Федяев, Д.М. Дух и духовность в контексте времени/Д.М Федяев, Е.Ю. Навойчик//Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2013. -№ 1. -С. 49-53.
  • Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине./Н. Винер Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. 2-е изд. -М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. -С. 208
  • Винер, Н. Человек управляющий./Н. Винер. -СПб.: Питер, 2001. -С. 14, 17
  • Дубровский, Д.И. Мозг и психика/Д.И. Дубровский//Вопросы философии, 1968. -№ 8. -С. 125-135.
  • Дубровский, Д.И. По поводу статьи Э.В. Ильенкова «Психика и мозг»/Д.И. Дубровский//Вопросы философии, 1969. -№ 3. -С. 142.
  • Фонвизин, Д. И. Недоросль./Д.И. Фонвизин//Собр. соч. в 2-х томах М.-Л., Государственное издательство художественной литературы. 1959. -Т. 1. -С. 163.
  • Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект/Д.И. Дубровский. -М.: Стратегия-Центр, 2007. -272 с.
  • От Иоанна Святое благовествование.//Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. -М.: Московская патриархия, 1979. гл.1, ст.1
  • Денисов, С.Ф. Систематика околонаучного знания/С.Ф. Денисов, Л.В. Денисова//Омский научный вестник, 2013. -№ 5 (122). -С. 81-85.
  • Денисов, С.Ф. Типы отношения ученых к околонаучному знанию/С.Ф. Денисов, Л.В. Денисова//Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2013. -№ 1. -С. 25 -28.
  • Толстой, А.К. Правда/А.К. Толстой/Собр. соч. в 4 томах. -М.: Правда, 1969.-Т. 1. -С. 239-240.
  • Ломоносов, М.В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-петербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года/М.В. Ломоносов//Полное собрание сочинений. -М.; Л., 1955. -Т. 4. -С. 373.
Еще
Статья научная