Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан)
Автор: Сайфутдинова Лилия Ханифовна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 5, 2014 года.
Бесплатный доступ
Рассматривая информационную политику государства как один из факторов обеспечения политической стабильности и национальной безопасности, автор обращается к вопросу регулирования межэтнических отношений посредством СМИ. В связи с этим на примере Республики Татарстан исследуется региональное измерение государственной информационной политики, анализируются ее законодательный и практический аспекты, а также выявляются проблемы и перспективы дальнейшего использования медийных инструментов в межэтнической сфере.
Государственная информационная политика, средства массовой информации, межэтнические отношения, межэтническое и межконфессиональное согласие
Короткий адрес: https://sciup.org/170167473
IDR: 170167473
Текст научной статьи Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан)
Информационная политика государства в современном политическом процессе требует рассмотрения в качестве отдельного специфи- ческого вида политической деятельности. Основные подходы к проблеме становления государственной информационной политики сформировались еще в XIX в., и уже тогда средства массовой информации трактовались как один из основных политических институтов. Проблема получила новый виток в 60-х гг. ХХ в. в связи с вступлением развитых стран в стадию постиндустриального, информационного общества. Современные СМИ, являясь инструментом отображения реальности, превращаются в инструмент создания реальности [Champagne 1993: 74].
Относительно понятия «информационная политика» в отечественной литературе распространенным является определение В.Д. Попова: информационная политика – «это особая сфера жизнедеятельности, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение конструктивного диалога между ними и их представителями» [Попов 2003: 38]. Иначе трактует этот термин Ю.А. Нисневич, который считает, что «информационная политика – это совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, задачи государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разработанных и реализуемых государственной властью для регулирования процессов информационного взаимодействия» [Нисневич 1997: 8].
Схожим по значению является определение, данное А.В. Манойло, с которым согласен автор настоящей статьи. Информационная политика – это «деятельность системы государственной власти и управления по созданию условий для успешного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие» [Манойло 2003: 330].
Как следует из вышеприведенных определений, значение информационной политики не ограничивается лишь областью распространения информации. В условиях поликультурного характера российского общества, на фоне потенциальных рисков возникновения напряженности и конфликтов, а также проявлений экстремизма на этнокон-фессиональной почве государственная информационная политика в сфере регулирования межэтнических отношений становится важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и политической стабильности.
В качестве основного объекта информационной политики выделяются СМИ, которые играют роль своеобразного механизма регулирования отмеченных проблем. Освещая культурные традиции, обычаи и межэтническое разнообразие, СМИ тем самым способствуют росту конструктивного национального самосознания, позитивного взаимопроникновения различных культур. В то же время в случае возникновения межэтнических противоречий СМИ способны не допустить эскалации конфликтов и уменьшить их возможные негативные последствия.
Исключительная важность обозначенной темы диктует необходимость ее исследования в рамках различных областей междисциплинарного знания. Между тем, в объеме исследований, посвященных тем или иным аспектам информационной политики государства, в т.ч. в сфере регулирования межэтнических отношений, превалируют социологические и культурологические рамки изучения. Но политологический аспект рассматриваемой проблемы, по мнению автора, также требует своего освещения. Не умаляя значимости имеющихся разработок, нельзя также не отметить, что в научной литературе мало трудов о практических аспектах информационной политики, в то время как на федеральном и на региональном уровнях ведется активная работа в данном направлении.
Одним из передовых субъектов федерации в плане проработки законодательной базы в сфере регулирования межэтнических отношений является Республика Татарстан. После принятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года1 республика в числе первых регионов привела в соответствие с данным документом собственную Концепцию национальной политики. И хотя Татарстан принимает участие в реализации значимых федеральных программ в межэтнической сфере, однако отдельного рассмотрения заслуживает его собственный региональный опыт.
Насыщенным в плане принятия нормативных документов в сфере национальной политики для региона стал 2013 г., когда были приняты сразу 5 программ: «Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан» 1 , «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2016 годы» 2 , «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014– 2016 годы)» 3 , «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» 4 , подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2014–2016 годы» 5 в рамках программы по профилактике правонарушений.
Помимо основных программных мероприятий, в республиканских документах изложены пути и механизмы работы СМИ по формированию и укреплению гражданской идентичности, которые развиваются в трех направлениях: мероприятия в рамках реализации национальной политики, профилактика экстремизма и терроризма, патриотическое воспитание молодежи. Следует отметить наиболее важные республи- канские программы в обозначенной сфере.
-
1. Государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2016 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 октября 2013 г. № 742.
-
2. Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012–2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2012 г. № 1043.
-
3. Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи в Республике Татарстан на 2011–2013 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 марта 2011 г. № 204.
Анализ нормативных документов Республики Татарстан, касающихся сферы межэтнического взаимодействия, свидетельствует о том, что положения о ее информационной поддержке крайне разрознены. Как представляется, зафиксированные во множестве законодательных актов некоторые нормы чрезмерно дублируют не только друг друга, но и поручения президента РФ.
Обобщая имеющийся практический опыт Республики Татарстан, можно выделить следующие основные группы мероприятий в сфере регулирования межэтнических отношений в рамках государственной информационной политики:
-
– создание журналистских материалов по теме этнического многообразия в целях широкого просвещения граждан, а также формирования в сознании граждан культуры мирного сосуществования представителей различных этносов, патриотического воспитания молодежи;
– освещение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере национальной политики;
– создание полиграфической и видеопродукции, направленной на пропаганду антиэкстремистских ценностей, культуры толерантности в многонациональном обществе; организация и регулярное проведение конференций,
учебно-практических курсов, семинаров для журналистов по освещению межэтнической тематики; проведение журналистских конкурсов по межэтнической и антиэкстремистской проблематике;
– мониторинг материалов СМИ на предмет публикаций, содержащих признаки экстремизма и оскорбляющих национальные чувства этнических групп;
– государственная поддержка национальных средств массовой информации; учреждение тематических СМИ, специализирующихся на межэтнических вопросах.
Перечисленные пункты в Республике Татарстан закреплены за ответственным исполнителем – Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», ведомством, осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций. Как следует из отчета о деятельности Агентства за 2012 г. (размещен на официальном сайте; более свежие данные в открытом доступе не представлены) 1 , «в рамках программы по профилактике экстремизма за год вышло более 300 материалов в СМИ, а по патриотическому воспитанию – более 450». В то же время по другим социально значимым программам данные цифры в разы больше: программа профилактики наркотизации населения – более 2 000, программа по правовому просвещению – более 1 500, антикоррупционная программа – более 1 200 материалов. Это наглядно демонстрирует тот факт, что, несмотря на богатую законодательную базу и пристальное внимание республиканской власти к вопросам этничности, профилактике терроризма и экстремизма, возникает некоторое несоответствие декларируемых целей и реальных показателей при реализации на практике принятых программ.
В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность информационной политики в сфере регулирования межэтнических отношений не может обеспечиваться лишь с помощью роста числа «позитивных» материалов в СМИ. В комплексе республиканских мер по данному направлению отсутствует системность в оценке эффективности информационного обеспечения. В частности, государственный заказ на создание журналистских материалов по социально значимым темам осуществляется преимущественно в СМИ, имеющих сравнительно небольшую аудиторию, – в «официозных» изданиях, проводящих госполитику и получающих государственное финансирование. Тиражи республиканских печатных изданий с каждым годом снижаются2, а с 2012 г. в них заметно увеличился объем рекламных площадей в ущерб контенту3. В связи с этим использование более популярных медийных ресурсов, авторитетных изданий, имеющих большую аудиторию, позволило бы эффективнее доносить информацию до целевых групп.
Необходимо также осуществлять медиаизмерения по итогам проводимых информационных кампаний: измерение аудитории передач, выявление их рейтинга и отзывов телезрителей. Данные подобных исследований позволили бы внести корректировки при медиапланировании, чтобы достигнуть качественных результатов при реализации государственных программ.
Таким образом, законодательство Республики Татарстан о государственном управлении в сфере печати и массовых коммуникаций основывается на оптимальном сочетании гражданской и этнической идентичностей, признании многообразия народов Татарстана и провозглашении их как единой общности внутри государства. Однако анализ результатов практической деятельности по государственному регулированию межэтнических отношений посредством СМИ показывает, что в обозначенной сфере имеются определенные проблемы, которые пока не получают своего реш ения.