Информационная среда и качество жизни современного человека

Автор: Жукова В.В., Герасименко М.Н.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 1 (55), 2020 года.

Бесплатный доступ

В данной статье выявляется влияние информационной среды на качество жизни человека. Рассмотрены особенности влияния техногенной среды, как с положительной стороны, так и с отрицательной. Выделяется путь решения проблемы отрицательного влияния - использование технологий социальной диагностики коммуникативного пространства, позволяющих выявить информацию о социально значимых результатах взаимосвязи между человеком и его информационной средой. Выявлена закономерность: предпочтения людей в телевидении - их коммуникативные навыки. Раскрыта закономерность влияния информационной среды на социально-коммуникативные навыки личности.

Информационная среда, влияние информационной среды, технологии социальной диагностики коммуникативного пространства, аудитория, коммуникативные навыки, качество жизни человека

Короткий адрес: https://sciup.org/140274965

IDR: 140274965

Текст научной статьи Информационная среда и качество жизни современного человека

Branch of SBOU VO SGPI in Zheleznovodsk, Russia

Branch of SBOU VO SGPI in Zheleznovodsk, Russia

Scientific adviser: Burakova I.S.

associate Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines Branch of SBOU VO SGPI in Zheleznovodsk, Russia INFORMATION ENVIRONMENT AND QUALITY OF LIFE OF

MODERN MAN

Annotation: This article reveals the influence of the information environment on the quality of human life. The features of the influence of the technogenic environment, both on the positive side and on the negative side, are considered. The author identifies a way to solve the problem of negative influence – the use of technologies for social diagnostics of the communicative space, which allow to reveal information about the socially significant results of the relationship between a person and his information environment. The regularity is revealed: people's preferences in television – their communication skills. The regularity of influence of the information environment on social and communicative skills of the person is revealed.

Keyword: Information environment, influence of information environment, technologies of social diagnostics of communicative space, audience, communication skills, quality of human life.

Одним из условий существования и преобразования человеческой цивилизации, без сомнения, является информационная среда, которая, окружает каждого из нас, как воздух, который нам жизненно необходим, не запрашивая индивидуального разрешения или согласия, так или иначе: мы узнаем новости и делаем выводы на их основе; принимать или отвергать идеи, правила и модели поведения и реагирования; мы получаем стимулы для определенных эмоций. И поскольку эта среда создается людьми, мы можем говорить о постоянных взаимодействиях и взаимных влияниях человека с его информационной средой.

Люди давно разработали критерии и методы оценки воздействия природной среды. Например, известно, что длительное охлаждение или перегревание опасно и вредно для организма человека. Существуют различные способы нагрева и охлаждения, чтобы нейтрализовать их вредное воздействие. Влияние техногенной среды на жизнь и здоровье человека, а также на баланс в природе отслеживается и корректируется там, где это возможно, это и является экологией. Ситуация с влиянием информационной среды менее заметна и поэтому не вызывает острой социальной озабоченности, даже если это тоже экология – экология человека: качество нашей жизни также зависит от качества информационной среды. В данном случае речь идет не только об ощущении комфорта и чувственного удовольствия, которое авторы реклам, таких как «Я заслуживаю ...», стремятся пробудить в обществе, но также о моральных устоях и, следовательно, будущем молодого поколения и даже индивидуальной информационной безопасности.

Ярким примером может послужить ситуация, сложившаяся летом 2002 года, во время трансляции чемпионата по футболу был показан агрессивный рекламный ролик: человек с бейсбольной битой разбивал стекла автомобиля. Этот момент вызвал подобные агрессивные действия со стороны футбольных фанатов, собравшихся в центре Москвы, спровоцировал страх и даже панику в обществе. Можно привести много подобных примеров, но самое печальное то, что организаторы негативно окрашенного информационного пространства обычно не несут ответственности за последствия своей деятельности.

Учитывая такие случаи, как можно измерить влияние информационной среды на социально значимые процессы в обществе, связанные, например, с неоправданными страхами и тревогами людей, с их разобщенностью, агрессией и изменением традиционных качеств национального менталитета?

Отсутствие до недавнего времени действительно функционирующего инструмента этого измерения и, следовательно, доказательств, имеющих отношение к полностью оправданной социальной тревоге, позволило и продолжает позволять существование и даже процветание не только вышесказанной, но и другой обратной точки зрения, связанной с обвинениями в преувеличенных страхах и некоторых чрезмерно активных страхах, не понимающих тенденций времени и тенденций «открытого мира» противников прогресса.

На обсуждениях и различного рода дискуссиях могут прозвучать, например, предложения исключить или хотя бы ограничить показ на телеэкранах агрессивно направленную видеопродукцию – а у противоположной стороны могут возникнуть мысли к примеру, о запретах и советских фильмов о войне, в которых происходят убийства. Сценарий дальнейшего один и тот же: часть прессы будет протестовать против посягательств на свободу слова. А обескураженные люди в виде отдельных представителей науки и культуры, сферы образования и управленческих структур, а также некоторая часть родителей, бабушек и дедушек, начнут сомневаться, чувствуя себя отставшими от жизни, или же – не смогут найти и сформулировать необходимые аргументы, чтобы доказать основание своих тревог и опасений.

Общественное мнение о современных коммуникационных процессах характеризуется многими разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, это бизнес и личные интересы, лежащие в основе идеи свободы слова, с другой – интуитивные и раздробленные страхи относительно духовности и морали, о будущем страны, нации, человеческой цивилизации. Есть и третий компонент – люди, не желающие что-либо менять, так как помнят старые идеологические времена, связанные со строгой цензурой, что не вызывает у них положительного отклика на повторение данного жизненного этапа. Существует и четвертая составляющая – огромное количество потребителей, которые достаточно спокойны и довольны тем, что им предлагают. Известно, что аудитория – это современный «живой продукт», за который ведется достаточно жестокая борьба, его количество тщательно отслеживается с помощью современного инструмента – рейтингов: чем больше такого «продукта», тем выше уровень рекламы и, следовательно, тем больше коммерческая прибыль.

Неопределенная ситуация такого рода может продолжаться бесконечно, пока не утихнут недовольства последних, беспокоящихся, или пока информационная среда, как в старые времена, не начнет организовываться в соответствии с принципом цензуры. Оба варианта, конечно, регресс. Свобода слова является великим достижением демократии, а ее ограничение означает движение назад.

Обществу, все-таки и свобода слова необходима сравнительно тех социальных издержек, содержащихся в свободе слова, направленной лишь на интересы бизнеса, а у нас она главным образом именно такая. Если рассмотреть данный расклад, созревает вопрос – от чего может быть свобода? И потом, может ли общество надеяться на «самостоятельную корректировку» работников СМИ? Чтобы найти выход из этого, казалось бы, тупика, следует исследовать единственное направление – широкое использование технологий социальной диагностики коммуникативного пространства, позволяющие выявить информацию о социально значимых результатах взаимосвязи между человеком и его информационной средой, с учетом настоящих и будущих социальных последействий [1].

Чтобы принимать всевозможные решения, связанные с социальной коммуникацией, и каждый индивидуально заинтересованный в этом человек, и особенно профессионалы должны уметь предвидеть не абстрактно, а на уровне научных данных, всевозможные последствия «встречи» различных групп аудитории с конкретным фильмом или мультфильмом, телевизионной программой или книгой и тому подобного. Делать выводы о влиянии на аудиторию того или иного произведения, рассматривая лишь его содержание, - нерентабельно. И в советских фильмах о войне, и в современных информационных телепрограммах, и даже в детских передачах присутствуют сцены жестокости. Однако коммуникативные намерения авторов всегда разные, они и не могут быть одинаковы.

Современные технологии социальной диагностики позволяют с максимальной точностью «определить» исходы мотивов и целей любой целостной и законченной работы, даже если автор пытается скрыть, замаскировать свои истинные цели и мотивы, а также - когда, наоборот, это не определяет задачу их формулирования: все искусство, как известно, интуитивно понятно.

Нет никаких оснований ожидать, что компании, питающиеся просторами современного социокультурного пространства, добровольно профинансируют этот тип диагностики, но социального порядка для этого еще нет. Сильнее усугубляет ситуацию наличие того факта, что идея преувеличения, нетипичные случаи негативного влияния информационной среды на новые поколения, а также своего рода странность, маргинальность заинтересованных лиц в ее совершенствовании, успешно внедряются в общественное сознание.

Социально-диагностические технологии позволяют определить, процентное соотношение аудитории и качество восприятия ей той или иной работы и, соответственно, направление социального последействия: например, какая часть школьников, поймет, что в мультфильме, вызывавшем ожесточенные дискуссии, – сплошные шутки, и какая – этого не поймет и начнет копировать главных героев, отличающихся достаточно странным поведением.

Операционализация характеристик, направленных на выявление умения человека адекватно понимать истинные мотивы и цели, преследуемые автором при создании, коммуникатором, позволяет значительно новое разграничение аудитории – по коммуникативным навыкам.

Почти все свойства, раскрывающие представления человека об окружающем мире и его месте в нем, коррелируют с уровнем развития его коммуникативных навыков. Люди с развитыми коммуникативными навыками являются более дружелюбными, более терпимыми, чем те, кто развил такие навыки только частично или не проявил их вообще. Именно эта немногочисленная группа аудитории – с развитыми коммуникативными навыками – имеет возможность критически отнестись к современной «шутливости» телевидения, к противоречащим нормам общепринятой морали, фантазиям и вымыслам авторов, и с легкостью уличит любые приемы проявляемых манипуляций. Другая часть аудитории все-таки поддается манипуляторным технологиям, часто слепо подражает героям современной культуры, даже в тех случаях, когда их действия и эмоции не находятся ни в гармонии, ни соответствуют общепринятым моральным стандартам, которые воспитываются в школе, семье, прививаются классическим искусством и религией.

Учитывая современные веяния информационной среды, большинство детей персонифицируют себя не с положительными, добрыми героями, как это было еще несколько десятилетий тому назад, а с весьма сомнительными персонажами популярных передач, в том числе с ведьмами, волшебниками, мутантами и прочими супер-сущностями, мечтая прежде всего о личном могуществе, полной свободы воли и безнаказанности. При этом характеризуются детьми такие любимчики сомнительно, что заставляет задуматься: персонаж нравится, потому что он прикольный, клёвый, смешной; потому что его все боятся, потому, что он злой…

Выявлена закономерность: дети с негативной «картиной мира» относятся недружелюбно к сверстникам другой национальности или другого вероисповедания; окружающий мир кажется им плохим, злым; в игровых ситуациях предпочитают роль агрессивных персонажей, например, киллера из компьютерной игры. Такие дети могут стать потенциальными инициаторами асоциальных явлений в своей взрослой жизни. В настоящее же время, важно подчеркнуть, что это обычные дети из обычных семей. «Картины мира», вызывающие у детей тревогу, не дают уверенности, что из них вырастут гармонично развитые, позитивно настроенные люди [2].

Для получения объективных данных о влиянии социокультурной среды на различные группы населения, особенно на детей и подростков, необходим социальный заказ. Также необходима возможность широкой гласности для публикации результатов исследований. И тогда родители и учителя, работники образования и учреждений культуры смогут надлежащим образом выбирать или рекомендовать и, прежде всего, объяснять подлинную мотивацию и целенаправленную ориентацию наиболее популярных телевизионных программ, мультфильмов, компьютерных игр, книг.

В настоящее время практически невозможно изолировать людей, а тем более детей от информационной среды, при этом встает вопрос – необходимо ли это: ведь быть в курсе последних новинок – это важный элемент социализации личности. Приоритет во владении новыми знаниями, в том числе информацией об инновациях в области культуры, хотя и массовой, связан с чувством престижа, «включением» в современные реалии. Найдется ли сегодня ребенок, не знающий о Гарри Поттере? Другое дело – критически относится к такому виду знания, отказавшись от слепого подражания. Такое отношение может встретиться лишь среди коммуникально-развитых людей, то есть достаточно небольшой части аудитории.

Между тем, нужно признать, что большинство людей, хоть и уверенных в том, что они самостоятельны в информационной среде и независимы от нее, не только беспомощны, но на самом деле подвержены прочному влиянию, манипулированию и бездумному подражанию.

Мотивационные и целевые ориентиры большинства работ, предлагаемых современной аудитории, напрочь стирают традиционную грань между добром и злом: это проявляется в неразборчивости героев в средствах достижения цели, а также поэтизация силы, жестокие отношения, некоторые магические способности, которые дают силу и признание. И поскольку информационная среда воспринимается вышеупомянутыми группами аудитории как независимо выбранный источник удовольствия и развлечения, социум имеет то, что имеет.

В заключение следует сказать, что коммуникативные навыки, характеризующие степень способности одного человека адекватно понимать другого человека, вероятно, улучшатся. Образовательные методы, которые развивают коммуникативные навыки человека, также были успешно разработаны и проверены в контексте нашей отечественной науки. Позитивные изменения после занятий для развития этих навыков регистрируются сегодня не только среди студентов, но и среди учащихся начальной школы [3]. Главное, продолжать искать пути оптимального развития информационной среды, с наименьшим отрицательным влиянием на качество жизни современного человека.

Список литературы Информационная среда и качество жизни современного человека

  • Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Отв. ред. Т.М. Дридзе. Книга 1. М.: ИС РАН, 2000, С. 5-42.
  • Дети и проблемы толерантности. Отв. ред. Адамьянц Т.З. М., ИС РАН, 2003; Адамьянц Т.З.Диалог как основа толерантности". М., ИС РАН, 2005.
  • Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. Учебное пособие. - М.: ИС РАН, 2005; Адамьянц Т.З.Социальные коммуникации. Учебная программа. - М.: ГУУ, 2005; Адамьянц Т.З. В поисках смыслового и эмоционального контакта / Мир психологии, 2002, №4; Адамьянц Т.З. От человека разумного - к человеку понимающему: к проблеме развития коммуникативных навыков студентов / Вестник университета (ГУУ), 2007, №3.
Статья научная