Информационная война

Автор: Внучков А.Ю., Захаров М.В., Кивелюк И.И.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 11 (29), 2017 года.

Бесплатный доступ

Во времена Холодной войны информация о достижениях в разных сферах общественной жизни, население СССР получали через призму радио и телевидения. Сегодня, чтобы разобраться в вопросе достаточно подключения к сети Интернет, обладать навыками поиска. Интернет-пространство в государственных или коммерческих целях используют определенные организации для реализации собственных интересах.

Информационная война, война, кибербезопасность, кибератака, директива, киберотделы, кибершпионах, последствия

Короткий адрес: https://sciup.org/140270407

IDR: 140270407

Текст научной статьи Информационная война

Война - «организованная вооруженная борьба между государствами, классами или нациями (народами)». [2, С. 239]. Информационная война – один из способов ведения войны, который применяется в государственных или коммерческих целях.

Впервые определение «информационная война» было предложено американским ученым-физиком Томасом Роном. Данный термин он применил в 1976 году в своем отчете «Системы оружия и информационная война» для компании «Boeing». [5]

В 1991 году во время проведения операция «Буря в пустыне» Министерство обороны США ввело в документы определение «информационная война». Данное введение было обосновано возникновением новых задач и использованием новых информационных технологий как средств ведения боевых действий.

В 1992 году в директиве DODD 3600 был введен на официальном уровне в США термин «информационная война».

При этом, собственно явление «информационная война» известно давно. Воздействие на поступки и умы человека использовались в древнем мире. Например, Фукидид в собственных трудах описывает, как распускали слухи, как использовали предательство, как запугали противника новым, более страшным оружием и т.д. Гай Юлий Цезарь обращался к методам оказания психологического воздействия на своего противника в галльской и африканской войнах.

Таким образом, стремление оказать воздействие на противника различными способами и приемами можно проследить в различные временные эпохи у различных народов мира.

В XXI веку появились новые технологии и психологические исследования, что оказало влияние на изменение и модернизацию способов ведения информационной войны.

В 1998 году Министерство обороны США утвердило документ «Объединенная доктрина информационных операций», в котором было зафиксировано следующее определение «информационная война». Информационная война – это « комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника ». [3]

Как следствие, несмотря на то, что появилось новое направление ведений войны, цели по ее сути остались без изменения (достижение информационного превосходства, оказание деструктивного воздействия на системы принятий решений и управления, получение экономической выгоды и т.д.), изменилось только место ведения боевых действий.

На настоящий момент времени более 60 стран мира ведут деятельность в области разработки средств компьютерного наблюдения, шпионажа и т.д. Во многих странах мира (США, Российская Федерация, Китай, Франция и т.д.) были созданы военные специализированные киберотделы, которые занимаются оказанием противодействия возникновению и нейтрализации угроз информационной безопасности. Данные страны активно ведут разработку и осуществляют закупку инструментов для ведения наблюдения внутри государства и вне его.

В каждой стране выработана собственная стратегия ведения информационной войны. Для каждой страны характерна своя модель поведения. Например, США полагают, что основная угроза исходит от Китая. Китайские хакеры, как правило, специализируются на кибершпионаже, воровстве интеллектуальной собственности (военная техника, система ПВО, самолеты, продукты автомобильной промышленности и т.д.). При этом, США основным противником считают Российскую Федерацию на информационно-идеологической линии.

В США в 2015 году была разработана Пентагоном стратегия кибербезопасности, где были выделены следующие основные направления деятельности:

  • -    защита информационных собственных систем от атак хакеров извне;

  • -    работа с зарубежными союзниками и другими агентствами по направлению сбор информации разведывательного характера, ведение совместных операций с ЦРУ, ФБР, АНБ и другими иностранными спецслужбами, создание оперативной особой группы по направлению кибербезопасность;

  • -    оказание кибернетической поддержки военных операций США, привлечение гражданских квалифицированных специалистов.

В данном документе США открыто обозначает основных своих противников в киберпротивоборстве: КНДР, Российская Федерация, Иран, Китай. При этом, в документе обозначены и негосударственные акторы, (например, хакеры преступных синдикатов).

Таким образом, США признало эффективность ведения информационной войны, ведения боевых действий в киберпространстве.

Стоит отметить, что не во всех странах мира используется определение «кибербезопасность». Например, в Китае применяют термин «информационная безопасность». В Китае большое внимание уделяется развитию киберотделов, экономическому кибершпионажу.

При этом, подход Китая в области обеспечения кибербезопасности совпадает с подходом других стран мира: кибершпионаж и хакерские атаки против стран Японии, Запада, Южной Кореи. Они совершаются около хакерскими государственными группами или отделами НОАК.

Каждая информационная военная кампания имеет собственные последствия: социальные, экономические, технологические, международные. Социальные последствия направлены на контроль мнения общества и оказание влияния на его решения в пользу страны или организации. Контроль мнения можно достигнуть, например, при помощи оказания поддержки изоляции – важнейшая часть любой информационный войны, или пропаганды по средством использования разных каналов информации (социальные сети, чаты, телевидение и т.д.), позволяющих донести определенную информацию до людей. Таким образом, информационная атака может стать причиной возникновения ощущения уязвимости в обществе, так как население страны начнет считать себя незащищенным государством от внешних информационных угроз.

Экономические последствия от киберагрессии оказывают отрицательное влияние на доходы и производительность, имидж организаций, как следствие, и экономик стран мира.

Технологические последствия от информационных военных кампаний оказывают, как и экономические последствия, негативное влияние на финансовые и имиджевые процессы компаний.

Международные последствия направлены на введение внешнего мира в заблуждение, изоляцию в освещение определенных событий другими странами. При этом, в наличие положительные изменения в организации работ совместных групп из разных стран мира. Например, Российская Федерация в 2017 году выступила с призывом создать вместе с США совместные группы по направлению кибербезопасность. МИД Российской Федерации предложил разработать международную конвенцию по направлению информационная безопасность – проект, включающий в себя правила поведения в киберпространстве, методы и способы ликвидации рисков и угроз со стороны хакерских атак. Бизнес-сообщество из разных стран мира выступают за принятие международных норм кибербезопасности. Например, в 2017 году руководство компании «Microsoft» выступил с предложением принять данные нормы, которые должны стать аналогом Женевской конвенции.

Таким образом, обеспечение кибербезопасности во многих странах мира и коммерческих структурах рассматривается одной из ключевых задач международной общественности. Необходимо предпринимать определенные меры взаимодействия при кибератаках, разрабатывать новые методы и программное обеспечение, которые окажут влияние на снижение угроз, исходящих от использования хакерами разных персонифицированных подходов в рассылке фишинговых писем, оставления в системах вирусов и т.д.

Список литературы Информационная война

  • Прокофьев В.Ф. Объект атаки - подсознание человека // Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке: Сб. науч. тр. - URL: http://makeyev.msk/ru/pub/sys/2004/russia_wor_securityhtml
  • СЭС. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  • Joint Pub 3-13 "Information Operations", DOD US, December 1998.
  • Martin C. Libicki. What Is Information Warfare? - Center for Advanced Concepts and Technology Institute for National Strategic Studies. NATIONAL DEFENSE UNIVERSITY. - 1995. 104.
  • Thomas P. Rona, "Weapon Systems and Information War", Boeing Aerospace Co.,Seattle, WA, 1976. 5.
Статья научная