Информационно-психологические последствия гражданской войны в России
Автор: Яковец Е.Н.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 (32), 2013 года.
Бесплатный доступ
Проведен правовой анализ основных мер, связанных с подавлением антиправительственных выступлений под руководством А. Антонова в 1921 г. Приведены нормативные документы, свидетельствующие о применении частями Красной Армии, наряду с прочими способами ликвидации незаконных вооруженных формирований, боевых отравляющих веществ. Анализируются различные, зачастую полярные точки зрения, относительно достоверности информации об их применении и легитимности данных мер.
Антибольшевистские выступления, уничтожение представителей ркп(б) и советской власти, срыв продразверстки, нападения на небольшие отряды ркка, институт заложников, непрерывное преследование, автомобильные отряды, газовые атаки
Короткий адрес: https://sciup.org/142232420
IDR: 142232420
Текст научной статьи Информационно-психологические последствия гражданской войны в России
После окончания гражданской войны в социально-экономической сфере молодой Советской Республики начали нарастать негативные тенденции, вызванные развалом народного хозяйства и углублением непопулярных среди населения мер, связанных с «военным коммунизмом»: дальнейшей национализацией даже мелких предприятий, расширением списка сельскохозяйственной продукции, подлежавшей продразверстке, планировавшейся отменой денежного обращения и др. Закрытие заводов и сокращение хлебного пайка повлекли за собой забастовки в Москве и Петрограде. В феврале 1921 г. в Петрограде была организована антибольшевистская демонстрация. Рабочие выступали против безработицы, нехватки продуктов питания, принудительного труда, уравнительной системы оплаты труда, ущемления прав профсоюзов. В этот же период были отмечены волнения среди солдат и матросов некоторых гарнизонов.
В ряде случаев антибольшевистские выступления имели настолько массовый характер, что некоторые исследователи рассматривают их как продолжение гражданской войны. Одним из таких «всплесков» активности населения явилось антиправительственное выступление крестьян на Тамбовщине под руководством А. Антонова. С военноправовой точки зрения представляет интерес дискуссия относительно легитимности методов, применявшихся при их подавлении частями Красной Армии и другими военизированными структурами.
В частности И. Бойков, правда без ссылок на какие-либо документы, отмечает в данной связи, что назначенный 12 мая 1921 г. на должность командующего советскими войсками, дислоцированными в Тамбовской губернии, М.В. Тухачевский стал главным палачом крестьян. С его именем связаны самые кровавые страницы в истории Тамбовского восстания. Тухачевским была введена практика взятия заложников из сел, жители которых сочувственно относились к повстанцам. Если антоновцы не прекращали сопротивления, то заложники расстреливались. Такими же средствами Тухачевский производил изъятие у населения оружия и наказание семей, укрывавших повстанцев. Семьи антоновцев помещались в концлагеря.
Далее И. Бойков отмечает следующее: «Тухачевский приказал окружать леса, в которых скрывались антоновские части, и обстреливать их химическими снарядами с таким расчетом, чтобы ядовитое облако полностью окутало лес и «уничтожило там все живое». Газовые атаки стали массовыми, хотя и были к тому времени запрещены международными конвенциями. Только это изуверство смогло, наконец, сломить повстанцев. Над разбитыми антоновскими отрядами летали советские самолеты, помимо бомб, сбрасывающие листовки с призывами немедленно сдаваться. Всем добровольно сложившим оружие была обещана немедленная амнистия. Некоторые верили этому и шли в плен. А Уборевич рапортовал Тухачевскому: «1000 бандитов сдалось - 1000 расстреляно, 500 сдалось - 500 расстреляно». Большевикам также принадлежит создание машин-душегубок. Они исправно травили выхлопными газами перевозимых осужденных.
К осени 1921 года, - отмечает далее указанный автор, - восстание было потоплено в море крови, задушено газами и завалено горой крестьянских трупов. Этой жуткой расправой командовали поляк Тухачесвикй и литовец Уборевич (Уборевичюс). Началась масштабная зачистка губернии, проводимая чекистами, ЧОНовцами, ВОХРом и воинами-интернационалистами»1.
Частичное подтверждение этим словам можно найти в выдержках из некоторых документов, приводимых в материалах Википедии. Это - приказ Тухачевского №0116 от 12 июня 1921 г. относительно применения химического оружия (почему-то не имеющий ссылки на источник получения информации); приказ Полномочной комиссии ВЦИК от 23 июня 1921 г. № 116 «О порядке чистки в бандитски настроенных волостях и селах» (РГВА. Ф.235. Оп.2. Д. 13. Л.25. -авторы ссылаются на заверенную копию); приказ Полномочной комиссии ВЦИК от 9 июля 1921 г. №189 «О взятии и расстреле заложников в случае разрушения мостов» (РГВА. Ф. 235. Оп.2. Д. 13. Л.27 - опять же заверенная копия оригинала). В том же деле, - по сообщениям авторов, - (Л.23) сохранился первоначальный текст приказа с правкой М.Н. Тухачевского от 7 июля 1921 г. (ЦДНИТО Ф.382. Оп.1. Д.231. Л.25 -опять в виде копии)'. Невольно напрашиваются вопросы: а где оригиналы этих документов, и кто заверял их копии. Ответов на них не дается.
Сведения относительно применения против антоновцев отравляющих веществ содержатся и в других современных источниках,
-
1 Бойков И. Кровавая правда неизвестного восстания // URL: http://ricolor.orgMstory/kt/10/ (дата обращения: 17.12.2012).
-
2 См.: Тухачевский, Михаил Николаевич: Материал из Википедии - свободной энциклопедии // URL: http://m.wikipedia.org/. (flaTa обращения: 23.12.2012).
использующих ссылки на материалы Википедии3.
Так, краевед И.Ф. Гулыпин, рассматривая в своей статье указанные документы, приводит еще один довод в пользу версии о применении против антоновцев отравляющих веществ: «В дневнике боевых действий артдивизиона бригады Заволжского военного округа записано, что 13 июля 1921 года в бою было израсходовано: гранат трехдюймовых - 160, шрапнелей - 69, гранат химических - 47. 3 августа командир батареи Белгородских артиллерийских курсов доносил начальнику артиллерии 6-го боевого участка, что при обстреле острова на озере Кипец выпущено 65 шрапнелей, 49 гранат и 59 химических снарядов». Вместе с тем, в заключение он делает следующие выводы: «Итак, химическое оружие в Тамбовской губернии применялось. Однако с каким результатом? Свидетели ушли в мир иной, а документов в архивах то ли нет, 4 то ли их не выдают...» .
В.В. Самошкин в данной связи (правда, без соответствующих ссылок на источники) приводит тексты следующих документов:
-
- телеграммы от 20 июня 1921 г. за подписью первого помощника начальника Штаба РККА
Б.М. Шапошникова, адресованной в Тамбов Тухачевскому: «Главком приказал срочно выслать в распоряжение Тамбовского губернского командования 5 химических команд с соответствующим количеством баллонов с газами для обслуживания боевых участков»;
-
- рапорта от 24 июня 1921 г. начальника артиллерии войск
’ См.: Тухачевский Михаил Николаевич / Энциклопедический словарь // URL: http://die. academic. га/die .nsf/es/5 85 96/%D0%A2 %D 1 %8 3 %D1%85%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 23.12.2012).
4 Гулыпин И.Ф. «Травить их как бешеных псов». Будущий маршал Тухачевский стремился поскорее добить отряды повстанцев на Тамбовщине // URL: (дата обращения: 26.12.2012).
Тамбовской губернии С. Касинова Тухачевскому: «Относительно применения газов в Москве я выяснил следующее: наряд на 2000 химических снарядов дан, и на этих днях они должны прибыть в Тамбов. Распределение по участкам: 1-му, 2-му, 3-му, 4-му и 5-му по 200, 6-му - 100. Инструкцию для применения представляю на Ваше рассмотрение, после чего разошлю ее начальникам артиллерии участков»;
-
- указан указаннойРУ инструкции: сведения и руководства объявляю краткие указания о применении химических снарядов.
-
1. Химические снаряды применяются в тех случаях, когда газобаллонный выпуск невозможен по метеорологическим или топографическим условиям, например: при полном отсутствии или слабом ветре и если противник засел в лесах и в местах труднодоступных для газов.
-
2. Химические снаряды разделяются на 2 типа: удушающие и отравляющие.
-
3. Быстродействующие снаряды употребляются для немедленного воздействия на противника, испаряются через 5 минут.
-
4. Для действительной стрельбы необходим твердый грунт, т.к. снаряды, попадая в мягкую почву, не разрываются и никакого действия не производят. Местность для применения лучше закрытая, поросшая негустым лесом. При сильном ветре, а также в жаркую погоду стрельба становится недействительной.
-
5. Стрельбу желательно вести ночью. Одиночных выстрелов делать не стоит, т.к. не создается газовой атмосферы .
-
6. Стрельба должна вестись настойчиво и большим количеством снарядов (всей батареей). Общая скорость стрельбы не менее трех
-
7. Весь jВесьэ»личныйВ состав efб должен быть снабжен противогазами».
Медленно действующие употребляются для создания непроходимой зоны, для устранения возможности отступления противника, испаряются через 15 минут.
выстрелов в минуту на орудие. Сфера действия снаряда 20-25 квадратных шагов. Стрельбу нельзя вести при частом дожде и в случае, если до противника не более 300-400 шагов и ветер в нашу сторону.
Далее В.В. Самошкин отмечает следующее: «На сегодняшний день известно несколько документально зафиксированных фактов применения газов против антоновцев, скрывавшихся в лесах и болотах по берегам реки Вороны. Однако, как выясняется, во всех этих случаях стрельба химическими снарядами велась совершенно вопреки вышеприведенной инструкции, то есть исключительно в страшную жару и по сильно заболоченной местности. Одним словом, антоновцы так и не поняли, сколь страшное оружие было применено против них»5.
В подробном описании «тамбовского периода» послужного списка М.В. Тухачевского, представленного его биографом JIB. Никулиным, о применении химического оружия, естественно, ничего не говорится. Этот автор ссылается на другую инструкцию, разработанную Тухачевским, которая, по его словам, дает представление о военных действиях, предпринимавшихся против антоновцев. В ней говорится следующее: «...Выделить особый надежный и сильный отряд, который должен иметь целью непрерывное преследование и наседание на банду, должен не давать ей нигде останавливаться и отдыхать, а тем более комплектоваться. Словом, этот отряд должен присосаться как пиявка, к своей банде и не должен давать ей ни сна, ни отдыха, ни возможности сорганизоваться».
«Впервые, - отмечал Никулин, - в этих военных операциях были применены автомобили, легкие
5 Самошкин В.В. Хроника Антоновского восстания // URL: (дата обращения: 20.12.2012).
грузовики со станковыми и ручными пулеметами. Банда не могла оторваться от преследования автомобильного 6 отряда» .
Об испольиспользованииЛО автомо вооруженных пулеметами, говорится и в воспоминаниях генерал-лейтенанта А.И. Черепанова об И.П. Уборевиче. Кроме того, этот автор описывает и другие методы борьбы против мятежников, о которых в свое время ему рассказывал сам Уборевич. «Как ни остра была эта социальная борьба, - отмечал А.И. Черепанов, - наше военное командование решило выиграть ее с наименьшими потерями крови с обеих сторон. Для этого потребовалось, прежде всего, изолировать банды, таившиеся в лесах и, как правило, избегавшие открытых столкновений, от их местной агентуры. Бандитов постепенно лишали связей с их единомышленниками из местного населения. Все меньше стало поступать к ним продовольствия, табака, мыла, а главное, боеприпасов, заранее припрятанных в потайных местах. Наряду с этим Тухачевский и Уборевич развернули агитацию среди терроризированного бандитами населения. Крестьяне стали охотно содействовать войскам и органам Советской власти. Почва из-под ног бандитов ускользала, они вынуждены были выходить из лесов»у.
Подобная оценка указанных событий содержится и в воспоминаниях Г.К. Жукова - в тот период командира 2го эскадрона 1-го кавалерийского полка 14-й отдельной кавалерийской бригады, -непосредственно участвовавшего в разгроме незаконных вооруженных формирований Антонова. Известный своей прямотой и честностью, прославленный военачальник самым положительным образом отзывается об организаторских способностях
М.Н. Тухачевского, В.А. Антонова- 0 Никулин JI.B. Тухачевский (Биографический очерк). М.: Воениздат, 1964. С. 153. 7 Черепанов А.И. Незабываемые встречи // Командарм Уборевич. Воспоминания друзей и соратников. М.: Воениздат, 1964. С.104-105.
Овсеенко, И.П. Уборевича, Г.И. Котовского и других красных командиров, принимавших участие в борьбе с антоновщиной.
В своих мемуарах он называл армию Антонова «бандой» и приводил следующие сведения о «главаре эсерокулацкого восстания».
«Происходил А.Антонов из мещан города Кирсанова Тамбовской губернии. Учился в реальном училище, но за плохое поведение и хулиганские проделки был исключен. Антонов уехал из Кирсанова, примкнул к шайке уголовных преступников и занялся грабежами, сопровождавшимися нередко убийствами. В 1906 году вступил в партию эсеров. Впоследствии за уголовные преступления был сослан в Сибирь на каторгу. В Тамбовской губернии Антонов вновь появился в 1917 году, в период Февральской революции. Вскоре занял должность начальника кирсановской уездной милиции. Всюду расставлял своих людей.
Главными его сподвижниками были известные эсеры Баженов, Махневич, Зоев и Лощинин.
К августу 1920 года Антонов имел крупную, сколоченную банду. Заняв какой-либо важный населенный пункт, антоновцы тут же приступали к созданию нового отряда. Отряды постепенно сводились в полки до тысячи человек. Главной ударной силой у Антонова были кавалерийские полки общей численностью от 1,5 тысячи до 3 тысяч человек.
В конце 1920 года банды Антонова объединились в «армию». В главный оперштаб этой «армии» вошли старые эсеры: Богуславский, Гусаров, Токмаков и Митрофанович. Командующим был избран Токмаков, а Антонов - начальником штаба. Вскоре была создана и вторая «антоновская армия». Вся военная власть по-прежнему была сосредоточена в руках Антонова. Части были вооружены пулеметами, винтовками, револьверами, шашками.
Политическую организацию эсеро-кулацкого восстания возглавлял ЦК эсеров. Своей главной задачей он считал свержение Сове тской власти. Ближайшие задачи антоновцев состояли в следующем:
-
- срыв выполнения
продразверстки и других повинностей, налагаемых Советской властью;
-
- уничтожение представителей РКП(б) и Советской власти;
-
- нападение на небольшие отряды Красной Армии с целью их разоружения;
-
- порча железных дорог, уничтожение складов и баз.
Исходя из этого, антоновцы применяли следующую тактику: 1) уклонение от боя с крупными частями Красной Армии; 2) вступление в бой при полной уверенности в победе и обязательно при превосходстве своих сил; 3) в случае необходимости - выход из неудачно сложившейся боевой обстановки небольшими группами и в разные стороны с последующим сбором в 8 заранее условленном месте» .
Современный историк
А.Б. Широкорад, рассуждая по поводу применения Красной Армией химического оружия отмечает, что нечто подобное ему уже доводилось слышать еще во время учебы в институте, в ходе общения с «диссидентствующей публикой». «Но вот в начале 1980-х годов, - отмечает далее автор, - мне пришлось несколько раз беседовать с дальней родственницей бабой Нюрой. Шестнадцатилетней девушкой она оказалась в центре боевых действий в деревне Стежки Тамбовской губернии. Старушка подробно рассказывала и о повстанцах, и о красных. Я несколько раз расспрашивал ее о применении химического оружия, но о нем она и слыхом не слыхивала. Позже узнал, что ряд историков проводили аналогичный опрос стариков - уроженцев Тамбовской губернии и также получили отрицательные ответы».
-
8 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Издательство Агентства печати Новости, 1969. С.64-68.
А.Б. Широкорад признает, что «командование РККА прорабатывало планы использования химического оружия при штурме Перекопа и против кронштадтских мятежников. Однако обнаружить факты реального применения отравляющих веществ в этих операциях данному автору также не удалось.
«Восстание на Тамбовщине, -подчеркивает он далее, - с 1991 года описано во многих изданиях, и все авторы твердят о химическом оружии, которым по приказу Михаила Тухачевского вроде бы уничтожали инсургентов. Даже приводят поразительную по нелепости фразу: «Во всех операциях с применением удушливого газа надлежит провести исчерпывающие мероприятия по спасению находящегося в сфере действия газов скота». Откуда-то взялась цифра -пятьдесят (!) 76-мм химических снарядов, выпущенных якобы по повстанцам какой-то учебной артиллерийской частью.
Даже если предположить, что все это правда, то применение химического оружия на Тамбовщине говорит лишь о полнейшей безграмотности и бездарности будущего маршала. Допустим, этой полусотней химических снарядов действительно обстреляли некий участок, занятый мятежниками, но вероятность летальных исходов при этом практически равнялась нулю. Чтобы уничтожить более-менее крупную банду, требовалось не 50, а как минимум 5000 снарядов со слабыми ОВ времен Первой мировой.
Зато идиотский приказ Тухачевского об использовании химического оружия на Тамбовщине дал огромные возможности для спекуляций современным малограмотным
9 исследователям прошлого» .
AАA
Что можно сказать по данному поводу? Без большой крови здесь, конечно же, не обошлось. Жертвы и немалые, безусловно были, причем с обеих сторон. Однако говорить о «горах крестьянских трупов» все же не приходится. Это была обычная логика гражданской войны: на «белый террор» большевики отвечали «красным террором». Терпение Советской власти могло попросту лопнуть. Ни на какие компромиссы с ней контрреволюция идти не собиралась и в выборе средств против нее не стеснялась. Не стали стесняться в этом плане и большевики.
Гражданская война была худшей из войн, поскольку она бушевала почти на всей территории страны, а потери воюющих сторон в конце концов складывались в общие жертвы российского народа10. Действительно, ни одно из испытаний на протяжении всей многовековой истории нашей страны не нанесло столь сокрушительного удара по национальному самосознанию россиян, как эта война. Она привнесла в менталитет обывателя новый, ранее не проявлявшийся в столь концентрированном виде элемент враждебности по отношению к своим же соотечественниками, обесценила человеческую жизнь, инициировав волну репрессий 1930-х-1950-х гг., и оставила глубокий негативный след в судьбе последующих поколений, породив в душах многих современных российских граждан неуверенность в завтрашнем дне и неумение слышать друг друга.
-
9 Широкорад А.Б. Химико-политический туман. Красная армия не могла подавить Тамбовское восстание с помощью отравляющих веществ // URL: http://nvo.ng.ru/history/2007-02-16/5_ttmian.html (дата обращения: 28.12.2012).
10 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова - М.: Издательство БЕК, 1999 // URL: rija_ (дата обращения: 04.12.2012).