Информационный фактор зарождения негативных тенденций в экономике
Автор: Карташов К.А., Горлачев П.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 11-1 (30), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается круг вопросов, связанный с информационным фактором развития хозяйствующих субъектов экономики. Авторами выявлено главное противоречие постиндустриального общества связанное с отсутствием баланса между глобализацией экономики и рынком информации, а также раскрыта возрастающая роль информационного фактора развития производства продукции. В статье сделаны краткие выводы по теме исследования.
Финансовый кризис, информация, конкуренция, проактивность производителя
Короткий адрес: https://sciup.org/140116668
IDR: 140116668
Текст научной статьи Информационный фактор зарождения негативных тенденций в экономике
Последствия глобального финансового кризиса 2007-2008 гг. и ухудшение инфраструктурных взаимоотношений России с зарубежными странами связанные с геополитикой Запада и ответной реакции российской администрации отчетливо продемонстрировали не эффективную защиту и меры противодействия нарастающих процессов глобализации. Следовательно, роль государственных социально-экономических институтов, уровень их активности является ядром эффективного развития и экономической безопасности страны в турбулентном развитии мирохозяйственных связей. Именно государство осуществляет функции планирования, координации, обеспечения, организации и контроля за деятельностью микро, и макроэкономики, а также функции страхования для хозяйствующих субъектов экономики, нивелируя отрицательные последствия кризисных явлений на основе рыночных инструментов рыночных механизмов. Соответственно, со стороны государства, в глобальном контексте необходима разработка балансного механизма, в состав которого входят рыночные и административные методы регулирования и определения оптимальной структуры его применения. Логика создания такой научно-экономической конструкции должна исходить из того, что свободные рыночные отношения в условиях равной конкуренции создают необходимые условия для инновационного развития экономики, однако, как следствие свободного развития - слабопрогнозируемые и сильные колебания спроса. С другой стороны структурный перекос в балансном механизме в сторону надгосударственного регулирования способен вызвать замедление или падение роста ВВП экономики и будет способствовать зарождению Надгосударственное регулирование, с другой стороны, стимулирует стагнацию, причем как факторов экономического кризиса.
Искать решение проблем нахождения баланса между ролью государства и рынком, нужно исходя из различных аспектов сложившихся отношений в современном обществе.
В условиях глобализации высок уровень кооперации между смежными отраслями и всей экономики как единого целого, а значит значительно растет уровень взаимозависимости технологических, товарных логистических цепочек. Дальнейшее развитие с учетом этого требует наличия долгосрочных стратегий, предсказуемости экономического поведения бизнеса и государств, доступной и полной информации.
Усложнение технологических процессов, постоянное развитие рыночной инфраструктуры способствует повышению многообразности рыночных связей, что влечет повышение информационной неопределенности. Свободный рынок как инструмент баланса между спросом и предложением становится активным фактором, воздействующим на спрос: в потребительской стоимости повышается удельный вес информационной составляющей, которая и создает в отдельных секторах экономики большую часть потребительской стоимости. В условиях саморегулируемой экономики информация становится активным началом и уже не обеспечивает товарообмен, она сама является объектом купли-продажи, тем самым снижая уровень прозрачности и адекватности. Эти два противоположных процесса образуют новые информационные связи, являющиеся как источником роста современной экономики, так и источником ее негативных явлений. Главное противоречие постиндустриального общества состоит в отсутствии баланса между глобализацией экономики и рынком информации. Корпоративный бизнес, решая проблемы собственной эффективности, активно внедряет новинки информационных технологий, которые создают предпосылки для реформирования и социальных отношений. Транснациональные корпорации, преследуя цели максимизации прибыли, развивают инфраструктуру не только развитых стран, но в странах третьего мира, где располагаются их филиалы. Растущий спрос на средствах мобильной связи и персональные компьютеры способствует росту конкурентоспособности и усиливает резкий рост инноваций в сфере телекоммуникаций и интернет-технологий [1, с. 17].
Очевидно, инновации в первую очередь направлены на то, чтобы дать корпорациям различные инструменты в организации бизнеса и получить новые источники роста капитализации, однако достижения в телекоммуникациях повышают доступность информации, снижая ее ценность. Развитие мобильных средств связи и сети Интернет стирает границы между государствами и нациями; происходит интернационализация аудитории информационных и медийных агентств. Активно развивающийся рынок информации становится новой внешней средой, развивающийся по своим законам и тенденциям, по отношению к большинству компаний, функционирующих в рамках национальных экономик.
Общемировым трендом новых моделей управления бизнеса становятся - эффективность, прозрачность и доступность корпоративной информации. Глобальная конкурентная борьба за клиента обозначила новый трек к созданию глобальных информационных ресурсов, доступ к которым получают контрагенты и клиенты. Глобальный финансовый рынок предъявляет жесткие требования к прогнозу поведенческой дисциплины информирования о своих кратко- и среднесрочных действиях. Анализ конкурентной борьбы в сфере эффективности управления показывает, что бизнес и государства вынуждены формировать технологическую структуру будущего общества, в котором «закрытая» информация будет отсутствовать, а члены общества будут выступать партнерами и клиентами компаний.
Созданию единой системы обмена информацией способствуют интеграционные процессы информационных систем коммерческих и государственных структур. Дать точный прогноз, как быстро будет развиваться процесс информационного «открытия» бизнеса и государственных структур обществу сейчас трудно, но по текущим технологическим основам, которые закладываются уже сегодня можно составить представление об основных тенденциях. Главные выводы, которые можно сделать уже сегодня - меняется экономическая природа информация, в которой объективная составляющая трансформируется в субъектнообъектную сущность, т.е. становится значимым не сам факт как такой, а его трактовка.
Информация как научный феномен имеет социальную природу, и ее использование в частных интересах противоречит этому [2]. Человек, выступающий как социальный субъект способен увеличивать информацию и придавать ей ценность. Об этом говорит и закон кибернетики, согласно которому количество информации, преображаемой в «неживой» природе только уменьшаться. Информация, которую порождает человек, образуется не из пустоты, а имеет под собой фундамент опыта и знаний предшествующих поколений. Исходя из этого, необходимо рассматривать информацию как историческое явление и тогда ни один субъект не вправе заявить о своем единоличном авторстве той или иной информации, так как любой шаг в развитии невозможен без опоры на фундамент предыдущих знаний многих поколений. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что информация является общечеловеческим достоянием. На наш взгляд, рынок информации становится одним из значимых фактором внешней среды, а анализ причин мирового кризиса убеждает, что свободный рынок не способен исполнить роль единственного регулятора в экономике – для достижения точки равновесия между спросом и предложением недостаточно только классических методами рыночной экономики. Фактор информации в условиях глобализации становится ведущим в формировании негативных явлений свободного рынка. Рыночные отношения с самого начала своего возникновения играли роль инструмента для обмена информации - информации о потребительских свойствах товаров и услуг; информации, получаемой из сопоставления спроса и предложения. Однако жесткая конкуренция и углубление мирового разделения труда создали условия, когда потребительская стоимость перестает быть конкурентным преимуществом - редко, когда производителям удается долго в одиночку использовать свои технологические находки. В таких условиях на рынке начинает доминировать манипулирующая составляющая информации [3, с. 53-56] производитель товаров или услуг не просто следует за ожиданием потребителей, но начинает активно формировать спрос к своей продукции, т.е. термин «экономика» в его классическом понимании как «правила ведения хозяйства дома на определенной территории» требует научного переосмысления и первым шагом к этому можно говорить о введении таких терминов как «психономика» или/и «биономика» и образовании связей на стыке таких наук как экономическая теория, биология, психология, социология.
Возрастающую роль информационной составляющей в стоимости продукта формирует проактивность производителя (посредством изощренной рекламы и организации межнациональных сбытовых сетей). Так, пиком манипуляции информацией можно обозначить примеры продажи товаров или услуг, которые без информационного давления на потребителя не имели бы столь высокого спроса. Однако упомянутые издержки рынка манипулятивной информации, его роли в развитии экономики, во внедрении новых решений и технологий нельзя недооценивать. Поиск и создание информационного повода для продвижения товаров и услуг заставляет производителей находиться в состоянии непрерывного творчества, пусть и с перегибами, но, в конечном счете, с выгодой для потребителя и развития производительных сил вообще. Именно отсутствие стимулов к активному формированию спроса в условиях тотального государственного планирования не оставило шансов на успех социалистической системе. Манипуляция информацией активизирует и формирует спрос, расширяет рынок, но одновременно делает его и менее понятным, повышая (не всегда экономически обоснованно) потребительскую стоимость и увеличивая информационную неопределенность в адекватности купли-продажи. Таким образом, информация становится товаром, которому присущи все основные качества товара в его классическом понимании.
В качестве примера манипулирующего свойства информации можно привести инвестиционный рынок. Инвестиции, кредиты и деньги - как и товары, имеют свою потребительскую стоимость, и обмен инвестиционными обязательствами является также рынком информации. Информация, получаемая участниками таких рынков, уже касается не конкретных физических свойств товаров, а надежности и перспективности эмитентов ценных бумаг - будь это государства, частные или государственные предприятия. Очевидно, что объективные критерии такой информации крайне низки, что порождает такое явление как «мыльные пузыри» как за счет мошенничества (создание финансовых пирамид), так и в силу элементарного желания купить дешево и продать дорого, провоцируя нестабильность рынка. Именно в этом высокотехнологичном сегменте рынка особую роль приобретают такой фактор как знание психологии человека, способность оказывать манипулятивное воздействие. Фактически на рынках акций продаются информация о состоянии тех или иных компаний в настоящем и прогноз об их успехах в будущем или наоборот. Как и в случае товаров, спрос на инвестиции активно формируется участниками рынка: при первичном размещении за счет road-шоу и рекламных компаний, на вторичном рынке - благодаря появлению позитивной или негативной информации, путем массовых скупок или продаж акций. Даже требования регуляторов таких рынков открытости информации оборачиваются в пользу его игроков за счет «правильной» подачи отчетности и планов эмитентов, наличия статистических погрешностей. В условиях глобализации экономики и мирового разделения труда потребительские свойства товаров и услуг достигают совершенства, нивелируются и теряют свои конкурентные преимущества. Нередки случаи, когда конкурирующие предприятия используют одни и те же комплектующие, общих поставщиков оборудования и проектной документации. Любое новое потребительское свойство товара или услуги, найденное в тяжелой конкурентной борьбе, тут же оказывается общим достоянием. Таким образом, мы говорим о глобальной конкуренции как о конкуренции бизнес-моделей, способов и методов подачи информации о потребительских свойствах товара, систем управления производством и сбытом. Конкуренция товаром в данном аспекте является вторичным фактором успеха компании. Итак, становится очевидным, что важен не сам товар как явление, объект на который направлен фактор спроса, а способы и инструменты трактовки его потребительских свойств для конечного потребителя. Вместе с товаром поставляется не только необходимая информация о его потребительских свойствах и качестве, но и полная информация о бизнес-процессах на предприятии-производителе, о соблюдении различных стандартов, как самого производства, так и его управления. Часто корпоративным клиентам предоставляется даже доступ к информационной системе предприятия, посредством которого они могут получить полную и актуальную информацию о стадиях производства товара или услуги с момента заказа до отгрузки.
На современном этапе финансовый сектор является основополагающим элементом развития экономики, в котором используются информационные технологии в качестве конкурентного преимущества. Широкое распространение и использование банковских карт и устройств самообслуживания сделало возможным внедрение широкого спектра банковских операций, включая новые формы предоставления кредитов, перевод денежных средств, безналичную форму оплаты товаров и т.д. Сегодня идентификационная карта один из ярких и привлекательных образов информационного общества, развивающихся быстрыми темпами безналичных денежных отношений.
Список литературы Информационный фактор зарождения негативных тенденций в экономике
- Здравомыслов А.К. К обоснованию релятивной теории нации//Релятивистская теория нации. -М. 1998. -С. 17
- Информация как социальный феномен . -Режим доступа: http://studopedia.ru/13_136639_informatsiya-kak-sotsialniy-fenomen.html
- Славин Б.Б. От манипуляции к информационной прозрачности//Власть. 2014. № 5. С.53-56.