Информативность диаскинтеста при локальном туберкулезе у детей
Автор: В.Г. Савватеева, Е.А. Федорова, Ю.С. Егодурова
Журнал: Научный форум. Сибирь @forumsibir
Рубрика: Медицина
Статья в выпуске: 2 т.3, 2017 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140220790
IDR: 140220790
Текст статьи Информативность диаскинтеста при локальном туберкулезе у детей
Актуальность анализа реакций на диаскин-тест (ДСТ) в сравнении с реакциями на общепринятую пробу Манту с 2 ТЕ ППД-Л обоснована результатами собственных наблюдений и публикациями, свидетельствующими об отрицательных реакциях на диаскинтест у детей с активными формами туберкулеза, диагностированными с учетом эпидемической ситуации в окружении ребенка, данными рентгенологического и томографического исследования [3]. В настоящее время активно обсуждается возможность ввести диаскинтест для массовой туберкулинодиагно-стики [1, 2, 4], а в 33 регионах страны с 8-летнего возраста ДСТ введен для массовой туберкулино-диагностики [4]. Аллерген туберкулезный рекомбинантный, включающий антигены СЕР-10 и ESAT-6, которые присутствуют в вирулентных штаммах микобактерий туберкулеза, в т.ч.M. tuberculosis и M.bovinus, но отсутствуют в штаммах БЦЖ M. bovines, из которых готовятся вакцины туберкулезные БЦЖ и БЦЖ-М, т.е. положительная реакция на диаскинтест должна свидетельствовать о заражении вирулентными штаммами микобактерий туберкулеза. В сравнении с пробой Манту с 2 ТЕ ППД-Л использование диаскинтеста обладает более высокой специфичностью, т.е. отсутствуют реакции у здоровых лиц, в т.ч. минимальная частота реакций у вакцинированных БЦЖ лиц [1, 6]. Однако отрицательный результат нередко выявляется и у больных активными формами туберкулеза [3, 5].
Цель нашей работы – проанализировать выраженность реакций на диаскинтест у больных локальными формами туберкулеза детей.
Материалы и методы
Проведен ретроспективный анализ 91 амбулаторной карты детей, состоящих на учете в Иркутской областной детской туберкулезной больнице и Иркутской городской детской поликлинике № 2. Группы сравнения сформированы по принципу – случай- контроль по возрасту и полу р≥0, 05).
1-я группа – 46 детей, больных туберкулезом, в возрасте 4-9 лет. Диагноз обоснован результатами туберкулиновых проб, томографическими исследованиями, а также динамикой клинических и рентгенологических проявлений в процессе лечения.
Группа сравнения – 45 человек, наблюдающихся в детской поликлинике № 2 г. Иркутска. Эти дети не имели контакта с больными туберкулезом, у них при регулярном проведении пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л результат постоянно отрицательный, клинически не обнаруживался лим-фополиаденит, рентгенологически нет отклонений от нормы. Статистическая обработка результатов обследования проведена методом регрессионного анализа с использованием программы « Statistica 6.0».
Результаты исследования.
Реакции гиперчувствительности замедленного типа, каковыми являются реакции на туберкулин, подвержены многим влияниям, поэтому изучен характер течения беременности: получено, что в группе сравнения чаще имело место неосложненное течение беременности (77,8% против 54,3% в основной группе). В основной группе у 13,0% детей имел место перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции. Здесь у 17,8% детей прививка БЦЖ в роддоме не сделана в связи с противопоказаниями, у 39,3% детей использована вакцина БЦЖ-М. Всего в этой группе в роддоме привиты БЦЖ 35,7% детей против 97,8 % в группе сравнения. Различия и по фоновой патологии: дефицит массы тела у 26,1%, малая мозговая дисфункция у 8,7%, кариес зубов у 34,8% больных туберкулезом. В то время как в группе сравнения зарегистрированы у 15,5% детей проявления аллергических реакций без формирования нозологических форм. У детей, больных туберкулезом, имел место контакт с выделителями микобактерий туберкулеза в 67,4% случаев. На момент выявления туберкулеза положительные реакции на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л регистрировались у 66,6%, сомнительные у 28,9% детей.
Структура клинических форм туберкулеза в основной группе представлена следующим образом: туберкулез внутригрудных лимфатических узлов у 54,5% пациентов; первичный туберкулез- ный комплекс – 39,2%, диссеминированный туберкулез, подострое течение 4,4%, туберкулез периферических лимфатических узлов 4,4%, туберкулема легких у 2,2% пациентов. Реакция на диаскинтест у 54,3% наблюдаемых нами детей была отрицательной, у 4,4% – сомнительной, только у 30,4% пациентов – сформировалась папула более 5 мм. Наличие в препарате только двух антигенов, в то время как в туберкулине более 16 природных белков, определяющих вирулентность МТ, обусловливает выявление с помощью диаскинтеста только высокого уровня сенсибилизации к антигенам микобактерий туберкулеза. Этот тест не рещает проблему выявления латентного туберкулеза, раннего периода первичной туберкулезной инфекции, риск активации туберкулеза. В 2011 г. ВОЗ опубликован документ о низкой прогностической ценности диа-скинтеста при выявлении лиц «с высоким риском прогрессирования латентной инфекции в активное заболевание» [3]. Важным моментом является информация о том, что на препарат чаще формируются неспецифические реакции в виде гипертермии, отека руки, развивающиеся в первые 12 часов после введения препарата анафилактического или анафилактоидного характера реакций. При широком использовании ДСТ у детей старше 8 лет не позволит выявлять ранний период первичной туберкулезной инфекции, в итоге своевременно не будут проведены лечебно-профилактические мероприятия, ухудшится выявление детей с активным туберкулезом в ранней стадии.
Таким образом, пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л и ДСТ могут дополнять друг друга, но ДСТ не может заменять пробу Манту. Проверенная временем туберкулинодиагностика с использованием пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л остается информативным методом диагностики туберкулезной инфекции у детей при условии систематического ее выполнения.