Информативность показателей кардиогемодинамики и вариабельности сердечного ритма у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
Автор: Максимов Аркадий Леонидович, Аверьянова Инесса Владиславовна
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Нормальная и патологическая физиология
Статья в выпуске: 2, 2014 года.
Бесплатный доступ
На основе показателей газообмена в процессе дыхания в замкнутом пространстве (ререспирация) была проведена оценка устойчивости организма к гипоксически-гиперкап- нической воздушной смеси у 96 юношей - жителей Магаданской области. При этом были выделены группы высоко- и низкоустойчивых испытуемых. Статический анализ показателей гемодинамики и вариабельности кардиоритма проводился раздельно по каждой группе до (фон) и в процессе ререспирации. Установлено, что по показателям вариабельности кардиоритма, записанного в процессе выполнения пробы, можно оценивать уровень устойчивости организма к дыханию гипоксически-гиперкапнической воздушной смесью, не используя для этих целей измерение уровней кислорода, углекислого газа и оксигемограммы, что указывает на достаточно высокий уровень информативности изученных характеристик вариабельности сердечного ритма.
Юноши, кардиоритм, показатели гемодинамики, ререспирация, гипоксически-гиперкапническая устойчивость
Короткий адрес: https://sciup.org/14112995
IDR: 14112995
Текст научной статьи Информативность показателей кардиогемодинамики и вариабельности сердечного ритма у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
Введение. Оценка и прогнозирование врожденного уровня гипоксической устойчивости человека остаются одними из наиболее важных прикладных задач спортивной, авиакосмической и клинической физиологии, в решении которых применяются сложные методические приемы с использованием различных строго дозированных гипоксических дыхательных смесей в состоянии как нормо-, так и гипербарии, барокамерные исследования, подъемы в высокогорные условия. Все эти методы требуют достаточно сложного оборудования, значительных финансовых и организационных затрат, а также специально подготовленного персонала. В то же время методы дыхания в замкнутом пространстве крайне просты в исполнении и не требуют в процессе их выполнения сложного оборудования и тонких методических подходов. Однако, несмотря на то что еще в 70–80 гг. прошлого столетия проводились исследования в области прогнозирования и оценки гипоксической устойчивости и неспецифической резистентности человека, метод ререспирации использовался в них в единичных случаях [1, 2, 28]. Практически отсутствуют высокоинформативные интегральные критерии, позволяющие на основе показателей вариабельности кардиоритма оценивать степень гипоксически-гиперкапнической устойчивости человека в процессе его дыхания в замкнутом пространстве.
Цель исследования. Сравнительное изучение информативности ряда наиболее простых для регистрации показателей кардиогемодинамики у группы студентов в процессе ререспирации.
Материалы и методы. Было обследовано 96 юношей-студентов: возраст 17–21 год, средний возраст 18,9±0,2 года, длина тела – 178,5±1,0 см, масса тела 72,2±1,3 кг. Все обследуемые до начала теста выполняли через загубник 3 выдоха (каждый объемом не менее ЖЕЛ) в специальный герметический мешок, откуда в процессе ререспирации совершались циклы вдоха и выдоха общей продолжительностью 3 мин, при этом нос закрывался зажимом.
По окончании выполнения пробы с воз- вратным дыханием через прибор «Карбоник» прокачивался оставшийся в мешке воздух для процентного определения в нем содержания кислорода (О2) и углекислого газа (СО2). На основе полученных результатов проводилась индивидуальная оценка устойчивости обследуемого лица к дыханию гипоксически-гиперкапнической смесью (ГГКС). При этом лица, у которых уровень содержания СО2 в мешке превышал 7 %, а уровень О2 составлял менее 12 %, относились к низкоустойчивым, при СО2 менее 7 % и О2 более 12 % – к высокоустойчивым.
Отметим, что до начала проведения теста с ререспирацией у всех обследуемых на основании показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР), записанных в состоянии оперативного покоя, была проведена оценка ведущего типа вегетативной нервной регуляции с использованием ряда статистических и спектрально-волновых критериев, полученных ранее [7]. Запись кардиоритма продолжалась в процессе выполнения всей пробы, при этом до и на ее пике регистрировалось артериальное давление. Расчетным путем определяли ударный объем по Старру (УО, мл), систолический объем крови (СОК, мл), минутный объем кровообращения (МОК, л/мин), общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС, дин2·с·см-5) [11]. Насыщение гемоглобина кислородом (HbO 2 , %) во время пробы определяли методом фотооксигемометрии с использованием пульсиокси-метра NPB-40 (США). Показатели регистрировали каждую минуту пробы.
Запись и дальнейший анализ ВСР проводились с учетом рекомендаций группы российских экспертов [3]. У испытуемых регистрировались: ЧСС (HR) (уд./мин) – частота сердечных сокращений; MxDMn (мс) – разность между максимальным и минимальным значениями кардиоинтервалов, или вариационный размах; SDNN (мс) – стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов; CV (%) – коэффициент вариации полного массива кардиоинтервалов; RMSSD (мс) – квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов; pNN50 (%) – число пар кардиоинтервалов с разницей более 50 мс к общему числу кардиоинтервалов; Mо (мс) – мода; AMо (мс) – амплитуда моды; SI (усл. ед.) – стресс-индекс (индекс напряжения регуляторных систем); TP (мс2) – суммарная мощность спектра сердечного ритма; HF (High Frequency) (мс2) – мощность спектра высокочастотного компонента ВСР в диапазоне 0,4–0,15 Гц (дыхательные волны); LF (Low Frequency) (мс2) – мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности сердечного ритма в диапазоне 0,15–0,04 Гц (сосудистые волны); VLF (Very Low Frequency) (мс2) – мощность спектра очень низкочастотного компонента вариабельности ритма сердца в диапазоне 0,040–0,015 Гц. Общая суммарная мощность спектра кардиоритма (ТР) рассчитывалась без учета ультранизкочастотной составляющей (ULF), но с учетом требований корректности применения анализа коротких временных рядов с использованием метода преобразования Фурье [6].
Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с применением пакета прикладных программ Statistica 7.0. Проверка на нормальность распределения измеренных переменных осуществлялась на основе теста Шапиро–Уилка. Результаты непараметрических методов обработки представлены в виде медианы (Me) и интерквартильного размаха в виде 25 и 75 процентилей (С25 и С75), а параметрических с среднего значения (М) и ошибки средней арифметической (m). Статистическая значимость различий для независимых выборок определялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок с параметрическим распределением и непараметрического критерия Манна–Уитни для выборок с ненормальным распределением. В случае зависимых выборок для показателей с нормальным распределением был использован t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. Критический уровень значимости p в работе принимался равным 0,05; 0,01; 0,001 [5].
Цель исследования. Определение возможных информативных показателей вариабельности кардиоритма, позволяющих на основании пробы с ререспирацией проводить оценку уровня гипоксически-гиперкапниче-ской устойчивости без контроля газового метаболизма.
Результаты и обсуждение. Известно, что сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на функциональные нагрузки вне зависимости от характера их воздействия, вида, интенсивности и тяжести, обеспечивая тем самым срочную адаптацию организма к воздействующим факторам. Регуляторные перестройки в значительной степени обеспечиваются реакцией вегетативной нервной системы, а активность состояния ее различных звеньев можно количественно оценивать по математическим показателям вариабельности сердечного ритма [3]. При этом по изменению кардиоритма можно судить не только о регуляторных перестройках кардиогемодинамики, но и о функциональных резервах организма в целом [4, 9, 13].
Анализ всей обследуемой нами выборки молодых уроженцев Магаданской области из числа европеоидов показал, что их функциональные системы в различной степени реагировали на стандартную пробу с ререспирацией, что позволило нам предположить об их различных уровнях устойчивости к сочетанному действию нарастающей гипоксии и гиперкапнии. Необходимо отметить, что лица, демонстрировавшие высокую и низкую устойчивость к действию ГГКС, встречаются вне зависимости от индивидуального исходного преобладающего типа вегетативной нервной регуляции, т.е. среди ваго-, нормо- и симпатотоников. При этом лица, демонстрировавшие высокую или сниженную гипокси-чески-гиперкапническую устойчивость, распределились среди всей выборки обследуемых примерно одинаково (устойчивые – 46 чел., неустойчивые – 50 чел.). Подчеркнем, что между этими группами все функциональные показатели, характеризующие газообмен и сатурацию гемоглобина кислородом, значимо различались между собой (табл. 1), что отражало правильность поведенного нами разделения всей выборки на 2 условные группы по показателям уровней O 2 и СО 2 , оставшихся в мешке после респирации.
Таблица 1
Показатели газоанализа и уровень оксигемоглобина у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
Показатели |
Изучаемые группы |
Уровень значимости различий |
|
Устойчивые (группа 1) |
Неустойчивые (группа 2) |
||
Концентрация СО 2 в выдыхаемом воздухе (фон), % |
3,4±0,1 |
3,7±0,1 |
p<0,01 |
Концентрация О 2 в выдыхаемом воздухе (фон), % |
16,8±0,1 |
16,5±0,1 |
p<0,05 |
Концентрация СО 2 в мешке после ререспирации, % |
6,2±0,1 |
7,9±0,1 |
p<0,001 |
Концентрация О 2 в мешке после ререспирации, % |
13,5±0,1 |
11,6±0,1 |
p<0,001 |
HbO 2 (фон), % |
98,6±0,1 |
98,3±0,1 |
p<0,05 |
HbO 2 1-й мин пробы, % |
98,0±0,1 |
97,6±0,1 |
p<0,05 |
HbO 2 2-й мин пробы, % |
97,3±0,1 |
96,6±0,1 |
p<0,001 |
HbO 2 3-й мин пробы, % |
96,7±0,1 |
95,7±0,2 |
p<0,001 |
При дальнейшем анализе показателей кардиогемодинамики отдельно по группам высоко- и низкоустойчивых испытуемых установлено, что значимые различия наблюдались по величинам систолического и диастолического артериального давления, а также по большинству статистических показателей вариабельности кардиоритма (табл. 2). При этом только один показатель, характеризующий общую мощность спектра (ТР) и представляющий в нашем случае сумму нормированных значений высоко- и низкочастотных составляющих (HF, LF, VLF), имел достоверные различия между исследуемыми группами.
Таблица 2
Показатели кардиогемодинамики на пике пробы с ререспирацией у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
Функциональные показатели |
Изучаемые группы |
Уровень значимости различий |
|
Устойчивые |
Неустойчивые |
||
САД, мм рт. ст. |
127±1,5 |
139±1,8 |
p<0,001 |
ДАД, мм рт. ст. |
83,0±1,7 |
93,5±1,9 |
p<0,001 |
ЧСС, уд./мин |
74,5±1,2 |
76,1±1,2 |
p=0,41 |
СОК, мл |
63,6±2,0 |
56,2±1,6 |
p<0,01 |
МОК, мл/мин |
4512,0±114,4 |
4229,3±131,7 |
p=0,14 |
ОПСС, дин2·с·см-5 |
2229,8±243,6 |
2491,6±135,0 |
p=0,32 |
MxDMn, мс |
363 (312; 422) |
418 (355; 506) |
p<0,05 |
RMSSD, мс |
55 (38;67) |
67 (51; 98) |
p<0,05 |
pNN50, % |
34 (20; 45) |
42 (29; 58) |
p<0,05 |
SDNN, мс |
74 (64; 84) |
95 (71; 115) |
p<0,01 |
CV, % |
10 (8; 11) |
12 (9; 14) |
p<0,01 |
Mo, мс |
776 (724; 875) |
727 (677; 849) |
p=0,22 |
AMо, мс |
27 (24; 32) |
22 (19; 29) |
p<0,01 |
SI, усл. ед. |
46 (36; 72) |
34 (23; 54) |
p<0,05 |
TP, мс2 |
4157 (2982; 6473) |
5590 (3702; 9237) |
p<0,05 |
HF, мс2 |
1513 (964; 2770) |
2272 (1232; 4419) |
p=0,08 |
LF, мс2 |
1344 (835; 2341) |
1319,0(866; 2170) |
p=0,88 |
VLF, мс2 |
464 (262; 694) |
663 (381; 842) |
p=0,15 |
Известно, что уровень артериального давления и его производные показатели могут выступать информативными маркерами функционального состояния сердечно-сосудистой системы, особенно среди спортсменов, лиц пожилого возраста, контингентов, хронически подвергающихся действиям неблагоприятных производственных факторов, даже без использования специальных нагрузочных тестов. Однако в нашем случае при обследовании в состоянии оперативного покоя статистически значимых различий между изучаемыми характеристиками не отмечалось (табл. 3).
Из представленных в табл. 2 данных видно, что у юношей типизированных групп величины систолического и диастолического артериального давления находятся в пределах функциональной нормы, рекомендованной ВНОК [10]. Отсутствуют межгрупповые различия и в величинах систолического и минутного объемов крови, которые находились в приделах физиологической нормы для данной возрастной группы мужчин, соответственно составляя 60–80 мл и 4,5–5,2 л/мин [12].
Таблица 3
Показатели гемодинамики в состоянии покоя у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
Показатели |
Изучаемые группы |
Уровень значимости различий |
|
Устойчивые |
Неустойчивые |
||
САД, мм рт. ст. |
123,8±1,2 |
124,6±1,3 |
p=0,72 |
ДАД, мм рт. ст. |
74,8±0,8 |
75,0±0,9 |
p=0,92 |
ЧСС, уд./мин |
72,7±1,3 |
69,5±1,1 |
p=0,09 |
УО, мл |
69,4±0,6 |
69,2±1,0 |
p=0,99 |
МОК, мл/мин |
5022,7±88,6 |
4809,2±95,4 |
p=0,12 |
ОПСС, дин2·с·см-5 |
1566,7±32,0 |
1662,2±39,6 |
p=0,08 |
Проба с ререспирацией выявила различия в показателях артериального давления и систолического объема крови, в отличие от показателей в состоянии покоя. Так, в группе «неустойчивых» систолическое и диастолическое артериальное давление на пике пробы превышало аналогичные показатели группы «устойчивых» соответственно на 12 и 6,5 мм рт. ст., при этом величина систолического объема крови была достоверно ниже (на 7,4 мл). Другие показатели гемодинамики не имели значимых различий между испы- туемыми исследуемых групп.
Детальный анализ показателей ВСР выявил, что в процессе ререспирации из 12 изученных показателей, достаточно полно отражающих вклад симпатического и парасимпатического регуляторного звена в состояние реактивности вегетативной нервной системы, статистически значимые различия (р<0,05) наблюдались по 8 характеристикам кардиоритма (табл. 2). При этом различия в величинах, достоверно отличающихся между высоко- и низкоустойчивыми лицами при дыхании гипоксически-гиперкапнической воздушной смесью, всегда превышали 10 %, находясь в диапазоне 13–26 %, что позволяет считать эти показатели достаточно информативными при оценке и прогнозе устойчивости организма юношей к действию нормобо-рической газовой смеси.
Заключение. Таким образом, проведенные исследования показали, что значения вариабельности кардиоритма могут служить информативными маркерами для оценки устойчивости человека к дыханию нарастающей гипоксически-гиперкапнической воздушной смесью. При этом лица со сниженной устойчивостью проявляют большую чувствительность к нарастающей гиперкапнии, которая, активируя парасимпатическое звено, отражается в значениях следующих показателей кардиоритма, которые можно рекомендовать для выявления лиц со сниженной резистентностью к гипоксически-гиперкап-ническому воздействию: MxDMn≥ 418; RMSSD≥ 67; pNN50≥ 42; SDNN≥ 84; CV≥ 12; AMo50≤ 22; SI≤ 34; ТР≥ 5590. В то же время для типизации лиц с высокой устойчивостью значения ВСР соответственно составляют: MxDMn≤ 363; RMSSD≤ 55; pNN50≤ 33; SDNN≤ 74; CV≤ 9; AMo50≥ 28; SI≥ 46; ТР≤ 4000.
Представленные показатели ВСР позволяют в процессе выполнения ререспирации для предварительной оценки уровня гипоксически-гиперкапнической устойчивости юношей ограничиться только регистрацией вышеперечисленных показателей кардиоритма. Определение значений ВСР, характерных для лиц других возрастов, и среднего уровня резистентно- сти к изучаемой газовой смеси составляет предмет наших дальнейших исследований.
-
1. Агаджанян Н. Н. Адаптация и резервы организма / Н. Н. Агаджанян. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
-
2. Айдаралиев А. А. Адаптация человека к экстремальным условиям: Опыт прогнозирования / А. А. Айдаралиев, А. Л. Максимов. – Л. : Наука, 1988. – 126 с.
-
3. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем : методич. рекомендации / Р. М. Баевский [и др.] // Вестн. аритмологии. – 2001. – № 24. – С. 65–83.
-
4. Баевский Р. М. Введение в донозологиче-скую диагностику / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. – М. : Слово, 2008. – 176 с.
-
5. Боровиков В. П. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов / В. П. Боровиков. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
-
6. Витязев В. В. Анализ неравномерных временных рядов / В. В. Витязев. – СПб. : СПбГУ, 2001. – 49 с.
-
7. Максимов А. Л. Возрастные перестройки вариабельности сердечного ритма и гемодинамики у аборигенов в зависимости от ведущего типа вегетативной регуляции / А. Л. Максимов, А. Л. Лоскутова // Российский физиологический журн. им. И. М. Сеченова. – 2014. – № 5. – С. 634–647.
-
8. Малкин В. Б. Острая и хроническая гипоксия / В. Б. Малкин, Е. Б. Гиппенрейтер. – М. : Наука, 1977. – 315 с.
-
9. Попов В. В. Вариабельность сердечного ритма: возможность применения в физиологии и клинической медицине / В. В. Попов, Л. Н. Фриц-ше // Украiнский медичный часопис. – 2006. – № 2 (52). – С. 24–31.
-
10. Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации (второй пересмотр) : прилож. к журн. «Кардиоваскулярная терапия и профилактика». – 2004. – 20 с.
-
11. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев [и др.] ; под ред. В. В. Юрьева. – СПб. : Питер, 2003. – 272 с.
-
12. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, 2001. – 510 с.
-
13. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса : автореф. дис. … д-ра биол. наук / Ю. В. Щербатых. – СПб., 2001. – 32 с.
Список литературы Информативность показателей кардиогемодинамики и вариабельности сердечного ритма у юношей с различным уровнем гипоксически-гиперкапнической устойчивости
- Агаджанян Н. Н. Адаптация и резервы организма/Н. Н. Агаджанян. -М.: Физкультура и спорт, 1983. -176 с.
- Айдаралиев А. А. Адаптация человека к экстремальным условиям: Опыт прогнозирования/А. А. Айдаралиев, А. Л. Максимов. -Л.: Наука, 1988. -126 с.
- Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методич. рекомендации/Р. М. Баевский [и др.]//Вестн. аритмологии. -2001. -№ 24. -С. 65-83.
- Баевский Р. М. Введение в донозологическую диагностику/Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. -М.: Слово, 2008. -176 с.
- Боровиков В. П. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов/В. П. Боровиков. -СПб.: Питер, 2003. -688 с.
- Витязев В. В. Анализ неравномерных временных рядов/В. В. Витязев. -СПб.: СПбГУ, 2001. -49 с.
- Максимов А. Л. Возрастные перестройки вариабельности сердечного ритма и гемодинамики у аборигенов в зависимости от ведущего типа вегетативной регуляции/А. Л. Максимов, А. Л. Лоскутова//Российский физиологический журн. им. И. М. Сеченова. -2014. -№ 5. -С. 634-647.
- Малкин В. Б. Острая и хроническая гипоксия/В. Б. Малкин, Е. Б. Гиппенрейтер. -М.: Наука, 1977. -315 с.
- Попов В. В. Вариабельность сердечного ритма: возможность применения в физиологии и клинической медицине/В. В. Попов, Л. Н. Фрицше//Украiнский медичный часопис. -2006. -№ 2 (52). -С. 24-31.
- Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертензии. Российские рекомендации (второй пересмотр): прилож. к журн. «Кардиоваскулярная терапия и профилактика». -2004. -20 с.
- Рост и развитие ребенка/В. В. Юрьев [и др.]; под ред. В. В. Юрьева. -СПб.: Питер, 2003. -272 с.
- Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. -М.: Терра-Спорт, 2001. -510 с.
- Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. … д-ра биол. наук/Ю. В. Щербатых. -СПб., 2001. -32 с.