Инновационная причинность структурных сдвигов в мезоэкономике

Автор: Прибыльский В.В.

Журнал: НБИ технологии @nbi-technologies

Рубрика: Ученые-экономисты об инновациях

Статья в выпуске: 2, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14968137

IDR: 14968137

Текст статьи Инновационная причинность структурных сдвигов в мезоэкономике

Структурные сдвиги на мезоуровне экономической системы – сложное и многоаспектное явление, имеющее комплексную причинную обусловленность. Анализ работ современных ученых позволяет выделить следующие основные причины качественных структурных изменений в региональной экономике:

  • -    глобализация как всеобщее условие хозяйственной деятельности 1;

  • -    углубление общественного и территориального разделения труда, рост специализации региональных экономических систем 2;

  • -    изменение структуры отношений собственности в хозяйственном пространстве региона 3;

  • -    конкуренция экономических интересов различных категорий участников регионального воспроизводства 4;

  • -    межрегиональный и межотраслевой перелив капитала 5;

  • -    циклические процессы экономического развития, становление шестого технологического и в целом хозяйственного уклада, возникновение и расширение новых макро- и мезогенераций 6;

  • -    государственная инвестиционная и структурная политика 7;

  • -    эпохальные инновации как коренные технологические нововведения, в частности, бурное развитие нано- и биотехнологий, альтернативной энергетики и глобальных информационных сетей 8;

  • -    широкомасштабная трансплантация экономических институтов 9;

  • -    инфляционные процессы и ценовые диспропорции 10;

  • -    совокупное воздействие множества причин 11.

Современная региональная экономика – это открытая, нелинейная, динамическая, саморазвивающаяся система с присущими ей целевыми и спонтанными, локальными и общесистемными изменениями. Региональные структурные сдвиги представляют собой необратимые изменения пропорций и границ секторов, сфер, сегментов, отраслей, территориально-производственных комплексов (кластеров), районов и зон хозяйственной системы региона. Источник структурных сдвигов в региональной экономике – общественное территориальное разделение труда, эволюционно меняющее состав и взаимосвязи элементов экономического пространства региона.

Непосредственными причинами структурных сдвигов являются обостряющиеся и требующие своего разрешения противоречия в механизме регионального воспроизводства, сигнализирующие о несоответствии экономики региона внешней среде по параметрам конкурентоспособности, устойчивости и безопасности. Региональные структурные сдвиги зарождаются в отношениях собственности, интенсифицируются в процессе труда, достигают апогея в региональном производстве, отражаются в методах и инструментах государственного регулирования, воплощаясь в многообразных экономических отношениях субъектов мезоэкономики.

Следует признать, что по существу структурные сдвиги представляют собой кумулятивную ответную реакцию на диффузию системных инноваций. Такие инновации могут быть внешними или внутренними, носить естественно-эволюционный характер или же быть результатом государственных управленческих воздействий, зарождаться в технологи- ческой сфере или в институциональном пространстве. В любом случае в основе структурных трансформаций мезоэкономики лежит инновационная причинность. При этом «глубина и эффективность трансформаций в экономике определяются сдвигами в ее структуре, изменениями в пропорциях распределения труда, инвестиций, валового выпуска и ВВП, экспорта и импорта между различными отраслями, воспроизводственными секторами, регионами. Характер и сдвиги в структуре экономики определяют в конечном счете ее целенаправленность, уровень конкурентоспособности и эффективности»12.

В процессах зарождения, диффузии и закрепления структурных сдвигов на мезоуровне экономики возникает многоаспектная и многоуровневая система противоречий: между изобретениями и инновациями; между инновациями и инвестициями; между новаторами и консерваторами; между инновационно ориентированными и рутинными подразделениями предприятия; между инновационно активными и пассивными предприятиями; между районами и зонами региональной экономики; между сегментами и отраслями народного хозяйства; между сферами производства, обращения и потребления; между государственным и частным секторами экономики; между инвестиционно привлекательными и неблагополучными регионами; между регионами-донорами и реципиентами федерального бюджета; между «ядром» и «периферией» мегарегиональ-ного и глобального инновационного процесса. Их обострение становится импульсом новых структурных перестроек в региональной экономике.

Структурные сдвиги как системный экономический процесс в той или иной степени охватывают все аспекты структуры региональной хозяйственной системы (РХС), включая воспроизводственную, уровневую, отраслевую, секторную, сегментную (товарную), производственную, сбытовую, инвестиционную, инновационную, пространственную, факторную, ресурсную, институциональную, организационную, информационную, тех- нологическую, кадровую, сырьевую, транспортную, внешнеторговую (экспортно-импортную) и прочие подсистемы экономической структуры региона.

Мезоэкономический механизм структурных сдвигов представляет собой способ системной трансформации структуры РХС в новое качественное состояние. Его основой выступает «совокупность объективных форм, определяющих процесс развития общества, свойственных ему экономических законов и категорий, включая экономические интересы»13. Поскольку одним из элементов структуры мезоэкономического механизма структурных сдвигов являются объективные интересы хозяйствующих субъектов, то формой проявления данного механизма является самоорганизация инновационной деятельности, посредством которой и происходит реализация интересов субъектов экономических отношений в РХС.

Практическое значение такого разграничения особенно отчетливо видно, когда исследуются причины противоречий развития в суперсистеме «Общество». Основной из них является разнонаправлен-ность экономических интересов хозяйствующих субъектов, общества в целом, отдельных регионов и населения различных территорий при отсутствии продуманного хозяйственного механизма структурных сдвигов, в рамках которого, как показывает мировой опыт, возможно добиться компромисса и однонаправленности экономических интересов участников региональных экономических отношений.

Анализ общей и специальной экономической литературы по вопросам совершенствования и реорганизации современного хозяйственного механизма структурных сдвигов позволяет сделать вывод о закономерной необходимости сочетания в нем элементов как государственного регулирования, так и рыночного саморегулирования. Подобный хозяйственный механизм не может быть стандартизирован для всех регионов России, необходим дифференцированный подход в его формировании и реорганизации с учетом особенностей их инвестиционного климата и других системообразующих факторов. В частности, «представляется целесообразным развитие принципиально нового научного направления в региональной экономике – изучение влияния структурных сдвигов на состояние экосистем и ассимиляционной емкости территории»14, как и обратного воздействия.

В региональной экономике можно выделить три основных вида структурных сдвигов:

-институциональные структурные сдвиги, объектами которых являются локальные системы экономических институций и отраслевая структура региона;

  • -воспроизводственные структурные сдвиги, связанные с изменением пропорций секторов, сфер и сегментов регионального хозяйства (в частности, государственного и частного секторов, сфер промышленного и сельскохозяйственного производства, производства и обращения, а также конкретных товарных сегментов рынка);

  • - пространственные структурные сдвиги, детерминирующие определение и смещение границ территориальнопроизводственных комплексов (кластеров), районов и экономических зон. Таким образом, эволюцию экономической структуры региона допустимо представить как многоуровневую систему структурных сдвигов, детализирующуюся вплоть до изменений структуры рабочих мест на отдельном предприятии. Отсюда – основной задачей государственного регулирования структурных сдвигов на региональном уровне является обеспечение их сбалансированности в институциональном, воспроизводственном и пространственном аспектах.

Изменения региональной экономической структуры, в свою очередь, порождают инфраструктурные сдвиги, связанные с «догоняющим развитием» хозяйствующих субъектов и институтов, создающих и поддерживающих необходимые условия для функционирования «структурообразующих» элементов мезоэкономики. При эффективном государственном управлении инфраструктурные сдвиги могут носить и упреждающий характер, проявляясь, например, в формах создания портовых зон и транспортных терминалов, биз-нес-инкубаторов и инновационных «площадок» и т. д. Важную роль инфраструктурные сдвиги способны сыграть и в развитии регионального инвестиционного климата.

В контексте эволюционной экономики анализ структурных сдвигов на региональном уровне сводится к изучению динамики мезогенераций (по аналогии с введенным В.И. Маевским понятием макрогенерации). Мезогенерации – отрасли региональной экономики, объединяющие функционально однотипные фирмы и предприятия в их составе, которые в совокупности производят в течение года полный объем валового регионального продукта (ВРП) 15. Если предположить, что в РХС в течение года t параллельно действуют n мезогенераций, то полный объем ВРП за год ( GRPt ) будет представлять собой:

GRPt = q1t + q2t + ... + qnt, где q1t, q2t, ... qnt – продукты соответствующих мезогенераций, созданные в году t 16.

Развитие эволюционной экономической теории следует связать с анализом динамики мезогенераций в РХС, выявлением взаимосвязей инноваций и жизненного цикла, а также наследственности и отбора. Недопустимо игнорировать региональный уровень экономической эволюции, как это делают некоторые исследователи, сразу переходя от анализа характерных особенностей макроэкономической эволюции к микроэкономической специфике жизненного цикла и адаптации 17.

Исследование структурных сдвигов в региональной экономике требует применения субъектного подхода, связанного с выявлением и характеристикой акторов данных процессов, то есть их действующих лиц, выступающих носителями различных экономических интересов. Имен- но динамизм региональной системы экономических интересов порождает асинхронное, неравномерное развитие отдельных элементов структуры мезоэкономики. Однако структурные сдвиги в региональной экономике в значительной степени отражают изменения в структуре глобальной экономической системы. Эффективная адаптация регионов России к глобальным трансформациям объективно требует повышения научной обоснованности и практической эффективности механизма регулирования структурных сдвигов в РХС.

Одним из направлений развития теории структурных сдвигов является усиление количественной определенности этого системного процесса. Не случайно в работе Е.Б. Дворядкиной 18 изложено первое приближение к формализации структурных сдвигов в РХС. Были введены в научный оборот три базовых понятия (обозначения модифицированы в соответствии с авторской концепцией).

Масса структурного сдвига ( Ms ):

Ms = D1 – D0 , где Ms – масса структурного сдвига, определяемая количеством ресурсов, приходящихся на определенный элемент РХС в относительном выражении;

D 1 – доля экономического показателя в текущем периоде;

D 0 – доля экономического показателя в базовом периоде.

Данный показатель впоследствии использовался Н.Р. Гоцкой при анализе взаимовлияния структурных сдвигов и экономических интересов 19.

Индекс структурного сдвига ( Is ):

- D 0

I

s

D 0

Скорость структурного сдвига ( Vs ):

  • V. = Md

s T, где Ms – масса структурного сдвига за исследуемый период;

Т – время протекания структурного сдвига.

Для усиления логики формализации структурных сдвигов в РХС предложим три дополнительных показателя.

Ускорение структурного сдвига ( ws ):

ws

A v

A t ’

где A v - приращение скорости структурного сдвига;

A t - период, в течение которого произошло приращение.

Сила структурного сдвига ( Ps ):

Ps = Msws .

Коэффициент локализации структурного сдвига ( Kls ):

Kls

M si

M s

i + 1 ,

где Msi – масса мезоструктурного сдвига (в данном регионе);

Msi+ 1 – масса аналогичного макроструктурного сдвига (по экономике страны в целом).

Данные показатели позволят более глубоко понять динамику и специфику структурных сдвигов в мезоэкономике.

Одной из задач экономической науки современной России является дальнейшее углубление фундаментальных и эмпирических представлений о структурных сдвигах на мезоуровне экономической системы. В противном случае структурные сдвиги останутся метафорическим понятием, внося свой вклад в затянувшийся кризис экономической теории 20.

Структурные диспропорции современной российской экономики существенно снижают эффективность хозяйственного механизма, усугубляют социальные противоречия, тормозят выход на траекторию устойчивого инновационного развития. Задача удвоения ВВП страны к 2010 г. предполагает сохранение набранных темпов роста в среднесрочной перспективе, что невозможно без целенаправленных изменений структуры экономики.

Актуализируется проблема качества экономического роста, в том числе преодоление экспортно-сырьевой ориентации и усиление социальных гарантий населению. Задачи качественных стратегических преобразований хозяйственного механизма современной России не могут быть решены без реализации стратегии структурных сдвигов в общенациональном масштабе с учетом региональной специфики. Поэтому необходима дальнейшая глубокая разработка теоретико-методологических основ формирования организационноэкономического механизма структурных сдвигов на мезорегиональном уровне.

Список литературы Инновационная причинность структурных сдвигов в мезоэкономике

  • Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки/Отв. ред. акад. Д.С. Львов. М.: Наука, 2004. 740 с.;
  • Мальковская И.А. Глобализация как социальная трансформация. Тематические матрицы. Кн. 1. М.: Изд-во РУДН, 2002. 199 с.;
  • Быков А.Н. Глобализация и либерализация: (Вопросы институционального совершенствования в контексте российских и общемировых интересов)//Проблемы прогнозирования. 2000. № 2;
  • Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2001.
  • Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2000;
  • Иншаков О.В., Фролов Д.П. Институциональность экономического пространства в концепции пространственной экономики//Пространственная экономика. 2007. № 1.
  • Блохин А.А. Кризис системы собственности в российской экономике//Проблемы прогнозирования. 2002. № 1;
  • Никифоров Л.В. Отношения собственности на рубеже веков: направления трансформации//Собственность в XX столетии. М.: РОССПЭН, 2001. 960 с.;
  • Кабашева И.А., Малыгин В.М., Тимирясов В.Г. Преобразование государственной собственности в условиях институциональных изменений. Казань: Изд-во «Таглимат» Ин-та экономики, управления и права, 2001. 124 с.;
  • Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности//Вопросы экономики. 2000. № 1;
  • Радыгин А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России//Там же. 1999. № 6.
  • Гоцкая Н.Р. Причины и противоречия структурных сдвигов//Вестник Института дружбы народов Кавказа. Вып. 2. Ставрополь: РИО ИДНК, 2006;
  • Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999.
  • Пространственные трансформации в российской экономике/Общ. ред. П.А. Минакира. М.: ЗАО «Экономика», 2002. 424 с.;
  • Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования//Проблемы прогнозирования. 1999. № 5.
  • Маевский В. Введение в эволюционную макроэкономику. М.: Издательство «Япония сегодня», 1997. 106 с.;
  • Дорошенко С.В., Попов Е.В. Об эволюционной региономике//Экономическая наука современной России. 2002. № 1.
  • Минакир П.А. Трансформация региональной экономической политики//Экономическая наука современной России. 2001. № 1;
  • Симачев Ю. Формы государственной поддержки//Вопросы экономики. 2001. № 5;
  • Котов В. Методология государственного управления инвестициями в системе рыночных отношений//Маркетинг. 1997. № 3;
  • Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт//ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1998. № 1;
  • Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления//Экономист. 1998. № 1.
  • Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2004. 444 с.
  • Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов//Экономическая наука современной России. 2001. № 3.
  • Бессонов В.А. О трансформационных структурных сдвигах российского промышленного производства//Экономический журнал ВШЭ. 2000. Т. 4. № 2. С. 184-219;
  • Бессонов В.А. Об эволюции ценовых пропорций в процессе российских экономических реформ//Экономический журнал ВШЭ. 1999. Т. 3. № 1. С. 42-81;
  • Пелипась И. Деньги и цены в Беларуси: информационное содержание различных денежных агрегатов//ЭКОВЕСТ. 2003. № 3. Т. 2. С. 224-256.
  • Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике современной России. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2000. 183 с.
  • Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций/Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, А.А. Петров, Ю.В. Яковец. М.: Ин-т экон. стратегий, 2006. С. 29, 31.
  • Гершкович Б.Я. Интересы, стимулирование и мотивация в механизме национальной экономики//Известия вузов. Северокавказский регион. Серия «Общественные науки». № 3. С. 49.
  • Довготько Н.А., Щеглова Н.Р. Стимулирование рационального природопользования и экологически устойчивого развития в рекреационных системах//Вестник ННГУ. Серия: Экономика и финансы. 2005. Вып. 1 (7). -С. 576-584.
  • Маевский В.И. Указ. соч. С. 17-18.
  • Там же. С. 18.
  • Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. I: Институциональная теория. Методологический эскиз. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2007. С. 299-317.
  • Дворядкина Е.Б. Экономическое развитие городов традиционно-промышленного региона: теория, методология, практика: Автореф. дис.... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2005. С. 23-24.
  • Гоцкая Н.Р. Динамизм системы экономических интересов и структурные сдвиги в экономике: Автореф. дис.... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006. С. 18.
  • Полтерович В.М. Кризис экономической теории//Труды научного семинара «Неизвестная экономика». М.: ЦЭМИ РАН, 1997. 32 с.
Еще
Статья