Инновационные ориентиры развития природохозяйственной системы регионов юга России
Автор: Медяник Н.В.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Инновации в экономике и управлении
Статья в выпуске: 2 (34), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье доказывается ключевая роль инноваций в развитии природохозяйственной системы южнороссийских регионов. Обосновываются приоритеты, формы и механизм реализации инновационных экологически ориентированных инициатив на Юге России.
Природохозяйственная система, инновации, регионы юга России
Короткий адрес: https://sciup.org/142179017
IDR: 142179017
Текст научной статьи Инновационные ориентиры развития природохозяйственной системы регионов юга России
Инновационно ориентированный тип социально-экономического развития является характерной чертой современного общественного устройства. Между тем в условиях нарастания экологических проблем, роста дефицитности сырьевых, энергетических, водных и продовольственных ресурсов ключевыми детерминантами регионального развития становятся инновационные изменения хозяйственной практики и экономической политики в сфере природопользования, совокупность которых в практическом контексте, принятом в статье, конституирует феномен природохозяйственной системы. Демаркация границ последней в пространстве региона определяется параметрами функционирования регионального хозяйства, а в пространстве метарегиональных образований (например, Юга России) детерминирована структурно-функциональной целостностью экологических систем, при этом естественные процессы, обеспечивающие ее, распространяются далеко за пределы регионов.
Как свидетельствует мировая практика, природохозяйственные системы становятся ареной инновационной активности в 70-е гг. прошлого века, прежде всего в части энергосбережения и энергоэффективных мер, в 1980-е гг. лидерство приобретает сфера обращения с отходами, 1990-е гг. знаменуются становлением корпоративных систем экологического менеджмента и аудита, а начало XXI в. – экологически ориентированными продуктовыми инновациями.
В наши дни подобные экологически ориентированные инновации имеют особую приоритетность в рамках широкомасштабных инициатив в формате «зеленой» экономики, все более актуализирующей научный поиск и хозяйственное заимствование ресурсосберегающих, средозащитных новаций, а также ориентирующей экономическую политику в сфере природопользования на интегрированный экосистемный подход.
Так, по прогнозам экспертов, ближайшее десятилетие станет периодом стремительного роста мирового производства продукции и технологий, связанных с экологией и альтернативной энергетикой. Ожидается, что к 2020 г. мировой рынок
«зеленой» продукции вырастет более чем в два раза (с 1,4 до 3,1 трлн евро). Однако уже сейчас природосберегающие технологии и продукция занимают видное место в экономике ряда стран. По данным компании Clean Edge, совокупный размер отраслей «чистой» энергетики в 2011 г. составил 246,1 млрд долл. США, к 2021 г. ожидается рост до 385,8 млрд долл. США [1].
Таким образом, эволюционная динамика инноваций свидетельствует об их ключевой статус-ности в современной парадигме развития региональных природохозяйственных систем.
Очевидно, что по мере увеличения дефицитности природных ресурсов и ограниченности экосистемных услуг экологически ориентированный способ хозяйствования будет определять приоритеты развития национальной, а в ее рамках – и региональной экономики. В этой связи можно согласиться со следующим утверждением: «Будущее принадлежит не столько тем странам, которые сегодня добились высокого уровня в области высоких технологий, сколько тем, которые смогут индуцировать новые идеи в своих взаимоотношениях с Природой» [2].
Для нашей страны следует признать правомерным утверждение о том, что «…инноваци-онная стратегия развития российской экономики должна быть нацелена на достижение целей устойчивого развития, обеспечивающих создание в России ресурсосберегающей и экологически сбалансированной экономической модели с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и исключения необратимых последствий для экологии и здоровья человека» [3].
Между тем природохозяйственная система южнороссийских регионов весьма кстати подходит для осмысления необходимости и возможности реализации стратегических инновационных ориентиров ее развития, что объясняется рядом обстоятельств:
-
- исторически сложившимися отраслевой структурой и территориальной организацией хозяйства Юга, демонстрирующими вплоть до настоящего момента имманентную традицион-
- но высокую зависимость от пространственнолокализационных природно-ресурсных факторов;
-
- наличием богатого природно-ресурсного потенциала и экстенсивным его вовлечением в хозяйственный оборот, который и в перспективе будет определять специализацию Юга России, в максимальной степени позволяя реализовать сравнительные экологические преимущества регионов этой части страны;
-
- высокой природоемкостью южнороссийской экономики, а также ресурсными и экологическими ограничениями, обусловливающими необходимость технологических изменений и, вероятно, технологического «скачка» на базе наукоемких, ресурсосберегающих, средозащитных и природовоспроизводящих технологий.
В статье доказывается тезис о том, что инновационно ориентированный режим развития природохозяйственной системы южнороссийских регионов среди прочего возможен в условиях эффективной организации сферы природопользования как инновационной и ресурсной базы экономики Юга, позволяющей в максимальной степени реализовать конкурентные преимущества и потенциал естественных производительных сил его регионов.
В практическом аспекте ведущее место должно отводиться изучению вопросов стимулирования конкурентоспособности субъектов хозяйствования природно-ресурсных секторов Юга России с целью поставки на внутренний и мировой рынки дефицитных товаров (например, органической продукции, лекарственных растений, минеральных и столовых вод), уникальных услуг (например, рекреационных) и экологических благ (например, услуг степных биомов по депонированию углерода), а также продукции с высокой добавленной стоимостью из природного сырья.
Между тем уже сейчас южные регионы России могли бы предложить (а в ряде случаев уже предпринимают активные действия в данном направлении) востребованные на рынке продуктовые инновации на основе:
-
- климатических и геологических факторов – альтернативные виды энергии;
-
- почвенно-земельных ресурсов – натуральную плодово-овощную и мясо-молочную продукцию;
-
- цветных металлов – многослойные интерметаллические материалы, биметаллы, супертонкую фольгу с регулируемыми многофункциональными свойствами;
-
- безгистерезисные сплавы памяти формы, аморфные и нанокристаллические магнитомягкие сплавы;
-
- углеводородов – полипропилен новых пленочных марок; эластомерные материалы с высокими потребительскими свойствами;
-
- лакокрасочную продукцию, красители, пигменты широкой цветовой гаммы;
-
- стекловолокно, стеклоткани, стеклопластики, нетканые материалы, волокнисто-оптические элементы новых поколений;
-
- нерудного сырья – органоминеральные удобрения пролонгированного действия с микроэлементами; новые строительные материалы и пр.
Производство принципиально новых продуктов, равно как и решение экологических и ресурсных проблем, требует наличия соответствующих технологий. Обладание передовыми наукоемкими их образцами является важнейшим фактором развития природохозяйственной системы Юга России, обеспечения территориально-отраслевой ее диверсификации в направлении развития «зеленых» секторов и зон, а также приоритетных рыночных позиций.
В этой связи следует отметить, что рациональное природопользование, а также энергетика и энергосбережение в числе прочих определены государством как приоритетные направления развития науки и техники, на долю которых приходится 8 из 27 критических технологий федерального уровня. Среди них наиболее востребованными для южнороссийских регионов следует считать технологии:
-
- биоинженерии (сельское хозяйство, лесо-воспроизводство, фармацевтика, медицина, в том числе санаторно-курортное лечение);
-
- новых и возобновляемых источников энергии (энергия малых рек; гео-, гелиотермальная энергетика, ветроэнергетика);
-
- мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения (в южных регионах с высоким уровнем техногенной и селитебной нагрузки);
-
- поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи (в старо-освоенных провинциях Северного Кавказа);
-
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе опасных природных процессов в прибрежных, горных и сейсмоопасных районах Юга);
-
- создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии (в том числе в труднодоступные районы Северного Кавказа);
-
- энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе (прежде всего, отходов сельского хозяйства) [4].
Полагаем, подобный перечень критических технологий должен определять инновационно ориентированный вектор территориально-отраслевых, технико-технологических, организационно-инфраструктурных трансформаций природохозяйственной системы южных регионов страны.
Например, биоиндустриальные системы ведения аграрного хозяйства позволяют реализовать модель адаптационно-экосистемного земледелия и пастбищного животноводства, предполагающую производство вместе с традиционными сельскохозяйственными благами экосистемных услуг, которыми изобилуют степные и горные биомы Юга.
Важным направлением инновационно ориентированного развития природохозяйственной системы южнороссийских регионов следует считать структурно-технологическую перестройку в рамках экологических реструктуризации и модернизации отраслей за счет внедрения ресурсо-, энерго-, средосберегающих технологий, рециклинга.
Этим целям может служить применяемый за рубежом и внедряемый в настоящее время в РФ подход «наилучшая доступная технология» (best available technology), задающий на уровне мировых экологические научно-технические стандарты. Например, одним из проектов его реализации на Юге является экологическая модернизация электрогенерирующего производства на основе технологии сжигания твердого топлива в кипящем слое с организацией циркуляции частиц топлива на площадке филиала ОАО «ОГК-2»
– Новочеркасская ГРЭС. Несмотря на широкое применение названной технологии за рубежом, в РФ подобная новация является пионерной [5].
Между тем инновационно ориентированная трансформация природохозяйственных систем выводит исследование на поиск эффективных рыночно ориентированных форм и совершенствование государственного механизма ее стимулирования. В контексте последнего следует отметить, что среди многочисленных властных инициатив конструктивной новацией является недавно созданная в стране технологическая платформа «Технологии экологического развития», цель которой – координация усилий науки, государства, бизнеса и общества в области экологически эффективных и энергосберегающих российских технологий, решения экологических проблем [6].
В качестве конструктивных институтов продвижения инноваций в сфере природопользования и включения их в хозяйственный оборот в пространстве южнороссийских регионов следует рассматривать экологические («зеленые») центры инновационной активности, которые целесообразно приурочить к конкретным отраслям и видам хозяйственного природопользования. В рамках сетевого взаимодействия они могут трансформироваться в экологические, или «зеленые», кластеры.
Подобные формы инновационного развития природохозяйственной системы южнороссийских регионов в формате кластерных образований представлены в таблице.
Типология природохозяйственных кластеров на Юге России [7]
Регион |
Тип кластера |
1 |
2 |
Республика Адыгея |
Многофункциональный социальный кластер |
Агропромышленный кластер |
|
Туристско-рекреационный кластер |
|
Строительный кластер |
|
Республика Дагестан |
Винно-коньячный кластер |
Плодоовощеконсервный кластер |
|
Судостроительный кластер |
|
Кластер в промышленности строительных материалов и конструкций |
|
Гидрогенерирующий кластер |
|
Нефтегазовый кластер |
|
Туристско-рекреационный кластер |
|
Республика Ингушетия |
Промышленный кластер в Сунженском районе |
Кабардино-Балкарская Республика |
Рекреационный кластер |
Кластер по производству строительных материалов и оказанию строительных услуг |
Окончание таблицы
1 |
2 |
Республика Калмыкия |
Энергетический кластер |
Промышленный кластер |
|
Туристско-рекреационный кластер |
|
Агропромышленный кластер |
|
Транспортно-логистический кластер |
|
Республика Северная Осетия – Алания |
Транспортно-логистический кластер |
Кластер по производству строительных материалов и изделий на базе местного сырья |
|
Кластер пищевой и перерабатывающей промышленности |
|
Чеченская Республика |
Кластер в Чири-Юртовской зоне опережающего развития |
Кластер в Аргунской зоне опережающего развития |
|
Кластер в области телекоммуникаций |
|
Транспортно-логистический кластер |
|
Краснодарский край |
Территориально-производственный кластер в г. Армавире |
Лесопромышленный кластер |
|
Туристско-рекреационная особая экономическая зона |
|
Волгоградская область |
Текстильный кластер «Поволжье» |
Туристический кластер |
|
Ростовская область |
Агропромышленный кластер |
Кластер сельхозмашиностроения |
|
Кластер производства строительных материалов |
|
Туристический кластер |
|
Астраханская область |
Агропромышленный кластер |
Туристический кластер |
Очевидно, что кластерные образования, являясь для регионов Юга формами организационных инноваций, стимулируют опережающие темпы развития на современной технологической базе всех производств в природно-продуктовой вертикали, связанных с преобразованием природного вещества и получением конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. Одним из положительных примеров природно-продуктовой интеграции кластерного типа на Юге России является строительство группой «ЛУКОЙЛ» Каспийского газохимического комплекса по углубленной переработке газового сырья в полиэтилен, полипропилен и другие продукты органического синтеза [8].
Кроме того, стимулированию инноваций в природохозяйственной системе южных регионов России могут служить зоны с особыми режимами хозяйствования, например, в рамках заявленного проекта «Кавказская кремниевая долина», в реализации которого участвуют Ставропольский край (производство поликристаллического кремния), республики Кабардино-Балкария (моно- кристаллический кремний), Карачаево-Черкесия (мультикристаллический кремний), Северная Осетия – Алания (производство фотоэлектрических преобразователей) и Дагестан (солнечные модули) [9].
Не менее эффективным инструментом стимулирования экологических инноваций является механизм государственно-частного партнерства, который широко реализуется в регионах Юга России. Например, в его рамках ОАО «Россети» совместно с администрациями муниципальных образований городов Гудермеса (Чеченская Республика), Магаса (Республика Ингушетия) и Каспийска (Республика Дагестан) реализует пилотные проекты на базе энергосберегающих систем Smart Grid, относящихся к перечню критических технологий федерального уровня [10].
Полагаем, что существенные предпосылки широкого внедрения экологических инноваций на Юге создает рыночная трансформация природохозяйственной системы, связанная, прежде всего, с развитием экологического предпринимательства и экологического рынка. Например, экологический бизнес, постепенно образующий важный сектор экономики южнороссийских регионов, может включать области специализированного (экологического) машиностроения, биз-нес-девелопмента, экологического консалтинга, развития рынка квот на загрязнения, индустрии по утилизации, рециклинга отходов, использования альтернативных источников энергии и пр.
В целях стимулирования экологического предпринимательства полагаем правомерным использование специальных налоговых режимов. Например, в части введенной с 1 января 2013 г. патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей считаем оправданным расширить перечень видов деятельности за счет включения всех сегментов экологически ориентированного бизнеса, не ограничиваясь, как в настоящее время, услугами по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству [11].
Следует предположить, что рассмотренные в статье и иные подобные им инициативы конституируют инновационный феномен в качестве одного из значимых факторов развития природохозяйственной системы южнороссийских регионов. С учетом названных обстоятельств инновационно ориентированная парадигма развития природохозяйственной системы позволит выстроить на Юге России экономически, социально, экологически эффективный, производительный способ хозяйственного присвоения природных ресурсов и экологических благ, отличный от ныне существующей формы примитивного распределения экспроприированных природных богатств, придав новый территориально-отраслевой импульс развитию природохозяйственной системы Юга через трансформацию из сугубо сырьевой про-филизации в секторы экологических услуг и производства продукции из природного сырья с высокой добавленной стоимостью.
Список литературы Инновационные ориентиры развития природохозяйственной системы регионов юга России
- Clean Energy Trends 2012 (Report). -URL: http://www.cleanedge.com/reports/clean-energy-trends-2012.
- Акимова, Т.А. Государственная экологическая политика и реформирование систем власти/Т.А. Акимова. -URL: http://centrecp.narod.ru/akimova-rus.htm.
- Делия, В.П. Развитие экономического механизма рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике: автореф. дис. … д-ра экон. наук/В.П. Делия. -М., 2012. -С. 41.
- Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899//Собрание законодательства РФ. -2011. -№28. -Ст. 4168.
- Строительство энергоблока №9 с использованием технологии ЦКС, Новочеркасская ГРЭС, 330 МВт. -URL: http://www.ogk2.ru/rus/investment/objects/modnov3.php.
- Технологическая платформа «Технологии экологического развития». -URL: http://ige.rshu.ru/content/techplatform/participant.
- Сводная база данных по кластерам в России. -URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707.
- Каспийский газохимический комплекс. -URL: http://www.lukoil.ru/static_6 _5id_260_.html.
- Кавказская кремниевая долина. -URL: http://www.ecotoc.ru/news/316.
- «Россети» реализуют на Северном Кавказе три пилотных проекта «Умный город». -URL: http://www.elec.ru/news/2013/09/20/rosseti-realizuyut-na-severnom-kavkaze-tri-pilotny.html.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Ч. 2. Разд. VIII.1. Специальные налоговые режимы. Гл. 26.5. Патентная система налогообложения. Ст. 346.43, п. 2. -URL: http://base.garant.ru/10900200/41/.