Инновационные перспективы создания биологически активных комплексов на основе полисахаридной матрицы
Автор: Шелепов В.Г., Бямбаа Б., Челнакова Н.Г., Позняковский В.М.
Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet
Рубрика: Пищевая биотехнология
Статья в выпуске: 2 (96) т.85, 2023 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается возможность соединения сложнорастворимых полисахаридов арабиногалактана с полисахаридами хитозана для повышения всасываемости биологически активных веществ и соединений, характеризующихся низкой биодоступностью. Входящие в состав биологически активной биополимерной матрицы сукцинат хитозана, янтарный ангидрит, арабиногалактан и дигидрокверцитин соответственно в количествах, мас. %: 3-5,0; 2,0-4,0; 15,0-20,0 и 3,5 могут служить целенаправленным носителем для доставки диагностических и терапевтических агентов, в том числе ферментов, нуклеиновых кислот, витаминов, гормонов и др. к определенным клеткам, в частности, гепатоцитам (паренхимным клеткам печени). Установлена высокая мембранотропность арабиногалактана, выделенного из лиственницы, что позволяет его использовать для повышения всасываемости в желудочно-кишечном тракте других функционально-активных ингредиентов с низкой биодоступностью. Механизм такого действия связан с образованием связующего комплекса между арабиногалактаном и доставляемым агентом, обладающим способностью взаимодействовать с асиалогликопротеиновым рецептором клетки. Выполнены исследования по возможности соединения полисахаридов арабиногалактана с полисахаридами хитозана с получением биополимерной матрицы, которая включает сукцинат хитозана, янтарный ангидрид и арабиногалактан, содержащий ковалентно не связанный с ним дигидрокверцетин. Наряду с вышеуказанными свойствами показана эффективность применения арабиногалактана на примере его применения для улучшения технологических и функциональных характеристик мяса цыплят-бройлеров с признаками PSE. Добавление арабиногалактана в рецептурный состав фарша при производстве колбас, в количестве 0,5% от основного сырья, повышало влагосвязывающую способность на 5% при снижении потерь при тепловой обработке на 6%. Отмечено улучшение пероксидного и кислотного чисел при хранении, что обеспечивает ингибирование окислительных процессов и предотвращает порчу готовой продукции.
Арабиногалактан, сукцинат хитозана, биокомплекс, биологически активные соединения, полисахариды
Короткий адрес: https://sciup.org/140303201
IDR: 140303201 | DOI: 10.20914/2310-1202-2023-2-151-155
Текст научной статьи Инновационные перспективы создания биологически активных комплексов на основе полисахаридной матрицы
Многолетние исследования полисахаридов высших растений, проводимые в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о возможности их широкого применения в производстве специализированных продуктов, в т. ч. и БАД [2, 3]. Это связано с функциональными свойствами представителей галактансодержащих полисахаридов – иммуномодулирующими, активирующими ретикулоэндотелиальную систему (РЭС) с увеличением фагоцитарного индекса. Их биологическая активность зависит от особенностей структуры и конформации макромолекул, механизма образования агрегатов. Немаловажное значение имеет локализация полисахарида в растительной клетке [1].
Цель работы – биополимерной матрицы на основе сукцината хитозана, арабиногалактана и изучение их функциональных свойств.
Материалы и методы
Для выявления фазовых и структурных превращений применяли рентгенофазовый (РФА) и термический анализ – дифференциальную сканирующую калориметрию (ДСК). Для получения микрофотографий исследуемых образцов использовали метод сканирующий электронной микроскопии.
Концентрацию исследуемых веществ в водных растворах определяли методом ВЭЖХ на хроматографах Agilent 1200 и Милихром А-02.
Для идентификации опытного образца АГ на спектрометре записаны ИК-спектры.
Исследование комплексообразования в растворах проводилось путем измерения увеличения растворимости БАВ, а также методом измерения времен релаксации1 Н ЯМР в водных и водноспиртовых растворах.
Молекулярно-массовое распределение (ММР) образцов исследовали методом гель-проникающей хроматографии (ГПХ).
Результаты и обсуждение
Разработана биологически активная добавка добавка – арабиногалактан (АГ), выделенный из лиственницы. Новизна и оригинальность препарата подтверждены выдачей патента [7].
Показано [3–6], что АГ из западной лиственницы может служить целенаправленным носителем для доставки диагностических и терапевтических агентов, а также ферментов, нуклеиновых кислот, витаминов или гормонов, к определенным клеткам, в частности, гепатоцитам – паренхимным клеткам печени. В модельных экспериментах АГ из лиственницы показал высокую мембранотропность [7]. Благодаря этому его можно использовать для повышения
Арабиногалактан является перспективным синтоном, способным вступать в реакции с моно-и бифункциональными реагентами. Это открывает путь к получению новых промышленно доступных водорастворимых препаратов. Их свойства будут определяться как свойствами самого полисахарида, так и введенных функциональных групп. Продукты химического модифицирования АГ представляют значительный интерес для различных отраслей промышленности. Имеются данные о том, что химическое модифицирование АГ вызывает заметное падение или исчезновение биоактивности полимеров [16, 17]. Таким образом, работы по модификации арабиногалактанов показывают перспективность этого направления.
Проведены исследования по соединению полисахаридов арабиногалактана с полисахаридами хитозана.
Особенность строения макромолекул АГ может способствовать образованию прочных межмолекулярных комплексов действующих веществ, молекулы которых могут связываться межмолекулярными водородными связями в пространстве, образованном боковыми цепями. Учитывая конформационную подвижность макромолекул АГ, размеры этого пространства могут варьироваться, способствуя образованию су-прамолекулярных комплексов с широким кругом веществ [5].
Хитозан хороший гелеобразователь и эмульгатор. Доказана его способность образовывать комплексные соединения с протеинами и липидами. Наличие гидроксильных групп высокой электронной плотности с неподеленными электронными парами вдоль молекулы приводит к образованию водородных связей с другими биополимерными соединениями, в первую очередь формируются прочные комплексы с липидами и белками, в которых хитозан выполняет роль ядра [6].
Благодаря позитивно заряженным молекулам и свойствам сорбента хитозан крепко связывается с негативно заряженными молекулами, расположенными на мембранах микробов (тейхоевые кислоты, фосфорнокислые и карбоксильные группы). Фиксация мембран парализует их работу, особенно транспорт ионов, полезных веществ, что ведет к усилению чувствительности возбудителей заболеваний к различным антибактериальным веществам. Полезные и важные особенности хитозана заключаются также в том, что он соединяется с любой живой тканью, обладает мукоадгезивными свойствами, разлагается и открывает плотные сочленения между клетками. С помощью использования этих свойств доставка лекарственного средства через слизистую мембрану может быть существенно улучшена [18].
Протонированный хитозан в организме распадается при помощи лизоцима, превращаясь в глюкозамин и сопряженное основание кислоты – сукцинат. Сукцинат хитозана представляет собой соль деацетилированного хитина и янтарной кислоты. Сукцинат хитозана гипоаллергенен, биосовместим, биоразлагаем. Благодаря деацетилированию хитозан приобретает два важных свойства, обуславливающих особенности и сферу его использования.
Сукцинат хитозана хорошо растворим в воде, его деацитилированные и замещенные группы при значениях рН<7 приобретают положительный заряд, т. е. хитозановый гель представляет собой поликатион, который связывается с отрицательно заряженными молекулами.
Производство биополимерной матрицы основано на механохимической активации двух полисахаридов: растительного (арабиногалактан) и хитинового (сукцинат хитозана).
Метод механохимической активации позволяет проводить измельчение твердых тел до молекулярного уровня. В результате измельченные частички образуют агрегаты, а при продолжении механической активации происходит смешивание твердых веществ на молекулярном уровне. В зависимости от природы веществ происходят химические реакции с образованием твердой фазы, в которой молекулы вступают в различного рода взаимодействия. При тепловом воздействии или гидратации происходит химическая реакция с образованием целевых продуктов.
Процесс получения полисахаридной матрицы осуществляется в два этапа.
На первом получен сукцинат хитозана – деацетилированием хитина, имеющего степень деацетилирования больше или равную 75% и молекулярную массу в диапазоне от 1 до 30 кДа, механохимическим способом его сшивали янтарным ангидридом. В результате механической активации происходит количественное ацилирование всех аминогрупп хитозана, что подтверждается кондуктометрическим титрованием. Следует отметить, что сам принцип проведения реакции в твердофазовом состоянии не требует растворения ангидридов дикарбоновых кислот в органическом растворителе.
На втором этапе для модификации арабиногалактана, полученный механическим способом сукцинат хитозана соединяли на молекулярном уровне с арабиногалактаном. Механохимическую обработку исходных компонентов проводили в ротационной (валковой) мельницей ВМ-1 с барабаном, имеющим фторопластовую футеровку. Полученный мелкодисперсный порошок растворяли в воде, нейтрализацию смеси проводили водным щелочным раствором и сушили методом распылительной или вакуумной сушки [7].
Полимерная матрица приобретает пластичную структуру частиц хитозана, отличающуюся тем, что имеет вид поперечно сшитого сетчатого полимера с множеством сферических полостей, имеющих размер не менее 1,0 нм и не более 5000,0 нм.
Предлагаемый состав биополимерной матрицы включает сукцинат хитозана, янтарный ангидрид и арабиногалактан, содержащий ковалентно не связанный с ним дигидрокверцетин.
Комплексообразующая способность су-прамолекулярной композиции, состоящей из сукцината хитозана, янтарно ангидрида и арабиногалактана, изучена методом оптической спектроскопии с целью оценки степени увеличения растворимости гидрофобных лекарственных соединений в воде.
Для исследования взяты два соединения, карведилол и зеаксантин, обладающие низкой растворимостью в воде.
Зеаксантин – один из распространенных антиоксидантов и пигментов каротиноидной группы. Является одним из двух каротиноидов, которые содержатся в сетчатке глаза (зона макулы). Как антиоксидант, он способен нейтрализовать свободные радикалы, которые окисляют и повреждают сетчатку. Эти свойства заексантина предотвращают развитие катаракты, служат профилактикой возрастной макулярной дегенерации. Одним из основных ограничений применения зеаксантина в фармакологии и пищевой промышленности является его незначительная растворимость в воде.
Обнаружено, что комплексообразование более чем в 1000 раз повышает растворимость зеаксантина в воде. Измеренная нами концентрация комплекса зеаксантин – БПМ 1:10 составила 40 микромолей или 22 мг/л. Установленная величина повышения растворимости (1000 раз) является нижней оценкой, поскольку его
Shelepov V.G. et al. Proceedings of VSUET, 2023, vol. 85, no. собственная растворимость ниже предела чувствительности прибора.
Карведилол – антиангинальное, антиоксидантное, гипотензивное, вазодилатирующее лекарственное средство. Слабо растворим в воде. Биодоступность около 25%.
Обнаружено, что комплексообразование с полимерной матрицей повышает растворимость карведилола в воде в 40 раз. Измеренная концентрация комплекса карведилол-БПМ 1:10 составила 50 микромолей или 20 мг/л. Абсолютное значение растворимости рассчитано из измеренного коэффициента экстинкции карведиола при длине волны 332 нм равного 4760 л моль-1 см-1.
Показана эффективность использования АГ для улучшения технологических и функциональных свойств мяса цыплят-бройлеров с признаками PSE путем включения пищевой добавки в рецептуру колбасных изделий в количестве 0,5% от основного сырья. Установлено повышение влагосвязывающей способности фарша на 5%, потери при тепловой обработке снизились на 6%.
Улучшились консистенция и цвет колбас с повышением балльной оценки на 4%. Установлено снижение пероксидного и кислотного чисел при хранении, что свидетельствует об ингибировании процессов окисления и предотвращении порчи продукта.
Заключение
Проведенные исследования послужили еще одним доказательством, что полисахаридная матрица обладает высокой биологической активностью как самостоятельно, так и в комплексе с другими веществами. Разработанная биологически активная биополимерная матрица, включающая, мас. %: сукцинат хитозана 3,0–5,0; янтарный ангидрид 2,0–4,0; арабиногалактан 15,0–20,0 и дигирокверцетин 3–5 может служить носителем для широкого спектра биологически активных веществ (витаминов, минералов, аминокислот) и иметь достаточную область применения в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Список литературы Инновационные перспективы создания биологически активных комплексов на основе полисахаридной матрицы
- Антонова Г.Ф., Тюкавкина Н.А. Получение высокочистого арабиногалактана из древесины лиственницы // Химия древесины. 1976. № 4. С. 60-62.
- Арифходжаев А.О. Галактаны и галактансодержащие полисахариды высших растений // Химия природных соединений. 2000. № 3. С. 185-197.
- Бабкин В.А., Остроухова Л.А., Малков Ю.А., Иванова С.З. и др. Биологически активные вещества из древесины лиственницы // Химия в интересах устойчивого развития. 2001. Т. 9, № 3. С. 363-367.
- Гришин А.А. Хитин и хитозан: Химия, биологическая активность, применение // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2014. Т.6. № 1. С. 29-34.
- Оводов Ю.С. Полисахариды цветковых растений: структура и физиологическая активность // Биоорганическая химия. 1998. Т. 24. № 7. С. 483-501.
- Васюкова А.Т., Славянский А.А., Хайрулин М.Ф., Алексеев А.Е., Мошкин А.В. и др. Продукты с растительными добавками для здорового питания // Пищевая промышленность. 2019. №. 12. С. 72-75.
- Фазилова С.А., Югай С.М., Рашидова С.Ш. Структурные исследования полисахаридов и нанокомпозиций на их основе // Химия растительного сырья. 2010. № 1. С. 13-19.
- Пат. № 2698455, RU, A61K 31/352, 31/715, 47/36, 47/12, 9/00. Биополимеиная матрица на основе сукцината хитозана, арабиногалактана и способ её получения / Шелепов В.Г., Углов В.А., Душкин А.В., Сунцова Л.П. и др. № 2018141734; Заявл. 26.11.2018; Опубл. 27.08.2019.
- Макеева И., Пряничникова Н.С., Богатырев А.Н. Научные походы к выбору нетрадиционных ингредиентов для создания функциональных продуктов животного происхождения, в том числе органических // Пищевая промышленность. 2016. №. 3. С. 34-37.
- Assam T., Eliyahu H., Shapira L., Linial M. et al. Polysaccharide-oligoamine based conjugates for gene delivery // Journal Med. Chem. 2002. V. 45. №. 9. P. 1817-1824.
- Chintalwar G., Jain A., Sipahimalani A., Banerji A. et al. An immunologically active arabinogalactan from Tinospora cordifolia // Phytochemistry. 1999. V. 52. №. 6. P.1089-1093.
- Pat. № 6406686, US, A61K8/463. Conditioning shampoo containing arabinogalactan / Chun Ho-Ming. Appl. 21.03.2000; Publ. 18.06. 2002.
- Silva B.P., Parente J.P. Chemical properties and biological activity of a polysaccharide from Melocactus depressus // Planta Medica. 2002. V. 68. №. 1. P. 74-76.
- Pat. № 3509126, US, C08B37/006. Recovery of high-purity arabinogalactan from larch / Dahl K. Appl. 07.09.1967; Publ. 28.04.1970.
- Clarcke A.E., Anderson R.L., Stone B.A. Form and function of arabinogalactans and arabinogalactan-proteins // Phytochemistry. 1979. V. 18. P.521-540.
- Da Silva B.P., Parente J.P. Chemical properties and biological activity of a polysaccharide from Melocactus depressus // Planta Medica. 2002. V. 68. №. 1. P. 74-76.
- Grieshop C.M., Flickinger E.A., Fahey G.C. Oral administration of arabinogalactan affects immune status and fecal microbial populations in dogs // Journal of Nutrition. 2002. V. 132. №. 3. P.478-482.
- Groman E.V., Enriquez P.M., Jung Chu, Josephson L. Arabinogalactan for hepatic drug delivery // Bioconjugate Chem. 1994. № 5. P. 547-556.
- Sajjad A. Chitosan as a Flocculant: An Approach to Improve its Solubility for Efficient Harvesting of Microalgae // Korean Chemical Engineering Research. 2017. V. 55. №. 4. P. 530-534.
- Тихомирова Н.А. Продукты функционального питания // Молочная промышленность. 2013. №. 6. С. 46-49.