Иностранные инвестиции из Франции в Россию
Автор: Романенко Е.В., Булатова Р.Р.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-4 (14), 2015 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассмотрены инвестиции Франции в Россию, состояние накопленных инвестиций за различные годы, статистика, какие фирмы участвуют и действуют на территории России.
Капитал, кризис, инвестор, машиностроение, пищевая промышленность, банковский сектор
Короткий адрес: https://sciup.org/140111536
IDR: 140111536
Текст научной статьи Иностранные инвестиции из Франции в Россию
По состоянию на конец 2013 года, объём накопленных инвестиций Франции в Россию составляет $13,2 млрд, что равняется 3,4 % от общего объёма иностранных инвестиций в России. По объёму инвестиций в Россию Франция занимает 8-е место среди стран мира.
В России действует свыше 800 французских фирм, многие из которых не ограничились открытием представительств, а создали совместные предприятия , основали дочерние компании.
Французский капитал представлен в самых разных сферах российской экономики — от добычи природных ресурсов до передовых отраслей машиностроения и современных направлений сферы услуг. В экономике Российской империи французский капитал играл немаловажную роль, однако в основном инвестиции были в виде займов и портфельных вложений. В Советском Союзе представительство французского бизнеса было сведено к минимуму. Даже когда стал облегчаться доступ инофирм в советскую экономику, среди пионеров инвестирования оказалось не так уж много французских компаний. Например, из более чем 200 предприятий с иностранным капиталом, зарегистрированных в РСФСР к весне 1989 года, с французским участием был лишь десяток, так что Франция уступала многим европейским странам. Более того, французские предприятия концентрировались в основном в столице, тогда как западногерманские, итальянские и финские фирмы стремились освоить значительное число регионов.
К моменту кризиса 1998 года по числу предприятий в России Франция вообще не входила в десятку лидеров. Около 70 % из двух сотен предприятий с французским капиталом размещалось в Москве и Подмосковье, а в целом инвесторы из Франции были представлены в наименьшем числе субъектов федерации среди всех основных европейских стран-инвесторов. Такая картина распределения ПИИ свидетельствует, что французские инвесторы воспринимали Россию 90-х годов как отдаленную страну с не самым привлекательным рынком сбыта.
Основная часть французских ПИИ сосредоточена в ЕС, Швейцарии и США. Французские фирмы привлекают ёмкие рынки сбыта этих стран, а в случае с маленькими соседями, Бельгией и Швейцарией, серьезное влияние на приток ПИИ оказывает общность языка. Все более важным фактором становится возможность усиления потенциала французских фирм с помощью слияний и поглощений в других развитых государствах. Ключевую роль играет и развитие европейской интеграции, которое привело к свободному движению капитала между Францией и ее соседями. В течение 70-90-х годов доля стран ЕС в накопленной сумме французских ПИИ стремительно росла. В итоге они оставили далеко позади традиционных получателей французского капитала — бывшие колонии в Африке. [1, c. 52]
Что касается Восточной Европы, то до конца 90-х годов французские инвесторы рассматривали весь регион как далекие рынки. Менять свое отношение к постсоциалистическим странам они начали только с расширением ЕС на Восток. Основным реципиентом французских ПИИ стала Польша. В России же инвесторы активизировались лишь недавно.
Среди новых крупных инвесторов в России можно отметить автомобильный концерн Renault. Ещё в 1998 году фирма создала с правительством Москвы СП «Автофрамос» на базе автозавода АЗЛК. Изначально проект не имел особого успеха, поскольку была выбрана модель, плохо подходящая по ценовым параметрам для российского рынка. Однако в 2003 году последовали очередное соглашение со столичным правительством и переход на выпуск завоевавшей популярность на рынке модели «Рено Логан». Новые значительные инвестиции французской фирмы (около $250 млн) сопровождались поэтапным наращиванием ее доли в компании «Автофрамос», так что сейчас она, по сути, полностью контролируется Renault.
В ближайшее время начать строительство автозавода в России планирует и другой французский гигант — Peugeot. Кроме того, ведущий французский производитель шин Michelin в течение 2000—2004 годов построил около Орехово-Зуева собственный завод (вложив $70 млн) и теперь уже пускает вторую очередь производства. [2, c. 74]
В России представлены и другие отрасли французского машиностроения. Причем если в автопроме базой для инвестирования стала ориентация на постоянно растущий емкий рынок сбыта, то в авиастроении французов привлекли российские технологии. В частности, государственный концерн Snecma, который сотрудничает с НПО «Сатурн» и АКБ «Сухой» , планирует вложить в России $400 млн. В рамках соглашения о создании нового двигателя для региональной авиации на базе «Рыбинских заводов» им основано два СП — «Пауэр Джет» и «Волга-Аэро».
Особого упоминания заслуживает Danone. Уже летом 1992 года эта фирма открыла в Москве свой фирменный магазин, а в 1994-м приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики «Большевик». Весной 1995 года у Danone начало работать в Тольятти предприятие по производству молочной продукции, а осенью 2000-го открылся завод той же специализации в окрестностях Чехова.
Ведущим французским инвестором в России до недавних пор считалась топливная компания Total. В 1995 году она приступила к освоению нефтяного месторождения Харьяга совместно с Norsk Hydro и Ненецкой нефтяной компанией. Доля Total в проекте, разрабатываемом на основе СРП, составила 50 %, и фирма выступила в роли оператора. Общий объем ПИИ предполагался на уровне $2 млрд, причем несколько сотен миллионов уже вложены.
ПИИ Франции в российской химической промышленности не соответствуют ни мощи французских концернов, ни потенциалу российской отрасли. Самым заметным проектом стало созданное в 1994 году компанией Rhodia СП «Сертов» по выпуску ацетатного жгута для сигаретных фильтров в Серпухове, но ПИИ не превысили даже $50 млн.
Несомненной спецификой французских ПИИ являются вложения в ЖКХ. Их осуществляет Veolia Environnement: в 2005 году предприятие «Петербург — Чистая вода» с её участием получило в управление Южную станцию водоочистки в северной столице, а осенью 2006-го Veolia приобрела 49 % в ООО «Евразийское водное партнерство» с целью инвестирования и управления коммунальными объектами в Ростове-на-Дону и других городах.
Богатый опыт еще до революции 1917 года приобрел в России Societe Generale. В 1973 году он возобновил деятельность в стране, а через 20 лет основал дочерний банк «Банк Сосьете Женераль Восток», ныне входящий в число российских лидеров. Он открыл ряд филиалов и представительств, в качестве приоритета называет лидерство на рынках кредита физическим лицам. Летом 2005 года за $105 млн он приобрел «Дельтакредит», который по объему ипотечного кредитования уступал лишь Сбербанку. Еще одно крупное вложение — покупка у группы «Интеррос» 20 % акций Росбанка за несколько сотен миллионов долларов. Кроме того, BSGV установил через «Русфинанс» контроль над самарским Промэк-банком, специализирующимся на предоставлении кредитов на покупку автомашин.
Своеобразную стратегию вначале выбрал BNP Paribas, который в 90-е годы действовал в России совместно с германским Dresdner Bank. Однако в настоящее время ЗАО «БНП Париба» работает в России самостоятельно и является вторым по значению банком с французским капиталом. При этом в конце 2006 года BNP Paribas объявил о выводе на российский рынок розничного подразделения Cetelem, что может заметно укрепить его позиции в стране.
Список литературы Иностранные инвестиции из Франции в Россию
- Карро Д.В., Жюйар П.Д., Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2012. -60 с.
- Шаповалов М.А., Финансово-правовые основы банковской деятельности: сравнительный анализ опыта России и Франции//Правоведение. 2010. № 3 -152 c.