Иностранные инвестиции в экономике дальнего востока: исторический опыт и современная практика формирования территорий опережающего развития

Бесплатный доступ

В статье рассматривается возможность использования исторического опыта деятельности иностранного концессионного капитала в нэповский период для формирования в регионе территорий опережающего социально-экономического развития.

Иностранный концессионный капитал, исторический опыт, территории опережающего развития

Короткий адрес: https://sciup.org/143165960

IDR: 143165960

Текст научной статьи Иностранные инвестиции в экономике дальнего востока: исторический опыт и современная практика формирования территорий опережающего развития

Серьёзным конкурентным преимуществом модели экономического роста Дальневосточного региона является наличие благоприятных экономикогеографических инвариантов и факторов развития: территория и экономическое пространство; ресурсный потенциал; выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. Однако региону необходимо переходить, по терминологии нобелевского лауреата по экономике П. Кругмана, от использования конкурентных преимуществ первой природы (сырьё) к преимуществам второй природы (агломерационный эффект, человеческий капитал и институты).

К сожалению, в экономике региона есть комплекс факторов, серьёзно сдерживающих эффективность использования ресурсов территории и экономического пространства: сложные природно-климатические условия; низкие коэффициенты хозяйственной освоенности и заселённости территории; проблемы транспортной логистики; отдалённость региона от основных экономических рынков страны. Поэтому региону необходима не только продуманная стратегия нейтрализации данных конкурентных рисков, но и эффективная модель «пространственного менеджмента». Регион имеет реальную возможность использовать современные формы эффективной организации экономического пространства: эффект агломерирования территории; формирование системы особых экономических зон; кластеризация региональной экономики; реструктуризация хозяйственных комплексов моногородов; развитие логистики международных транспортных коридоров. В.В. Путин в последнем послании Федеральному собранию страны уделил большое внимание проблемам пространственной организации экономики России.

Особое значение в Федеральной целевой программе развития экономики Дальнего Востока уделяется созданию на экономическом пространстве региона новой формы его организации – так называемых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), резиденты которых имеют особые юридические, финансовые, налоговые и таможенные льготы и преференции. Резидентами этих территориальных экономических образований могут быть и иностранные инвесторы, поэтому интересным представляется анализ использования в основных отраслях экономики региона иностранного концессионного капитала в период реализации нэповской модели «рыночного социализма» тем более, что права, обязанности и преференции иностранных инвесторов в зоне их концессионной деятельности имеют определённые аналогии с институтами особых экономических зон.

Необходимо сразу отметить наличие серьёзной юридической базы в виде разработанного с учётом международного концессионного права декрета СНК о концессиях 1920 г., в котором определялись основные экономические и юридические условия концессии: право концессионера на часть произведённой продукции с возможностью её вывоза за границу; предоставление торговых льгот и преимуществ в случае осуществления концессионером крупных инвестиций в основной капитал предприятия; сроки концессии гарантировались достаточными, чтобы концессионер возместил все затраты на организацию производства и получил прибыль; гарантия вложенного в предприятие имущества от национализации, конфискации или реквизиции; недопустимость одностороннего изменения правительством концессионного договора; предоставление концессионеру права найма рабочих и служащих с соблюдением советского трудового законодательства.

Кроме того, между Главным концессионным комитетом при СНК СССР и иностранными предпринимателями заключались концессионные договоры, в которых определялись основные «технические» моменты: срок действия соглашения; номенклатура и объём производимой продукции; размер и сроки ввоза необходимого для организации производства капитала; размеры отчислений от прибыли; порядок реализации готовой продукции; обязанности концессионера соблюдать советские законы и нормы в сфере производственной деятельности и найма рабочей силы; право правительства прекратить до срока действие договора в случае нарушения концессионером его основных положений. С точки зрения общих результатов итоги экономической деятельности иностранного концессионного капитала в советской экономике 1920-х гг. были весьма скромными, однако для отдельных отраслей народного хозяйства Дальнего Востока концессионная практика иностранного капитала оказалась более результативной, особенно в отраслях горнодобывающей промышленности (добыча золота, свинцово-цинковых руд, сахалинского угля и нефти), лесного и рыбопромышленного комплексов.

К сожалению, с точки зрения макроэкономической ситуации сложно было ожидать эффективной и рентабельной деятельности иностранного концессионного капитала в условиях противоречивой и кризисной нэповской планово-рыночной хозяйственной модели. Можно выделить основные причины и проявления недостаточно благоприятного и эффективного инвестиционного климата в Советской России в нэповский период:

  • 1.    Сложная макроэкономическая ситуация в стране в 1920-е гг.: низкий уровень технологий и производительности труда; отсутствие рынка качественного и адекватного по ценам сырья и рынка квалифицированной рабочей силы; проблемы транспортной логистики; завышенный курс советской валюты; проблемы с кредитованием и налогообложением предпринимательской деятельности; высокий таможенный тариф и другие деструктивные характеристики советской экономики.

  • 2.    Идеологические причины: во-первых, проявившееся к концу 1920-х гг. нежелание партийной номенклатуры продолжать экономические связи с мировым хозяйством и формирование централизованной директивно-плановой экономики, в условиях которой практически невозможно нормальное функционирование концессионного производства; во-вторых, недоверчивое, придирчивое и иногда откровенно враждебное отношение местных административных и хозяйственных органов к концессионным предприятиям. По их мнению, деятельность иностранных концессионеров приводит к эксплуатации природных ресурсов

  • 3.    Внешние факторы: отсутствие политической стабильности в отношениях СССР с западными странами; неурегулированность вопроса о национализированной большевиками иностранной собственности и аннулированных после революции внешних долгов России; попытка Англии добиться в 1927–1928 гг. финансовоэкономической блокады СССР. Серьёзный удар по концессионной практике нанесла появившаяся в 1925 г. тенденция к снижению мировых цен и спроса на продукцию основных концессионных предприятий Дальнего Востока – лесных, горнодобывающих и золотопромышленных. Необходимо напомнить, что экономическая конъюнктура на мировых рынках и мировой инвестиционный климат резко ухудшились с началом в 1929 г. мирового экономического кризиса.

  • 4.    Серьёзными ограничителями концессионной деятельности были слабость советской валюты и скромные валютные возможности государства. При ввозе капитала в страну иностранные предприниматели теряли значительные суммы на операциях по обмену иностранной валюты на червонцы, вследствие завышенного курса рубля. Высокая валютная котировка червонца особенно отразилась на деятельности

регионов и интервенции «буржуазной» идеологии в обществе.

ориентированных на внешний рынок концессий (например, лесных и горных концессий на Дальнем Востоке). Много сложностей и противоречий возникало при вывозе концессионерами капитала из страны в качестве перевода за границу своей прибыли или оплаты импортного сырья и оборудования вследствие жёсткой государственной валютной и внешнеторговой монополии в СССР.

Таким образом, анализ исторического опыта концессионной деятельности иностранного капитала в экономике Дальнего Востока позволяет сделать определённые выводы: во-первых, данный опыт говорит о принципиальной возможности активного привлечения иностранного капитала в форме концессии как возможного структурного элемента модели территорий опережающего развития в регионе; во-вторых, необходимо проанализировать и использовать в современной инвестиционной ситуации в регионе наиболее положительные моменты опыта деятельности иностранного капитала и учесть те негативные аспекты советской концессионной политики и практики, которые проявились в нэповский период; в-третьих, учитывая деструктивные аспекты данного исторического опыта, необходимо разработать эффективную стратегию привлечения иностранных инвесторов в экономику регионов в качестве возможных резидентов ТОСЭР.

К сожалению, предыдущая практика реализации проектов создания особых экономических зон на территории региона оказалась неэффективной, поэтому эксперты надеются, что современная практика формирования в регионе территорий опережающего развития будет более качественной и результативной.

Список литературы Иностранные инвестиции в экономике дальнего востока: исторический опыт и современная практика формирования территорий опережающего развития

  • Белоусов Р. А. Экономическая история России: XX век/Р. А. Белоусов. М.: АТ, 2003. Кн. 3.
  • Селищева Т. А. Региональная экономика: учебник/Т. А. Селищева. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
Статья научная