Институциональные риски бизнес-деятельности в условиях рецессии регионального рынка

Автор: Залывский Н.П.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 5-1 (18), 2015 года.

Бесплатный доступ

Автор анализирует природу рисков в рыночной экономике. В качестве предмета внимания выделяются риски, обуславливаемые недостаточным мониторингом рыночных колебаний со стороны государственных институтов. Также диагностируются проблемы неумения корпоративного менеджмента по своевременной адаптации к рыночной конъюнктуре.

Институты, риски бизнеса, рецессия, антикризисное управление

Короткий адрес: https://sciup.org/140114431

IDR: 140114431

Текст научной статьи Институциональные риски бизнес-деятельности в условиях рецессии регионального рынка

Независимо от отношения к рецессии как негативному процессу трансформации национальной и региональных экономик, субъекты предпринимательства стремятся предотвращать вероятность ухудшения конкурентной устойчивости на региональном рынке. Миссия по обеспечению населения нужными товарами (услугами), воспроизводства позитивного финансового баланса однозначно подчеркивает, что хозяйственная деятельность в различной институциональной среде должна быть финансово-экономически эффективной. Необходимо только быть готовым к выбору, принятию и реализации альтернативных управленческих действий.

Они должны быть идентичны масштабу отрицательных экстерналий в экономике, характеру трансформаций общественной среды. Коммерческий успех гарантируется тому, кто осознает мобильность производственных отношений между субъектами хозяйственной деятельности естественным атрибутом фундаментальных принципов и правил поведения действующих субъектов в экономическом пространстве рынка с высокой неопределенностью. На данном этапе, когда ВВП РФ падает на 3-4%, необходимо видеть не проблемы критичного спада объемов своего производства, а последствия для бизнеса макроэкономической стагнации. Неповоротливый менеджмент здесь антипод неопределенной рыночной ситуации, ибо ее порождает и воспроизводит не только рыночная конкуренция предпринимателей, а и институциональная непредсказуемость государственных институтов. Не случайно российское общество давно квалифицируют обществом рисков [1, 240].

Институциональная дезорганизация условий хозяйственной деятельности усиливает непредсказуемость конъюнктуры рынка и поведения потребителя, именно поэтому принципиальным ядром бизнес-стратегий выступает мониторинг энтропии экономической среды применительно к сегменту рынка, в котором действует фирма (предприятие). Заблаговременное выделение в динамичном рынке корпоративным менеджментом новой проблемы позволяет элиминировать ущерб от неизбежных рисков [2, 116]. Для понижения потолка неуверенности целесообразно раскрепощать способности энергичного персонала по творческому преодолению пороков менталитета государственных органов, поиску новых товаров и технологий, позволяющих выжить в конкурентной борьбе. Тут важно быстрее адаптировать фирмы к неопределенным рыночным флуктуациям посредством опережения действий других участников рынка. С подобной логикой предпринимательского поведения, по версии Ф.Хайека, легче избежать недопустимых потерь [3, 56]. С ней менеджеры приобретают способность предвидеть комбинацию рыночных ситуаций, порождаемых последствиями нормативно-правового регулирования рынка. Не всегда удачная настройка государством принципов управления микроэкономикой зачастую провоцирует эскалацию кризиса и депрессии региональной экономики, вызывая дополнительные деформации положения фирм на рынке. Это влечет снижение инвестиционной активности, отток капитала из страны[4]. Как минимум, действует норма: чем полнее и точнее информация о рисковом прецеденте, тем менее вероятны угрозы бизнесу, тем объективней отражается состояние внешней среды бизнеса. Ее мобильная неопределенность, являясь признаком современного состояния производительных сил России, отражает неравновесность позиций и интересов государственных и корпоративных институтов. В любом случае, неточное отображение сознанием управляющих экономической действительности порождает угрозы бизнесу. Степень и точность обнаружения хозяйственных рисков во многом обусловлены профессиональной компетентностью персонала фирмы.

Потенциальные риски существуют для любого вида бизнеса-малого, среднего и крупного, стандартной и инновационной формы предпринимательства. Согласны с А.П. Альгиным, что «риск - это сложное явление, имеющее множество не совпадающих, иногда и противоположных реальных оснований. Это обусловливает возможность сосуществования множественности определений» [5, 31], но в контексте данной статьи мы делаем акцент именно на рисках, порождаемых институциональными факторами организации экономической жизни общества. Ведь как запряжешь лошадь, так она и повезет! Можно найти многообразие основных[6], наиболее серьезно отражающихся на ситуации в стране причинах возможной рецессии – предшественницы затяжного экономического кризиса – но не могу не актуализировать потребность в инвентаризации взглядов на определение сущности предпринимательских рисков, форм менеджмента по их предупреждению и ослаблению. Все это и будет составлять основу стратегической и тактической организации антирискового управления бизнесом.

Пока же мы будем воспринимать риск институциональным свойством хозяйственной рыночной деятельности человека , существенно важным ферментом воспроизводства мотивации к эффективному предпринимательству. Этот риск объективно обусловлен неопределенностью социально-экономических процессов, инновационным характером настоящего предпринимательства, личностными особенностями предпринимателя, интернационализацией экономических отношений и последствиями глобализации.

Многие специалисты не уделяют должного внимания разности генетических источников хозяйственного риска, хотя макроэкономические опасности объективны для предприятия, а другой - субъективнообъективный - порожден пороками управления со стороны собственника (главного менеджера) фирмы. Несовершенство их управленческой работы выражается в неумении выявлять динамические закономерности поведения макросреды. Это уже стратегический просчет менеджмента, так как интеграция России в международное сообщество, готовое вводить и применять жесткие санкционные режимы в отношении ее, выявила несовпадение оценок уровня рисковости хозяйствования у отечественных и иностранных специалистов. Иностранные субъекты предпринимательства пессимистичней смотрят на качество делового и предпринимательского климата в России, полагая не возможной нормальную организацию предпринимательской деятельности. Отсюда можно сделать вывод о наличии порога компетентности, гарантирующего исключение неожиданных внутренних угроз для самого предпринимателя. Здесь впору задаться вопросом о предпосылках неожиданных опасностей со стороны внешней глобальной среды, о характере ожидаемых событий, влияющих на условия выполнения международных контрактов и результаты хозяйственной деятельности.

Позиции на данные проблемы порой полярны, хотя никто не отрицает классических целей бизнес деятельности - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Постоянство зависимости между ними не есть стабильность форм и методов организации бизнеса. Наоборот, рыночному механизму деятельности присуща перспектива убытков. Диспропорция между стремлением к получению высокой прибыли и потребностями клиентов типична для коммерческого хозяйствования.

Возможность познания природы предпринимательских рисков, научного предвидения и построения на этой основе системного противодействия рискам образует гносеологический фундамент методологии риск-менеджмента. Он становится повседневной потребностью стратегий государственных корпораций, институциональной обязанностью публичных акционерных обществ [7, 170], поэтому разнообразие причин убытков ставит перед фирмой задачу обеспечения постоянной финансовой устойчивости и готовности защищаться от рыночных угроз. Предприниматель должен проявлять организационное умение планировать производство товаров (услуг) исходя из задачи поддержания высокого уровня рентабельности при всех перепадах спроса.

Без диагностики специфики приоритетов государственных институтов, общественной и научной среды, формирующей априорно ценностные ориентиры поведения здесь не обойтись. В этой среде находятся неожиданное событие, которое будучи фактом не оставляет времени для противодействия возникшей угрозе, предоставляет минимум времени на исключение новых финансовых потерь. От предпринимателя неожиданный рыночный излом требует лишь немедленной адаптации к вновь созданным условиям хозяйствования. Кто быстрее адаптируется, тот выживет в критической ситуации с меньшими издержками для устойчивости бизнеса. Пример Японии показывает, что рыночные неожиданности требуют осуществления антикризисных мер, направленных на причины, а не на проявления кризиса [8, 91].

Наиболее опасны для предпринимателя неожиданные, государственные форс-мажорные обстоятельства. Они, как правило, продукт внезапных макроэкономических и глобальных социально-экономических сдвигов. Такова природа банковского кризиса в Японии 1997 г., российского дефолта 1998 г., санкций США и ЕС 2014-2015 гг. Естественно, предприниматель не ведет мониторинг тенденций изменения мирового товарного и финансового рынка, но непосредственным образом пожинает уроки глобальных межцивилизационных и межгосударственных размолвок. Это новое явление один предприниматель может принять во внимание, второй - может не знать о нем, а третий - может действовать вопреки этой тенденции, олицетворяя подобные процессы незначимыми для своего бизнеса. Это и есть типичная менеджерская ошибка. Ожидаемое событие, каким бы потенциалом опасности оно не обладало, значительно повышает уровень управления предпринимательским доходом за счет ослабления внешних рисков – рыночных и институциональных. Правда, в случае надлежащей подготовки и своевременного осуществления мер по предотвращению неизбежных последствий ожидаемой опасности. Даже неминуемые потери, или неожиданные запросы местных и региональных сообществ на дополнительные обременения, оформленные соглашением к инвестиционному контракту, не должны быть причиной отказа от попыток перевести неопределенность в русло «конкретизированной» неопределенности. Тем более, когда инвестор готов к учету спроса органов государственной власти и местного самоуправления по участию в каком-либо социальном проекте (программе), открывающем дорогу к утверждению общественной репутации бизнеса.

Систематизируя взгляды на ожидаемые и внезапно появляющиеся опасности, подчеркнем: более выраженное стремление к максимизации предпринимательского дохода порождает более высокую вероятность коммерческого провала, большую опасность потери устойчивости фирмы на рынке. Однако более удачлив, как правило, рискованный тип предпринимательства. Данная проблема особенно актуальна для России, где финансовые условия деятельности отличаются большим спрэдом, порождающим проблему выгодности финансового предпринимательства в ущерб производственному. Здесь трудно найти достойное решение проблемы морального риска: кого, когда, на каких условиях поддержать от имени государства.

Рыночные отношения включают конкуренцию социокультурных компонент управления бизнесом, слабо раскрываемых в научной литературе. Пора концентрировать внимание на коммуникативных предпосылках рисковых ситуаций, прежде всего, на внутрифирменной этике организации бизнеса и межпредпринимательских отношений. То и другое образует институциональный каркас социальной ценности и ответственности предпринимательской деятельности. Нетрудно предположить, что субъекты государственного регулирования чаще фиксируют не новизну тенденций в культуре предпринимательства (переход на другой уровень его цивилизованности), а тенденцию изменения государственного отношения к бизнесу. Это мешает легитимации бизнеса и поиску инструментов адекватного реагирования предприятий на внешние риски. Для предпринимателя позитивная атмосфера это дополнительная гарантия успеха коммерческой деятельности, быстрой адаптации к перепадам конъюнктуры на региональном (местном) рынках и целевых приоритетов муниципальных (региональных) властей. Так политическое согласие власти и общества снимает опасения бизнеса по поводу институциональных угроз, спонтанных провалов рынка. Такое настроение - шаг к сужению рецессионных предпосылок в национальной экономике.

Список литературы Институциональные риски бизнес-деятельности в условиях рецессии регионального рынка

  • Государственное управление: основы теории и организации/Под ред. В.А. Козбаненко). -М: Статут, 2000. -283c.
  • Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве. Национальный доклад -М.: Ассоциация Менеджеров, 2007. -116 с.
  • Маккониел Кэмбелл. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т.2. -М., 1993. -С.56.
  • Рецессия и стагнация . -Режим доступа: http://finanzy.ru/ekonomicheskoe-ponyatiya-recessiya/
  • Альгин А.П. Риск: сущность, функции, детерминация, разновидности, методы оценки. Дис..д-ра философ. наук/РАГС при Президенте РФ, 1990. -С.31.
  • Что запускает рецессию в экономике и что это явление может привнести в экономику страны? . -Режим доступа: http://sovetnik.consultant.ru/ekonomika/chto_takoe_recessiya_v_ekonomik
  • Кодекс корпоративного поведения (под ред. И.В.Костикова). -М.: Экономика, 2003. -234c.
  • Юрков С.Э. Японская экономика 90-х годов: уроки антикризисных мер//МЭМО. -2000. -№4. -С.89-98.
Статья научная