Институт брака в законодательстве РФ: некоторые проблемные аспекты

Автор: Працко Геннадий Святославович, Левицкая Елена Алексеевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования института брака в свете последних тенденций трансформации семьи и семейных правоотношений. В частности, проведен анализ достаточности нормативного обеспечения понятия, признаков и условий заключения брака с учетом правоприменительной практики, а также особенностей снижения брачного возраста. Авторами обоснована необходимость совершенствования правового регулирования в указанной сфере правоотношений.

Брак, семейное право, условия заключения брака, препятствия к заключению брака, однополые союзы, признаки брака, брачный возраст, принципы семейного права

Короткий адрес: https://sciup.org/14938595

IDR: 14938595

Текст научной статьи Институт брака в законодательстве РФ: некоторые проблемные аспекты

Брак как один из основных институтов семейного права на первый взгляд выступает в качестве достаточно понятной и разработанной правовой материи, той сферой отношений, правовое регулирование которой представляется достаточно полным и четким. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что данный институт далеко не так совершенен, что взывает к жизни ряд не только теоретических, но и конкретных практических вопросов.

Прежде всего вспомним о том, что законодательство России не содержит понятия «брак», лишь косвенно определяя ряд его признаков в отдельных правовых нормах. В их числе признание браком только союза, зарегистрированного в органах ЗАГСа РФ, добровольность союза и равноправие супругов. По существу, лишь один из указанных признаков является конституирующим, а именно заключение брака в установленном законодательством порядке в органах ЗАГС, только наличие данного юридического факта свидетельствует о том, что рассматриваемый союз лиц является браком. Определение же этого факта немаловажно для практики, поскольку именно момент признания союза лиц браком говорит о возможности распространения на отношения норм семейного права о правах и обязанностях супругов. Казалось бы, все предельно ясно. Однако как показывает практика, вопрос о понятии и признаках брака не является праздным и требует дополнительного законодательного регулирования во избежание различных трактовок и споров.

Речь идет о том, что изменяющиеся общественные отношения и ценности порождают ряд явлений, с одной стороны противоречащих существующему правопорядку России, с другой – требующих внимания законодателя и адекватного правового регулирования. В частности, проблема однополых браков, разрешение которой казалось таким очевидным для нашей страны, тем не менее требует вмешательства со стороны законодателя. Небезызвестны случаи обращения в органы ЗАГС двух лиц одного пола с просьбой о регистрации брака, отказ в которой обжалуется ими неоднократно, вплоть до обращения в Конституционный суд России с жалобой о нарушении их конституционных прав семейным законодательством РФ и внесения в Государственную думу РФ проектов законов о легализации однополых браков и так называемых «однополых партнерствах».

При этом широко используются ссылки на практику других государств, на признаваемые в мире права человека, практику Европейского суда по правам человека, недопущение дискриминации и иные доводы, связанные прежде всего с равенством и гарантированностью прав граждан на международном уровне. Однако Конституционный суд РФ указал, что никакие международные обязательства России не ведут к необходимости признания на ее территории однополых союзов, тем более о такой необходимости не свидетельствуют опыт и практика других государств, а отсутствие возможности регистрации таких союзов никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина [1].

Россия имеет свои национальные традиции, ориентированность семьи на рождение и воспитание детей, сложившиеся в семейных отношениях обычаи, а также законодательство, рассматривающее в качестве брака союз мужчины и женщины. «Иной подход ряда европейских государств, – подчеркивает Конституционный суд РФ, – допускающий заключение однополых браков, не может оказывать влияния на государственную политику Российской Федерации в области семейных отношений, основные начала которой базируются, в частности, на принципе противоположности полов лиц, вступающих в брак, исходящем из отношения к браку как биологическому союзу только мужчины и женщины и не допускающем нахождения в браке лиц одного пола» [2].

Суды Российской Федерации в своих решениях и определениях ссылаются также на ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3], которая прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление права на вступление в брак и создание семьи, а также на ст. 9 Хартии основных прав Европейского союза от 12 декабря 2007 г. [4], в соответствии с которой право на вступление в брак и право на создание семьи гарантируются в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим его осуществление [5].

Однако само наличие подобных прецедентов говорит о необходимости обратить внимание на тот факт, что дополнительную почву для рассуждений в подобных случаях могут дать в том числе формулировки статей Семейного кодекса РФ, закрепляющие условия и препятствия к заключению брака.

Напомним, что Семейный кодекс в ст. 12 перечисляет условия заключения брака, а в ст. 14 – препятствия к его заключению. Объединив первые и вторые, получаем следующий перечень требований, которые должны быть соблюдены для создания брачного союза:

  • –    достижение брачного возраста;

  • –    взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

  • –    отсутствие другого брака;

  • –    отсутствие близкого родства;

  • –    дееспособность обоих лиц, вступающих в брак;

  • –    невозможность заключения брака между усыновителем и усыновленным.

При этом подчеркнем, что обе статьи сформулированы таким образом, что не предполагается возможным рассматривать иные обстоятельства в качестве условий и препятствий к заключению брака, то есть исчерпывающим образом. Отказ в регистрации брака по иным основаниям не допускается, к чему в том числе и апеллируют лица, желающие заключить однополый брак.

Действительно, с формальной точки зрения все пункты указанных статей Семейного кодекса соблюдены: лица достигли брачного возраста, согласны на заключение брака, не обременены ни одним из названных в законе препятствий. В обоснование позиции органов ЗАГС, отказывающих в регистрации таких браков, можно положить только косвенное указание в статье на то, что согласие на брак дают мужчина и женщина, а также содержание принципов семейного права как основных, исходных начал правового регулирования семейных отношений, которые, будучи обозначенными в ст. 1 Семейного кодекса, указывают на добровольность союза мужчины и женщины.

Тем самым принципы семейного права, а также некоторые статьи Семейного кодекса обозначают, хоть и косвенным образом, презумпцию того, что брак – это союз мужчины и женщины. Представляется, что назрела объективная необходимость прямого обозначения данного момента в семейном законодательстве путем внесения разнополости супругов в перечень условий заключения брака. В случае дальнейшего распространения подобных отношений только такой четкий подход позволит избежать ситуаций, аналогичных рассмотренной, а также не допускать свободных и альтернативных трактовок воли законодателя на практике.

Тем не менее подобная ситуация служит очередным подтверждением роли принципов каждой отрасли права в регулировании правоотношений, составляющих ее предмет, причем основополагающей роли, которая заключается в непосредственном применении принципов при наличии любых противоречий в законе, пробелов и нечеткостей.

Второй аспект, на который хотелось бы обратить внимание при анализе особенностей правового регулирования брака, связан с основаниями и порядком снижения брачного возраста. При этом следует учитывать, что семейное законодательство предусматривает не один, а два порядка снижения брачного возраста, каждый их которых имеет свои основания.

Первый порядок снижения брачного возраста регламентирован непосредственно нормами Семейного кодекса и не предполагает дополнительного регулирования со стороны субъектов Российской Федерации, которые на основании ст. 3 СК РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные правоотношения, в двух случаях:

  • 1)    когда вопрос Семейным кодексом не урегулирован;

  • 2)    если сам кодекс относит решение какого-либо вопроса к ведению субъекта Федерации.

Так, абзац 1 п. 2 ст. 13 Семейного кодекса прямо указывает на возможность снижения брачного возраста, условиями для чего выступают:

  • –    достижение лицами, желающими вступить в брак, 16-летнего возраста;

  • –    наличие уважительных причин (перечень которых в семейном законодательстве отсутствует);

  • –    обращение с соответствующей просьбой в органы местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак.

Снижение брачного возраста, но не более чем на два года допускалось и Кодексом о браке и семье РСФСР, в соответствии со ст. 15 которого в отдельных исключительных случаях брачный возраст могли снизить исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов.

Относительно перечня уважительных причин следует оговорить, что он формировался и формируется правоприменительной практикой и примерное его содержание в настоящее время можно определить, только применив аналогию закона, в частности путем обращения к ст. 11 СК РФ, которая к особым обстоятельствам, допускающим регистрацию брака в день подачи заявления, относит беременность, рождение ребенка, непосредственную угрозу жизни одной из сторон и другие.

Также в порядке аналогии можно использовать законы субъектов РФ о снижении брачного возраста, содержащие перечень особых обстоятельств, являющихся основаниями для снижения брачного возраста ниже уровня 16 лет.

Например, статья 3 Областного закона Ростовской области «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области» в ред. от 30.07.1998 [6] в числе особых обстоятельств называет те же обстоятельства, которые предусмотрены ст. 11 СК РФ, и перечень их также открыт.

Таким образом, приходим к выводу о том, что только в каждом конкретном случае органы местного самоуправления могут определить относимость причины снижения брачного возраста к уважительным, ориентируясь на упомянутые выше открытые перечни. Ключевыми моментами в данном случае должны стать права и интересы несовершеннолетнего лица, оценка возможных для несовершеннолетнего последствий отказа в снижении брачного возраста и регистрации брака, в том числе последствий для его физического, психического здоровья и сохранения репродуктивной функции. При этом следует учитывать, что приведенные перечни называют «особые обстоятельства», применимые к исключительным случаям, что свидетельствует в пользу возможности признания уважительными причинами и менее серьезных жизненных обстоятельств.

Второй порядок снижения брачного возраста также реализуется на основании федерального законодательства, но для его применения норм только лишь СК РФ недостаточно, в отличие от первого порядка. Речь идет о том, что на федеральном уровне субъектам РФ предоставлена возможность принять собственные законы, которыми будут закреплены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.

Таким образом, если субъект РФ не принял указанный закон, то в данном субъекте Федерации брачный возраст не может быть снижен ниже уровня 16 лет. Если же такой закон есть, то он должен соответствовать требованиям федерального законодательства, а именно:

  • –    допускать снижение брачного возраста ниже 16 лет только в исключительных случаях, а не в качестве общего правила;

  • –    основанием для такого снижения должно стать наличие особых обстоятельств.

Напрашивается вопрос о нижней границе для снижения брачного возраста субъектами РФ, ответ на который отсутствует в Семейном кодексе. Видимо, в данном случае также предполагается использование аналогии закона, в том числе применение в соответствии со ст. 5 СК РФ в порядке аналогии гражданского законодательства, его положений о дееспособности граждан. Однако данный вывод не столь очевиден, что уже повлекло ряд проблем, принятие законов о возможности заключения браков с лицами, которые фактически являются малолетними, и свидетельствует о необходимости определения на федеральном уровне предела снижения брачного возраста.

Данный вопрос уже поднимался на федеральном уровне в процессе рассмотрения проекта Федерального закона № 191278–3 «О внесении изменений в статью 13 СК РФ». Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту [7], практика принятия соответствующего законодательства субъектами Российской Федерации неоднородна. В частности, соответствующие законы приняли ряд субъектов Российской Федерации, отразив в них, по словам, используемым в пояснительной записке, «творческий подход» к переложению Семейного кодекса на местную основу. В некоторых случаях законы субъектов не содержат нижней границы снижения брачного возраста, в других обозначается нижняя граница в 14 и 15 лет.

Законопроект предлагал установить порядок и условия, при которых допускается вступление в брак до достижения брачного возраста лиц в возрасте от 14 до 16 лет, непосредственно в ст. 13 Семейного кодекса, что повысит правовую защиту прав несовершеннолетних лиц, обеспечит единый подход в решении вопроса о снижении брачного возраста на всей территории России. Проект был принят в третьем чтении Государственной думой, но отклонен Советом Федерации в связи со спорностью вопроса о закреплении в федеральном законодательстве перечня причин для снижения брачного возраста. Однако как показывает практика, вопрос не теряет своей актуальности и периодически выносится на обсуждение в том числе в субъектах Федерации [8], что еще раз говорит в пользу необходимости тщательного анализа действующего законодательства, сложившейся практики применения норм о заключении брака с целью их дальнейшего совершенствования в направлении повышения гарантий прав участников семейных правоотношений.

Ссылки:

  • 1.    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ [Электронный ресурс] : определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 496-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  • 2.    Там же.

  • 3.    Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  • 4.  Хартия основных прав Европейского союза от 07.12.2000 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  • 5.  Апелляционное определение Липецкого областного суда от 18.11.2013 по делу № 33–3014/2013.

  • 6.    Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области [Электронный ресурс] : областной закон Ростовской области № 18-ЗС в ред. от 30.07.1998. URL: http://rostov.news-city.info/docs/sis-temsy/dok_oeypeo.htm (дата обращения: 07.02.2016).

  • 7.    О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : пояснит. записка к проекту федер. закона № 191278–3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  • 8.    Парламент Башкирии отложил закон о снижении брачного возраста [Электронный ресурс].  URL:

(дата обращения: 16.02.2016).

Список литературы Институт брака в законодательстве РФ: некоторые проблемные аспекты

  • Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Э. Мурзина на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ : определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 496-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Хартия основных прав Европейского союза от 07.12.2000 . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Апелляционное определение Липецкого областного суда от 18.11.2013 по делу № 33-3014/2013.
  • Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области : областной закон Ростовской области № 18-ЗС в ред. от 30.07.1998. URL: http://rostov.news-city.info/docs/sistemsy/dok_oeypeo.htm (дата обращения: 07.02.2016).
  • О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации : пояснит. записка к проекту федер. закона № 191278-3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Парламент Башкирии отложил закон о снижении брачного возраста . URL: https://news.mail.ru/politics/24855703/(дата обращения: 16.02.2016).
Статья научная