Институт президентской власти в субъектах Российской Федерации конца ХХ в. (на примере Республики Адыгея)

Автор: Саакян Маргарита Ваниковна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы становления и развития института президентской власти в Республике Адыгея периода демократических преобразований конца ХХ века. Особое внимание обращается на изменения, происходившие в региональном законодательстве, регламентирующем заявленную проблематику. Делается вывод о том, что институт президентской власти стал важнейшим фактором становления и развития государственности в Республике Адыгея, гарантом стабильности в регионе.

Демократические преобразования, выборы, субъект федерации, республика адыгея, исполнительная власть, президент, полномочия

Короткий адрес: https://sciup.org/14938752

IDR: 14938752

Текст научной статьи Институт президентской власти в субъектах Российской Федерации конца ХХ в. (на примере Республики Адыгея)

Демократизация и обновление государственной власти на уровне СССР нашли продолжение в процессах государственных преобразований союзных республик в составе СССР и находящихся в составе РСФСР национально-государственных образований. Этот процесс получил название «суверенизации». Одна за другой республики объявляли о своем суверенитете, ставили вопрос о повышении формы их государственности [1, с. 38] и заявляли о преобразованиях в области организации государственной власти. В их числе была и Республика Адыгея. Важным аспектом этого процесса, на наш взгляд, является становление института президентской власти в Адыгее.

28 июня 1991 г. Совет народных депутатов Адыгейской автономной области 21-го созыва принял Декларацию о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея, провозгласившую решимость создать правовую республику в составе Российской Федерации.

Решение об учреждении поста президента Республики Адыгея связано с внеочередной VII сессией Совета народных депутатов, состоявшейся 25 октября 1991 г., признавшей необходимость провести выборы в парламент республики на основе принципа паритетного представительства народов и определившей срок выборов главы исполнительной власти – президента, а также народных депутатов Верховного Совета на 22 декабря 1991 г. [2, с. 150].

5 января 1992 г. по итогам повторного голосования первым президентом Республики Адыгея был избран председатель областного Совета народных депутатов А.А. Джаримов. 17 января 1992 г. он официально вступил в должность, принеся на Съезде народов Адыгеи присягу на верность ее многонациональному народу [3, с. 153].

Думается, что в сложный исторический период именно институту президентской власти отводилась центральная роль в консолидации населения Республики Адыгея и обеспечении эффективности государственной системы республики. Однако декларирование такого правового положения президента должно было найти свое нормативное правовое закрепление. На уровне РСФСР в начале 1990-х гг. отсутствовали нормативные правовые акты, в которых можно было бы встретить нормы, регламентировавшие правовой статус главы республики в составе РСФСР. В их отсутствие пробелы восполнялись в законодательстве соответствующих республик.

Первым в истории Республики Адыгея нормативным правовым актом, определившим правовое положение президента, стал Закон Республики Адыгея от 25.03.1992 № 3-1 «О Президенте

Республики Адыгея». Несмотря на лаконичность (содержание 12 статей), в нем нашли свое воплощение основные нормы, определяющие правовой статус президента Республики Адыгея. Так, в статье 1 закреплялось, что президент является высшим должностным лицом республики и главой ее исполнительной власти, определялся порядок наделения президента полномочиями, а также порядок их прекращения.

Согласно Закону 1992 г., президентом республики мог быть избран только гражданин республики не моложе 35 лет и не старше 60 лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории республики, владеющий адыгейским и русским языками. Закон 1992 г. определил, что президент Республики Адыгея избирается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом Республики Адыгея более двух сроков подряд. Выборы осуществляются гражданами республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Полномочиям президента Республики Адыгея была посвящена одна из самых подробных статей закона 1992 г. Статья 5 закрепляла за президентом права законодательной инициативы; подписания и обнародования законов республики; формирования и предложения структуры и состава кабинета министров (правительства); ведения переговоров и подписания от имени республики международных и межреспубликанских договоров и т. д.

Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., нормы которой наряду с другими положениями должны были определить порядок организации органов власти в субъектах, в Республике Адыгея был принят и действовал Закон «О Президенте Республики Адыгея» 1992 г.

Конституция Российской Федерации, относя установление общих принципов организации системы органов государственной власти к сфере совместного ведения, подчеркнула, что собственно система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Согласимся с исследователями [4, с. 382], отмечающими, что из содержания данного конституционного положения следует, что субъекты Федерации при создании своей системы органов государственной власти должны учитывать два требования общего характера: соответствие основам конституционного строя Российской Федерации и соответствие общим принципам организации органов государственной власти, установленным федеральным законом. Несомненно, что государственная власть в субъектах Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов и др.

Сложности возникают со вторым требованием федеральной Конституции, а именно – с термином «общие принципы». Содержание этого термина законодательно не определено, что дает федеральному законодателю практически неограниченные возможности в регламентации деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. Можно полагать, что в предусмотренном статьей 77 Конституции Российской Федерации федеральном законе должны содержаться лишь основные, исходные положения по организации государственной власти в субъектах Федерации. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в своих нормативных правовых актах должны конкретизировать такие основные принципы.

Весьма лаконичные конституционные установления, касающиеся организации органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации в целом и республик в частности, должны были быть конкретизированы в специальном нормативном правовом акте. Однако такой закон в течение продолжительного периода не принимался, и правовой вакуум в этой сфере продолжал активно заполняться региональным законотворчеством.

Закон Республики Адыгея от 03.08.1995 № 24 «О выборах Президента Республики Адыгея» [5] закрепил, что выборы президента республики осуществляются на основе демократических выборов по единому республиканскому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Республики Адыгея.

Анализ норм закона о выборах 1995 г. позволяет говорить о том, что они, наряду с закреплением новых положений, касающихся порядка проведения выборов президента республики, в общих положениях распространили и уточнили ряд норм, касающихся собственно института президента республики. Так, конкретизировалось, что президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин республики, проживший и проработавший в ней не менее десяти лет, в том числе не менее одного года, предшествующего дню выборов, не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственными языками Республики Адыгея. Таким образом, был закреплен ценз оседлости, а также отменен верхний возрастной предел для кандидата на должность президента республики.

Вместе с тем подавляющее большинство норм Закона о выборах 1995 г. было, как и требовал его смысл, посвящено порядку проведения выборов президента Республики Адыгея. Так, достаточно подробно урегулирован порядок выдвижения и регистрации кандидата на должность президента Республики Адыгея, определен статус кандидатов на должность президента Республики Адыгея, установлен порядок проведения предвыборной агитации и финансирования выборов, закреплены положения о голосовании и определении результатов выборов президента Республики Адыгея. Впервые положения Закона о выборах 1995 г. были применены при проведении выборов президента Республики Адыгея в январе 1997 г.

В 1995 г. сессией Законодательного Совета (Хасэ) – Парламента Республики Адыгея была принята Конституция Республики Адыгея, которая содержала в себя комплекс правовых норм, регламентирующих статус президента, объединенных в главу 5 «Президент и исполнительная власть» [6]. Собственно институту президента республики было посвящено всего десять статей. Несмотря на то что Конституция несколько пересмотрела место президента в системе органов государственной власти республики и закрепила, что президент республики является главой государства и главой исполнительной власти Республики Адыгея, ее положения в целом продублировали и конкретизировали нормы Закона 1992 г.

Как замечает Р.Г. Хаджебиеков [7, с. 92], с принятием Конституции Республики Адыгея как акта высшей юридической силы и прямого действия, избранием президента и парламента Республики Адыгея начался реальный процесс государственного строительства.

Дальнейшее нормативное правовое регулирование институт президента Республики Адыгея получил в Законе Республики Адыгея от 05.07.1996 № 19 «О Президенте Республики Адыгея» [8] (далее – Закон 1996 г.), содержавшем 36 статей, объединенных в главы, каждая из которых заключала в себе комплекс норм, регламентирующих однородные правоотношения.

Тот факт, что Закон 1996 г., просуществовавший без серьезных изменений в течение длительного периода, позволяет сделать вывод о его прогрессивности и достаточной демократичности. Как справедливо отмечают Р.Д. Хунагов и Т.М. Полякова, «очевидно и то, что само по себе утверждение поста президента в республике, с одной стороны, – это одномоментное возникновение института президентства с соответствующим законодательным и административным оформлением. С другой – это достаточно длительный процесс формирования традиционных для данного общества представлений о власти, о политическом лидере, принятых в данной культуре способов легитимации власти» [9, с. 25].

Ссылки:

  • 1.    Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. М., 1999.

  • 2.    Чирг А.Ю., Денисова Н.Н., Хлынина Т.П. Государственность Адыгеи: этапы становления и развития. М., 2002.

  • 3.    Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы этнополитической истории (1990–1995 гг.). Т. 1. Майкоп, 1997. С. 153.

  • 4.    Павлушкин А.В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации // Конституционное право России / под ред. А.Е. Постникова. М., 2007.

  • 5.    Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) – Парламента Республики Адыгея. 1995. № 21.

  • 6.    Там же. № 16.

  • 7.    Хаджебиеков Р.Г. Республика Адыгея: проблемы реформирования общества. Майкоп, 1997.

  • 8.    Ведомости Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 7.

  • 9.    Хунагов Р.Д., Полякова Т.М. Конституция Республики Адыгея и проблемы реализации принципов правового демократического государства // Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы конституционного строительства (1989–2001 гг.). Т. 2. Майкоп, 2001.

Список литературы Институт президентской власти в субъектах Российской Федерации конца ХХ в. (на примере Республики Адыгея)

  • Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. М., 1999.
  • Чирг А.Ю., Денисова Н.Н., Хлынина Т.П. Государственность Адыгеи: этапы становления и развития. М., 2002.
  • Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы этнополитической истории (1990-1995 гг.). Т. 1. Майкоп, 1997. С. 153.
  • Павлушкин А.В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации//Конституционное право России/под ред. А.Е. Постникова. М., 2007.
  • Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) -Парламента Республики Адыгея. 1995. № 21.
  • Хаджебиеков Р.Г. Республика Адыгея: проблемы реформирования общества. Майкоп, 1997.
  • Ведомости Государственного Совета -Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 7.
  • Хунагов Р.Д., Полякова Т.М. Конституция Республики Адыгея и проблемы реализации принципов правового демократического государства//Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы конституционного строительства (1989-2001 гг.). Т. 2. Майкоп, 2001.
Статья научная