Интеграционная медиаполитика Европейского союза

Автор: Васильева Елена Николаевна, Цынарва Наталья Александровна

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu

Рубрика: Журналистика и реклама

Статья в выпуске: 1, 2017 года.

Бесплатный доступ

Авторами предпринимается попытка комплексного осмысления единой информационной политики Европейской комиссии. В статье проводится системный анализ интеграционных процессов в медиапространстве Европейского союза.

Европейский союз, политика, интеграция, европейская комиссия, средства массовой информации

Короткий адрес: https://sciup.org/146121974

IDR: 146121974

Текст научной статьи Интеграционная медиаполитика Европейского союза

Вопрос об особенностях интеграционных процессов в медиапространстве Европейского союза (ЕС) достаточно активно обсуждается в исследовательской литературе. Формирование единой информационной стратегии Евросоюза рассматривается в работах Н. П. Карпчук [2], Ф. Е. Корбата [3]. Имиджевая кампания ЕС в рамках коммуникационной политики анализируется в статье О. Потёмкиной [6]. Правовые аспекты информационной интеграции ЕС затрагиваются в исследованиях Е. А. Шерстобоевой [8], Ю. В. Курышевой [4]. Приведенные работы свидетельствуют о подробном изучении отдельных аспектов поставленного вопроса, но единого подхода к обозначенной проблеме интеграции СМИ в рамках ЕС не сформулировано.

Европейскую интеграцию в информационной сфере можно рассматривать в трех основных плоскостях:

  • 1.    Политическая интеграция (политические институты и структурные подразделения Европейского союза, отвечающие за единую информационную политику).

  • 2.    Правовая интеграция (нормативно-правовые акты, законодательно закрепляющие интеграционные процессы в информационной сфере в пространстве ЕС).

  • 3.    Экономическая интеграция (крупнейшие медиахолдинги и транснациональные корпорации).

В настоящее время информационную политику ЕС координирует Европейская комиссия (ЕК) [20]. На ЕК возложены не только функции по разработке главного вектора политики ЕС в информационной сфере, но, кроме того, Еврокомиссия осуществляет контроль за обеспечением выполнения обязательств, данных странами-участницами в рамках реализации общей стратегии ЕС в информационной сфере.

Соответствующий исполнительный институт ЕК – Генеральный директорат по коммуникациям, в задачи которого входит разработка нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления информационной политики в европейском регионе; выстраивание коммуникационной стратегии ЕС; отслеживание информационных поводов, связанных с деятельностью ЕС; предоставление материалов для брифингов с региональной (национальной) прессой и распространение их по национальным представительствам ЕК.

Основное подразделение Генерального директората – Служба спикера, отвечающая за взаимодействие со СМИ и разрабатывающая повестку дня для журналистов ЕС. Особое внимание уделяется качеству подготовки пресс-релизов и их адаптации для массовой аудитории.

Важную роль в новой политике ЕК играют открытые встречи с комиссарами, предназначенные для национальных правительств, региональных журналистов и простых граждан.

Проблема обеспечения безопасности информационного поля Евросоюза занимает особое место среди других полномочий Генерального директората ЕС по коммуникациям. Одним из главных документов в данной области является Декларация ЕС принципов саморегулирования в целях безопасности в Интернете [11].

Кроме того, Директорат по коммуникациям занимается разработкой и подготовкой документов по регулированию аудиовизуальной политики, телекоммуникаций и спутниковой связи, по реализации информационной деятельности и процессу конвергенции медиаиндустрии, способствует решению проблем социальной политики в информационном обществе.

2005 год стал рубежным для ЕС в планировании, выстраивании и реализации коммуникационной стратегии. Оглашение отрицательных результатов голосования по проекту Конституции Евросоюза, проведенного во Франции и Нидерландах, подтвердило негативное отношение граждан к деятельности Европейского союза и подтолкнуло институты ЕС к началу процесса кардинального реформирования принципов и содержания информационной политики.

Осенью 2005 года под руководством заместителя председателя Европейской комиссии Маргот Вальстрем были разработаны основополагающие документы и сформулированы обновленные принципы реализации коммуникационной стратегии ЕС.

Главным документом стала «Белая книга по коммуникационной политике ЕС» [23], основная цель которой – укрепление взаимодействия ЕС и его граждан, создание конструктивного общественного диалога. Базовый принцип, на который опирается «Белая книга», – право каждого гражданина Европейского союза на доступ к информации и свободу слова. Данный принцип предполагает не только открытое выражение разных взглядов и мнений граждан ЕС, но и их активное вовлечение в политический процесс, участие в наднациональной дискуссии на актуальные проблемные общеевропейские темы.

Впервые в «Белой книге» был введен новый термин – коммуникационная политика , что зафиксировало новую сферу деятельности ЕС, до этого являющуюся лишь стратегическим направлением.

Тогда же была высказана идея о создании единого Европейского кодекса коммуникации для журналистского сообщества, который закреплял бы основные права и свободы журналистов и определял порядок их взаимодействия с наднациональными институтами ЕС. Комитет по культурной политике и образованию ЕС осенью 2006 года подготовил доклад о проекте Кодекса, который был отклонен Европарламентом ввиду сложности договора с национальными правительствами о перераспределении полномочий.

Вместе с тем в 2009 году редакторами 46 ведущих средств массовой информации из 19 стран Европейского союза был разработан и принят подобный документ, получивший название «Европейская хартия свободы прессы» [1].

В 2010 году была принята новая европейская стратегия развития «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» [14], в которой одним из приоритетных направлений деятельности ЕС на ближайшие десять лет обозначено повсеместное распространение информационных технологий и Интернета в общеевропейском пространстве, что, безусловно, способствует преодолению цифрового неравенства, дигитализации и продвижению новых медиа.

Основными инструментами реализации информационной политики ЕС являются официальный журнал Европейского союза (правительственный бюллетень) [17]; Европейское агентство официальных публикаций, осуществляющее меры по информационному обеспечению всех сторон деятельности ЕС; официальный сайт Европейского союза «Europa» [21], выступающий глобальной открытой информационной площадкой-навигатором по ЕС; телеканал Euronews [13]; информационные центры в Европе, расположенные в крупных городах ЕС.

При проведении значимых общеевропейских политических мероприятий ЕК объявляет глобальные информационные кампании (например, выборы в Европейский парламент, проводящиеся каждые пять лет), которые реализуются как через общеевропейские каналы коммуникации, так и через национальные медиа.

На сайте Европейской комиссии в разделе Media [20] представлен лозунг, демонстрирующий главные принципы выстраивания информационной политики ЕС: прозрачность, свобода и разнообразие медиа. Свобода слова в выражении мнений и обозначении позиций является одной из важнейших основ Евросоюза, вследствие чего главным направлением проектной деятельности Комиссии, активно реализуемой с 2010 года, является формирование медиаландшафта ЕС. В рамках данного направления Европейская комиссия ежегодно отбирает проекты, которые финансируются институтами ЕС с целью активизации информационных и коммуникационных процессов.

26 ноября 2013 года Совет Европейского союза и представители национальных правительств государств-членов, встречающихся в рамках заседания Совета, приняли резолюцию в отношении свободы СМИ и плюрализма в цифровой среде [20].

Резолюция включала пункты, ответственность за реализацию которых была возложена на Европейскую комиссию: оказывать поддержку проектам, которые направлены на усиление защиты журналистов и работников СМИ; укреплять сотрудничество между регулирующими органами государств-членов ЕС и содействовать распространению передового опыта в отношении достижения прозрачности национальных СМИ; оценивать эффективность принятых мер в целях координации дальнейших действий.

На защиту свободы СМИ и развитие плюрализма был направлен одобренный ЕК в 2014 году проект независимого мониторинга плюрализма европейских СМИ [16], в котором приняли участие 28 стран ЕС (девять государств были отобраны в качестве пилотных площадок в 2014 г., остальные 19 присоединились к проекту в 2015 г.). Также в 2015 году Европейской комиссией был реализован другой проект, касающийся исправления ситуации в области нарушений свободы СМИ и плюрализма. Главной целью проекта стало создание Европейского центра печати и свободы СМИ в качестве независимой некоммерческой организации, в задачи кото- рого входит контроль и координация деятельности журналистов, их объединение в целях защиты своих прав и свобод [10].

Кроме того, проблемами СМИ на европейском пространстве целенаправленно занимается институт международной Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ) – Представитель по вопросам свободы СМИ [22].

Вместе с тем, несмотря на лозунги ЕС о независимости и плюрализме СМИ, стоит выделить несколько фактов, свидетельствующих об обратном.

  • 1.    Утверждение нормативно-правовых актов по регулированию всех видов медиа.

  • 2.    Завуалированная транспарентность.

  • 3.    Использование медиабизнеса как политический ход.

  • 4.    Принятие плана по борьбе с российской дезинформацией и пропагандой.

В 2007 г. ЕС была принята директива «Об аудиовизуальных медиауслугах» [9], согласно которой все страны-участницы должны были привести национальное законодательство в соответствие с новыми требованиями ЕС.

В настоящее время Евросоюзом утверждены нормативные акты и директивы, регулирующие практически всю информационную сферу: телекоммуникации, радиовещание, кабельную и спутниковую связь, Интернет.

У институтов ЕС различные подходы к пониманию прозрачности. Полностью открытые заседания приветствуются только у Европейского парламента, который также практикует встречи с общественностью. Комиссия и Совет встречаются за закрытыми дверями. По этой причине Совет подвергся широкой критике, и с сентября 2006 г. многие сессии Совета, в частности голосование представителей национальных правительств, стали достоянием общественности.

В процессе формирования единого европейского информационного пространства в области радиовещания и телекоммуникаций оба сектора СМИ прошли процесс национального дерегулирования, результатом чего стало совпадение их экономических стратегий и целей с надъевропейской политикой в этих сферах.

Одним из шагов в данном направлении является создание Европейского вещательного союза – крупнейшего объединения национальных вещательных организаций в мире. Политически окрашенным показательным мероприятием, организуемым ЕВС ежегодно, можно назвать конкурс «Евровидение».

В настоящее время ни один из каналов не свободен в глобальном смысле, так как является порождением той или иной финансово-промышленной группы или коммерческой корпорации. Самой значительной считается медиакорпорация Руперта Мердока News Corporation [19]. В области печатных СМИ один из крупнейших европейских медиаконцернов – Axel Springer [18].

В марте 2015 г. лидеры стран Евросоюза дали поручение верховному представителю Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности и заместителю председателя Европейской комиссии Федерике Могерини подготовить план по борьбе с российской «дезинформацией» при освещении конфликта на востоке Украины.

На заседании комитета по иностранным делам Европарламента в мае 2015 г. была одобрена резолюция о выделении средств на борьбу с российской пропагандой, где в рекомендательной форме было предложено странам ЕС воздерживаться от двусторонних контактов с РФ и наращивать совместные усилия для противостояния агрессивной политике Кремля.

Летом 2015 г. предложения главы европейской дипломатии по противодействию российской пропаганде были приняты. Результатом стало создание оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей East StratCom Task Force , отвечающей за реализацию антипропа-гандистских мероприятий ЕС.

Согласно утвержденному плану, в начале 2016 г. Европейская служба внешних связей ЕС представила общественности официальный русскоязычный сайт Евросоюза [5] и запустила еженедельный «обзор дезинформации», направленный на выявление и опровержение заведомо ложных утверждений, с точки зрения ЕС, в материалах российских СМИ и в медийном пространстве стран Восточной Европы и некоторых государств-членов ЕС [7].

Кроме того, в ноябре 2016 года на основе доклада Фотыги Европейским парламентом была принята резолюция по стратегическим коммуникациям ЕС в целях противодействия пропаганде со стороны третьих лиц, направленной против ЕС [12]. На открытии пленарной сессии Европейского парламента верховный представитель ЕС Федерика Могерини осветила вопрос об антипропагандистской работе аналитической группы по стратегическим коммуникациям «Восток», которая тесно взаимодействует с правительствами стран региона Восточного партнерства, устанавливает контакты с русскоязычной аудиторией для распространения достоверной информации из проверенных ЕС источников, вызывающих доверие [15].

Таким образом, современную интеграцию медиа не всегда можно рассматривать как положительный тренд, гарантирующий сохранение независимости и правоспособности средств массовой информации. Свобода достаточно субъективно трактуется ЕС в рамках создания единого медиапространства.

the Department of International Relations 2Lomonosov Moscow State University the Department of Foreign Journalism and Literature

Список литературы Интеграционная медиаполитика Европейского союза

  • Европейская хартия свободы прессы //Ассоциация интернет-издателей. URL: http://www.webpublishers.ru/?page_id=8. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Карпчук Н. П. Средства массовой коммуникации в коммуникационной политике Европейского Союза//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2013.
  • № 8 (151). Вып. 26. С. 187-192.
  • Корбат Ф. Е. Информационная политика и публичная сфера наднациональных институтов Евросоюза как процесс преодоления кризиса легитимности//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2 (30). С. 20-26.
  • Курышева Ю. В. Принципы и стратегия информационной политики ЕС//Вест ник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. № 4 (2). С. 256-260.
  • Официальный сайт Европейской службы внешних связей //Европейская служба внешних связей. URL: http://eeas.europa.eu/ru/index_ru.htm. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Потемкина О. Имиджевая политика ЕС: цели, базовые принципы, перспективы развития //Вся Европа. URL: http://alleuropalux.org. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Цынарёва Н. А. «Прокремлевские нарративы» в медийном пространстве (по материалам русскоязычного сайта Европейской службы внешних связей)//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016. № 3. С. 216-222.
  • Шерстобоева Е. А. Правовое регулирование аудиовизуальных медиауслуг в странах Евросоюза //Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 2012. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1080. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Audiovisual Media Services Directive //Digital Single Market. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/audiovisual-mediaservices-directive-avmsd. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Centre for Media Pluralism and Media Freedom //European University Institute. URL: http://cmpf.eui.eu/Home.aspx. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Cybersecurity and digital privacy //Digital Single Market. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/cybersecurity-privacy. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties //European Parliament. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/ep_resolution_on_eu_strategic_communication.pdf. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Euronews //Euronews. URL: http://www.euronews.com/. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Europe 2020: a European strategy for smart, sustainable and inclusive growth //European Commission. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%20 2020%20-%20EN%20version.pdf. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • European Parliament resolution of 23 November 2016 on EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties (2016/2030(INI)) //Европейская служба внешних связей. URL: https://eeas.europa. eu/headquarters/headquarters-homepage/16198/european-parliament-resolution-23-november-2016-eu-strategic-communication-counteract_ru. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Media Pluralism Monitor 2015 //European University Institute. URL: http://monitor.cmpf.eui.eu/mpm2015/results/. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official Journal of the European Union //EUR-Lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/oj/direct-access.html. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official website of Axel Springer SE //Axel Springer. URL: http://www.axelspringer.de/en/. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official website of News Corp //News Corp. URL: http://newscorp.com/about/. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official website of the European Commission //European Commission. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/media-freedom-andpluralism. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official website of the European Union //European Union. URL: http://europa.eu/index_en.htm. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • Official website of the Organization for Security and Co-operation in Europe //ОБСЕ. URL: http://www.osce.org/ru/fom. (Дата обращения: 24.02.2017.)
  • White Paper on a European Communication Policy //Commission of the European Communities. URL: http://europa.eu/documents/comm/white_papers/pdf/com2006_35_en.pdf. (Дата обращения: 24.02.2017.)
Еще
Статья научная