Интеллектуальное микропредпринимательство: зарубежный опыт для Байкальского региона
Автор: Любимова Т.А.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 6 (57), 2015 года.
Бесплатный доступ
Работа посвящена результатам изучения зарубежного опыта развития инновационной активности предпринимательства и его применения к экономике Байкальского региона с учетом синтеза отечественной методологии и теоретических положений австрийской школы экономической науки.
Инновации, региональная экономика, микропредпринимательство, австрийская экономическая школа, семейное предприятие, человеческий капитал
Короткий адрес: https://sciup.org/142143143
IDR: 142143143
Текст научной статьи Интеллектуальное микропредпринимательство: зарубежный опыт для Байкальского региона
Актуальность темы обусловлена сложившейся ситуацией в российской экономике, когда созданные элементы инновационной экономики и увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики, что признается в тексте государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2013. Ключевыми проблемами являются низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Для специфики Байкальского региона это еще более актуально. Но как запустить инновационный механизм?
В современных научных исследованиях рассматриваются два подхода к пониманию предпринимательства и его роли в экономическом развитии и процветании. Первый подход – шумпетерианский, второй – кирцнеровский. Оба подхода развиваются в рамках австрийской экономической школы. И. Кирцнер – современная фигура австрийской школы. Другие известные фигуры этой школы прошлого времени – К. Менгер, Й. Шумпетер, Л. фон Мизес, Ф. Найт, Ф. фон Хайек, выдвигавшие в свое время ряд постулатов по вопросам предпринимательского процесса. Предпринимательство – это неотъемлемая часть процесса конкуренции и двигатель рыночных процессов, это общепризнано. Различие состоит в том, что у Кирцнера предприниматель приводит экономику в состояние равновесия, а у Шумпетера предприниматель разрушает состояние равновесия. В этом состоит определение инновации.
Ключевыми характеристиками предпринимателя, по Шумпетеру, являются смелость, решительность, что позволяет ему внедрять прорывные инновации, несмотря на социальное сопротивление и скептицизм. Согласно Кирцнеру, для предпринимателя важны не смелость, уверенность в себе и решимость, а способ мышления. Главный его интерес связан с экономической функцией предпринимательской деятельности, а не с ее социальным контекстом.
В качестве иллюстрации отличий своего подхода Кирцнер рассматривает наступление эры автомобиля и влияние этого события на производство карет. Некорректно считать, что производство автомобилей нарушило состояние равновесия. Наоборот, рынок был жесточайшим образом разбалансирован до того момента, пока не были внедрены автомобили, потому что слишком много ресурсов было вовлечено в устаревшее производство карет [11].
Аналогичный процесс разбалансировки экономической системы отмечается в связи с автоматизацией бизнес-процессов. «Эра ЗСКК (законтрактованного служения крупной корпорации) закончилась», ‒ отмечает ведущий специалист по управленческому консультированию Т. Питерс. Он уверен, что первые десятилетия компьютерной революции свелись к «мощению троп для коров», имея в виду, что новые технологии использовались для автоматизации давно устаревших вчерашних методик, что позволило нам быстрее и чаще совершать вчерашние ошибки [8].
Существуют попытки соединить оба типа предпринимателя. Например, Холкомб (Holcombe, 1998) и Фу Лай (Fu-Lai, 2001) объясняют рост как сочетание приспособления и разрушения.
Предпринимательство является ресурсом, который в контексте соответствующих обстоятельств – в частности свободы входа – может использоваться с нулевыми издержками. Предпринимательство динамично и непредсказуемо, а значит, не может быть включено в факторы «капитал» или «труд» в уравнениях роста [1].
Подход Кирцнера может быть рассмотрен как расширение теории А. Смита, в котором для объяснения процессов роста вводится термин инновации . В некотором смысле это и есть рост, потому что предпринимательские открытия возможностей означают исправление предыдущих ошибок, приведших к субоптимальному функционированию рынка.
Данную экономическую теорию целесообразно применять в экономике Байкальского региона в целях повышения его конкурентоспособности и выполнения сразу нескольких важных задач региональной экономики: поддержки инновационной активности бизнеса, развития человеческого капитала и поддержки инноваций в регионе. В статье предлагается описание опыта применения теории.
Цель исследования состоит в описании зарубежного опыта практического применения теории предпринимательства австрийской экономической школы и определении возможностей ее применения в экономике Байкальского региона.
Методы и материалы исследования
Для исследования использовались зарубежные оригинальные научные источники, которые разрабатывались общелогическими научными методами – анализа и синтеза, методом диалектики, методом перехода от общего к частному.
Все современные экономические теории, зародившиеся в развитых западных странах, провозглашают инновации как единственно возможный путь к экономическому развитию. Но каким образом они могут быть применены к российским условиям хозяйствования, особенно для условий Байкальского макрорегиона, соединяющего в себе Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край по критерию общего социально-экономического и географического положения? Для учета межстрановой дифференциации мы применяем методологию переходных процессов [7]. Она исходит из того, что современные развитые страны живут в посткапитализме. При возникновении посткапитализма общехозяйственная (производственная) кооперация (госкапитализм) с переходом к посткапитализму становится оболочкой семейной (потребительской) кооперации. Как отметил проф. И.Ф. Костяев, возникает парадокс – единство двух противоположностей (производственной и потребительской кооперации), что и составляет суть посткапитализма. И эти две черты посткапитализма в диалектической взаимосвязи имеют тенденции к нарастанию роли индивидуализма.
Нами выявлен и изучен опыт такой развитой страны, как Гонконг, которая наглядно демонстрирует развитие семейной кооперации как отдельной производящей экономической ячейки. Гонконг со своей наиболее чистой капиталистической экономической системой в мире позиционирует себя как страна с предпринимательской экономикой, при этом ее развитию способствовал именно кирцнерианский подход к предпринимательству [13].
Также результаты и выводы исследования основаны на результатах предыдущих исследований, в которых участвовал автор.
В основу политики Гонконга положено развитие малых форм предпринимательства, субподряда, продуктовой имитации, пространственного арбитража как основных институтов экономических отношений, что позволяет фирме максимально гибко реагировать на рыночную конъюнктуру и внешние рыночные колебания. Производственный процесс благодаря множественным связям с малым бизнесом разбивается на множество независимых частей. Эти маленькие производства не занимаются R&D, менеджментом качества. Технологии им предлагаются из-за рубежа, а ответственность за качество возлагается на работников. Узкая специализация не приветствуется. Примерно 7 лет работы по зарубежным технологиям или в мультинациональных корпорациях индивиды учатся, имитируют и совершенствуют технологии производства, а в дальнейшем выстраивают модели собственного бизнеса. Стратегия имитации превратила Гонконг в развитую страну.
Метод субконтрактации характеризуется своей краткосрочностью отношений на период одной сделки. Таким образом обеспечиваются многие маркетинговые и управленческие услуги одними иностранными агентами другим иностранным агентам. В свою очередь, Гонконг переносит процессы в регионы с наименьшими издержками производства, такие как Тайвань, Малайзия, Китай. Таким образом, Гонконг становится крупным международным координационным, консалтинговым, тестинговым и ресурсным центром.
Предпринимательская семейственность предполагает семейную кооперацию в качестве базовой единицы конкуренции. Семья дает толчок росту инноваций и взаимоподдержку для принятия на себя рисков. Семья с любым достатком может улучшить свой уровень жизни путем выращивания человеческого капитала и его продвижения через коллективное взаимодействие.
В итоге деятельность, основанная на кирцнерианском подходе, приводит к структурным изменениям в экономике Гонконга.
Обсуждение
Считаем, что этот опыт заслуживает внимания и несет для Байкальского региона несколько уроков:
-
1. Отношение к имитации и заимствованию технологий у современного Российского государства с оглядкой на высокоразвитые страны отрицательное как следствие отсутствия спроса и предложения «инноваций высокого уровня». Такая экономика характеризуется как «отсталая», неспособная к производству собственных прорывных технологий. Однако продуктовая имитация, а также заимствование идей, знаний несут для экономики Байкальского региона много положительных эффектов. Байкальский регион богат природными ресурсами, и это является его основной проблемой. Здесь мало производства, поэтому кадровый потенциал формируется вокруг сферы добычи ресурсов и перерабатывающего производства в небольшом количестве, и торговли как результат спроса на инновации высокого уровня в регионе не ожидается. Но при этом ‒ достаточно сильная социальная сфера – прирост городского населения, высокая рождаемость в последние годы, развитая образовательная инфраструктура во всем регионе и наряду с этим высокий потребительский спрос, низкий уровень накопления капитала и низкая производительность труда. Поэтому вряд ли здесь можно прогнозировать появление высоких технологий и прорывных инноваций [3], но формирование инновационного, продуктивного и творческого способа мышления населения [12] региону вполне по силам.
-
2. Этот научный теоретический подход по Кирцнеру соответствует теории обучающейся организации и теории интеллектуального предпринимательства в области менеджмента. Ведь что такое интеллектуальный капитал? Это синтез человеческого капитала (знания, умения, навыки, жизненные силы) и структурного капитала (бизнес-процессы, бренды, IT-системы,
-
3. Если традиционно считалось, что семейное микропредпринимательство, как и самозанятость, не является производительным предпринимательством, где добавленная стоимость есть, а прибыли нет, то на примере экономики Гонконга можно увидеть, как микропредпринимательство, соединяя в себе производительную и потребительскую стороны, становится интеллектуальным, производительным и приносит прибыль. Это положительно влияет и на характеристику культуры предпринимательства любого уровня. Средний и малый бизнес становятся более продуктивными и производительными, если будут работать в режиме субконтрактации с микропредпринимателями.
-
4. Поскольку сырьевая экономика, к которой относится Иркутская область, – это экономика корпораций, возникает необходимость определения сферы развития несырьевой экономики в Байкальском регионе. Но заведомо задать направления для инновационной активности интеллектуальных микропредприятий невозможно, да и не нужно. Это можно определить только опытным путем. Тем не менее единственно возможным инструментом для определения сферы развития интеллектуального предпринимательства представляются стратегическое предвидение, или региональный форсайт, и доведение его результатов до населения для выбора перспективных ниш обучения, бизнеса и самозанятости, развития сферы услуг [4, 5].
-
5. Интеллектуальное микропредпринимательство, основным активом которого является человеческий капитал, а формой – семейная кооперация, – это не только фактор роста производительности региона, но и фактор развития семьи в условиях сохранения самобытности Байкальского региона.
базы данных – то, что создано разными индивидами и может быть использовано для развития и управления) [10]. Не только в Гонконге отмечены указанные тенденции. Это всего лишь хороший последовательно изложенный пример. Wal-Mart, Microsoft, VeriFone имеют совершенно иную форму организации, нежели их предшественники. Происходит переосмысление концепции самой организации [8]. Каждый сотрудник, будь то бухгалтер, экономист, юрист или грузчик, является самостоятельной единицей предложения не только труда, но и идей. Благодаря современным теориям менеджмента любой индивид не работает за оклад от «зари до зари», а выполняет собственный проект, руководителем которого он является [6]. Будучи руководителем направления, индивид получает и применяет разные знания и навыки. При этом индивиды могут быть независимыми работниками без трудоустройства в организацию [5]. Таким образом, человеческий капитал и регион получает развитие, индивиды – прогрессивную эволюцию.
Для получения новых знаний и навыков индивидам необходимо как можно больше путешествовать, изучая опыт, экономику, технологии и культуру других мест. Развитые страны имеют бюджетные ассигнования и целевые фонды для стажировок своих студентов и сотрудников за рубежом. Таким образом, изучаются мировые технологии и спрос на них. Полученные знания затем воспроизводятся с доработками в своей стране. Импорт технологий, полученные знания – это реальная возможность для малых форм предпринимательства внести свой вклад в развитие экономики региона [2]. Микропредприятия рассматриваются как элемент сетевого взаимодействия, что повышает «абсорбционную способность инновационной системы» (термин определяется в работе [9]).
Например, интеллектуальный анализ данных (data mining) – это актуальная деятельность, которой может заниматься любой желающий. Он может предлагать свои услуги по решению социальных, государственных и коммерческих задач на основе своих уникальных знаний и навыков и огромных баз данных с разными показателями посредством личного ПК и облачных сервисов. Например, анализ маршрутизации и пассажиропотока общественного транспорта. Но для этого нужно сформировать для населения представление о спросе на эти услуги. Спрос возникает, когда инструментами форсайта мы получаем картину желаемого будущего и стремимся к его достижению.
В качестве другого примера спроса на интеллектуальный анализ данных можно привести коммерческий банк, который уже имеет базу данных клиентов с дебиторской задолженностью. Нужно решить аналитическую оптимизационную задачу оценки платежеспособности клиентов. Если меняется экономическая ситуация, то решение этой задачи каждый раз может быть востребовано снова и снова.
Интеллектуальным предпринимательством не обязательно может быть деятельность, связанная с обработкой информации. Можно привести пример уникальных знаний и навыков штукатурщика. YouTube содержит множество роликов услуг штукатурки стен, причем каждый предлагает свои трансформированные знания технологии, как выполнить работы быстрее и качественнее других, а видеозапись в Интернете – не что иное, как упакованные полезные знания – интеллектуальный капитал.
Таким образом, интеллектуальное предпринимательство в действительности может вывести индивидов из категории «рабочий класс» в продуктивный тип предпринимателей, если каждый индивид будет решать задачи оптимизации, совершенствования своей деятельности и подходить к этому творчески.
Единственным условием для развития интеллектуального микропредпринимательства в Байкальском регионе является соответствие указанным целям налоговых режимов для предпринимателей. Бизнес-инкубаторы и региональные субсидии для стартапов не принесут должного эффекта, потому что в действительности не обеспечивают обмена знаниями с внешним миром. Интеллектуальный капитал по определению способен в условия сетевого взаимодействия с внешним миром создавать добавленную стоимость и прибыль.
Выводы
-
1. В экономику Байкальского региона целесообразно внедрить опыт развитых стран по развитию инновационно активных малых форм предпринимательства, а именно интеллектуального микропредпринимательства, с тем чтобы вывести региональное развитие на самодостаточный уровень и более эффективно распоряжаться имеющимся капиталом региона, а именно человеческим капиталом.
-
2. Политика региона, направленная на интеллектуальное микропредпринимательство, предполагает позитивное влияние на социальные процессы региона, развитие семьи и индивида, как следствие, влияет на накопление капитала в регионе.
-
3. Необходимо поощрять целевые профессиональные стажировки работников, студентов, ученых в разные продвинутые регионы и страны мира для того, чтобы получить представление о новых технологиях и заимствовать ключевые идеи. Государственные субсидии на биз-нес-инкубаторы и развитие малого бизнеса целесообразно направлять только на данные цели.
-
4. Сферы интеллектуального микропредпринимательства в регионе определяются инструментами регионального форсайта, а также опытным путем.
Исследование выполнено в рамках Программы стратегического развития Иркутского государственного университета. Тема № Р222-ОУ-036 «Институты развития, инноватизация и социальная ориентированность как стратегические основы конкурентоспособности Байкальского региона».
Список литературы Интеллектуальное микропредпринимательство: зарубежный опыт для Байкальского региона
- Дуэн Р., Элиассон Г., Хенрексон М. Вклад Израэля М. Кирцнера в исследования предпринимательства и малого бизнеса//Современные классики теории предпринимательства/под ред. А.Ю. Чепуренко. -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. -526 с.
- Калюжнова Н.Я., Любимова Т.А. Индивид как экономический агент новой экономики и его роль в развитии инноваций: монография. -Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 2006. -185 с.
- Калюжнова Н.Я., Любимова Т.А. . Инновационность малого бизнеса в контексте парадигмы региональной инновационной политики//Вестник Иркутского гос. техн. ун-та. -2009. -№ 3.-С. 113-119.
- Калюжнова Н.Я., Верхотурова Е.В. Способы влияния форсайта на развитие инновационной деятельности//Вестник Иркутского гос. техн. ун-та. -2014. -№ 4. -С. 186-191.
- Калюжнова Н.Я. Роль форсайта в повышении конкурентоспособности региона в «новой экономике»//Наука. Инновации. Образование. -2008. -№ 5. -С. 271-279.
- Кей Б., Джулиони Дж. Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. -176 с.
- Костяев И.Ф. Трансформация экономических систем (проблемы переходной экономики). -3-е изд. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2006. -С. 113-115.
- Питерс Т. WOW-идеи: 15 принципов инновационного менеджмента: пер. с англ. О.И. Медведь. -М.: Эксмо, 2012. -С. 195-204.
- Полтерович В. Принципы формирования национальной инновационной системы//Проблемы теории и практики управления. -2008. -№ 11. -C. 8-19.
- Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. -М.: Инфра-М, 2005. -248 с.
- De Jong Jeroen P.J. Schumpeter versus Kirzner: Comparing two types of Opportunity (summary)/Marsili, Orietta//Frontiers of Entrepreneurship Research: Vol. 31: Iss. 15, Article 6. -URL: http://digitalknowledge.babson.edu/fer/vol31/iss15/6
- Pink D. A Whole New Mind: Why Right-Brainers Will Rule the Future Riverhead Trade; Rep Upd edition (March 7, 2006) -288 p.
- Tony Fu -Lai Yu Entrepreneurship and Economic Development in Hong Kong. -Taylor & Francis e-Library, 2003. -230 p.