Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты анализа специфики взаимосвязи структурно-уровневых характеристик интеллектуальных способностей с особенностями компонентно-параметрического состава психологической репрезентации пространственно-предметной среды.

Психология интеллекта, интеллектуальные способности, анализ интеллектуальных способностей, репрезентация пространственно-предметной среды

Короткий адрес: https://sciup.org/144152868

IDR: 144152868

Текст научной статьи Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды

Психологическому анализу интеллекта, связанному с изучением общих закономерностей его организации, функционирования и критериев развития посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей.

Одним из наиболее перспективных подходов изучения интеллекта является системно-структурный подход, сторонники которого связывают интеллект с функционированием сложных многоуровневых когнитивно-репрезентативных структур, качество и организация которых определяют свойства индивидуального интеллекта и соответственно возможность решения широкого спектра стоящих перед человеком задач [Холодная 2002 : 6; Чуприкова 2006 : 8].

Именно с помощью обращения к структурно-интегративному подходу к пониманию интеллекта возможно исследовать не только успешность субъекта в решении задач (проблем), но и его способность определенным образом воспринимать и интерпретировать реальность, включать ее в собственные смысловые контексты или семантические поля [Веккер 2000 : 3; Холодная 2002 : 6].

Интеллект, согласно структурно-интегративному подходу, определяется как психическая реальность, структура которой может быть описана в терминах состава и строения ментального (умственного) опыта, феноменология которого включает ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации.

По отношению к особенностям устройства ментального опыта конкретной личности индивидуальные интеллектуальные способности определяются как производные и предопределяющие характер воспроизведения объективной реальности в сознании человека.

Следуя логике структурно-интегративного подхода, в качестве типов интеллектуальных способностей рассматривались конвергентные способности, дивергентные способности и когнитивные стили, в частности, полезависимость-поле-независимость.

Обращение к феномену ментального опыта в психологии интеллекта обусловлено постепенной трансформацией парадигмальных основ современной науки в интерпретации теории психического отражения [Лекторский 1980 : 4; Панов 2000 : 5]. Оформилась особая «ценностно-познавательная установка» [Лекторский 1980 : 4], которая рассматривает ментальную репрезентацию как особую познавательную процедуру, позволяющую субъекту конструировать и моделировать реальность за счет работы внутренних психологических структур, в которых представлены устойчивые инвариантные характеристики и отношения предметного мира.

Современные исследователи акцентируют внимание на функциональном назначении интеллекта, которое в самом общем виде определяется как способ- ность получать, систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую от окружающего мира. Именно специфика этой интерпретации, специфика «персональных конструктов», которыми оперирует субъект, дает возможность анализировать систему представлений субъекта об окружающей действительности, одним из фундаментальных атрибутов которой является пространственно-предметная среда.

Описанные выше представления позволили сделать предметом систематизированного анализа взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды обыденной жизни как фундаментальной характеристики объективной реальности.

Решение задач экспериментального исследования обеспечивалось комплексом методических процедур: для анализа интеллектуальных способностей — «Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена», тест «Структуры интеллекта Р. Амтхауэра», тест «Диагностики креативности Е. Торренса», тест «Фигуры К. Готтшальдта»; для анализа особенностей репрезентации пространственно-предметной среды — проективный рисунок, «пространственный» семантический дифференциал, методика свободного описания и процедура когнитивного картографирования.

По данным корреляционного анализа между показателями конвергентности и особенностями репрезентации были выделены те показатели конвергентнос-ти, с которыми обнаружены значимые корреляционные связи. Показатель общего интеллекта связан с таким свойством пространственно-предметной среды, как размер (большой-маленький), прагматическим (полезный-вредный), а также с эстетическим (красивый-уродливый) и этическим (спокойный-напряжен-ный, родной-чужой) параметрами репрезентации. Для показателя пространственных представлений обнаружены значимые связи с формальным компонентом репрезентации (простое-сложное, открытое-ограниченное изображение), прагматическим (полезный-вредный, доступный-недосягаемый), эстетическим (красивый-уродливый) и этическим (спокойный-напряженный) параметрами репрезентации, которые представляют ее содержательный уровень. По показателю аналитико-синтетической мыслительной деятельности обнаружена связь со свойствами формального компонента репрезентации — с параметрами структурированности (упорядоченный-хаотичный) и размера (большой-маленький), а также со свойствами содержательного компонента репрезентации, в частности, с прагматическим (полезный-вредный) и эстетическим (красивый-уродливый) параметрами репрезентации. Показатель математических способностей связан с параметрами прочности (прочный-хрупкий) и структуры (простое-сложное, от-крытое-ограниченное изображение), а также с прагматическим (доступный-не-досягаемый) и этическим (спокойный-напряженный) параметрами содержательного компонента репрезентации. Показатель формально-логического мышления связан с параметром структурированности (простое-сложное, открытое-закрытое изображение) формального компонента репрезентации и с этическим параметром (спокойный-напряженный) содержательного компонента репрезентации.

Проделанный анализ позволил выявить следующую тенденцию в характере связи конвергентности с особенностями репрезентации пространственно-пред- метной среды: выделяются отдельные интеллектуальные способности, с которыми обнаруживается наибольшее количество значимых связей по показателям репрезентации пространственно-предметной среды. Система этих способностей выглядит следующим образом: общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, математические способности и формально-логическое мышление. Интеллектуальная деятельность, инициируемая этими способностями, может быть объединена по своим содержательным характеристикам [Белошистая 2006 : 2; Холодная 2002 : 6; Ясю-кова 2002 : 9] и связана с представленностью в сознании респондентов свойств как формального, так и содержательного компонентов репрезентации, но с преобладанием содержательного.

Свойства пространственно-предметной среды, которые образовали значимые корреляционные связи с показателями конвергентности, также сформировали определенную систему и по числу связей, и по их силе. В рамках формального компонента репрезентации с большинством конвергентных способностей связан параметр структурированности, а в рамках содержательного компонента — эстетический параметр репрезентации. Эти данные в целом соответствуют базовым положениям, разработанным в психологии восприятия и в психологии архитектуры [Арнхейм 1974 : 1], согласно которым дифференцированность и эстетичность определяются в качестве важнейших характеристик воспринимаемого индивидом архитектурного пространства.

Основываясь на полученных данных, мы проанализировали особенности репрезентации пространственно-предметной среды в группах респондентов с разными уровневыми показателями как по уровню общего интеллекта, так и по отдельным составляющим конвергентности.

По результатам теста Дж. Равена, респонденты были разделены на четыре группы по уровню общего интеллекта: с высоким уровнем интеллекта (18 %), со средними показателями уровня интеллекта (44 %), с интеллектуальными возможностями ниже средних (33 %), с низкими показателями общего уровня интеллекта (7 %).

По данным оценки проективного рисунка с помощью семантического дифференциала и по результатам обработки свободных описаний для респондентов с высоким и средним уровнем общего интеллекта характерно доминирование содержательного компонента, то есть в оценке среды преобладают прагматический, этический и эстетический параметры, а у респондентов со сниженным и низким уровнем общего интеллекта доминирует формальный компонент, то есть параметры структуры, динамики, размера и прочности.

Анализ результатов процедуры когнитивного картографирования также обнаружил различия в особенностях репрезентации пространственно-предметной среды у респондентов с различными показателями уровня общего интеллекта. У респондентов с высоким и средним уровнем выше значения — по показателям дифференцированности, открытости изображения когнитивной карты.

Данные, характеризующие особенности репрезентации в группах респондентов с разными уровневыми показателями по обозначенным структурным составляющим конвергентности, подтверждают тенденцию доминирования содержа- тельного компонента для их высокого уровня и формального компонента – для низкого уровня.

По данным респондентов с разными показателями по уровню конвергентнос-ти была предпринята процедура факторизации с последующим вращением показателей методик, связанных с определением особенностей репрезентации пространственно-предметной среды. Обнаружено, что количество факторов и их состав демонстрируют большую дифференцированность репрезентации пространственно-предметной среды у респондентов с высокими уровневыми характеристиками по конвергентности, причем эта дифференцированность в большей степени характерна для содержательного компонента репрезентации.

По данным корреляционного анализа между показателями дивергентности и особенностями репрезентации были выделены те показатели дивергентности, с которыми обнаружены значимые корреляционные связи. Наибольшее количество связей было обнаружено между показателями сопротивления замыканию и разработанности и такими компонентами репрезентации, как формальный (параметры динамичности и структурированности) и содержательный (прагматический и эстетический параметры). По показателю образной креативности также обнаружены значимые связи преимущественно с формальным компонентом репрезентации (параметры динамики и структурированности), а также с эстетическим параметром содержательного компонента репрезентации.

Проделанный анализ позволяет выявить следующую тенденцию в характере связи дивергентности с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды: интеллектуальная деятельность, инициируемая такими способностями, как сопротивление замыканию, разработанность и образная креативность, связана с представленностью в сознании индивида преимущественно формального компонента репрезентации, в частности таких параметров, как динамика и структура, и в меньшей степени – содержательного компонента репрезентации, а именно эстетических свойств пространственно-предметной среды. Характеристики дивергентности «чувственность», «интуитивность», «метафоричность», «символизм» позволяют соотнести связи данного типа интеллектуальных способностей в большей степени с чувственным уровнем репрезентации, который представлен ее формальным компонентом.

Результаты, полученные по методике Е. Торренса, позволили разделить выборку на две группы по показателям креативности: со средними показателями креативности (35 %) и с высокими показателями креативности (65 %).

По данным оценки проективного рисунка с помощью семантического дифференциала для респондентов с высокими показателями креативности характерно доминирование содержательного компонента, то есть в оценке среды у данной группы преобладают прагматические, этические и эстетические параметры репрезентации, а у респондентов со средними показателями креативности доминирует формальный компонент.

По содержательному компоненту значимые различия обнаружены для прагматического и этического параметров. Эти показатели выше у респондентов с высоким уровнем креативности. По формальному компоненту значимые различия обнаружены по параметру размера. Этот показатель выше у респондентов со средним уровнем креативности.

По результатам обработки свободных описаний выявлены значимые различия по содержательному компоненту репрезентации, а в его рамках – по прагматическому и эстетическому параметрам и по формальному компоненту – по параметрам структуры и динамики. Значения по названным параметрам и свойствам выше у респондентов с высоким уровнем креативности.

Анализ результатов процедуры когнитивного картографирования также обнаружил значимые различия в особенностях репрезентации пространственнопредметной среды у респондентов с различными показателями креативности по простоте-сложности изображения – параметру структуры формального компонента репрезентации, показатели которого значимо выше у респондентов с высоким уровнем креативности.

Для данных по респондентам с разными показателями по уровню диверген-тности была предпринята процедура факторизации с последующим вращением показателей репрезентации пространственно-предметной среды. Обнаружено, что количество факторов и их состав демонстрируют большую дифференцированность репрезентации у респондентов с высокими уровневыми характеристиками по дивергентности, в частности по показателю образной креативности, причем эта дифференцированность в большей степени характерна для формального компонента репрезентации.

По данным корреляционного анализа между показателями полезависимости-поленезависимости и особенностями репрезентации было обнаружено существование значимых связей только с таким свойством репрезентации, как структурированность. Полезависимость-поленезависимость как стилевая характеристика когнитивной деятельности связана с представленностью в сознании индивида исключительно формального компонента репрезентации. Данный результат может быть объяснен с помощью обращения к определению стилевых характеристик когнитивной деятельности, и в частности, полезависимости-поленезави-симости как к форме непроизвольного интеллектуального контроля, обеспечивающего оперативную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне [Холодная 2004 : 7].

По методике К. Готтшальдта, испытуемые разделились на две группы по показателю полезависимость-поленезависимость. Группа с поленезависимостью составила 53 % от общего количества выборки, а группа с полезависимостью– 47 %.

По данным оценки проективного рисунка с помощью семантического дифференциала и по результатам обработки свободных описаний мест для респондентов с поленезависимостью характерно доминирование содержательного компонента, то есть в оценке среды преобладают прагматический, этический и эстетический параметры, а у респондентов с полезависимостью доминирует формальный компонент.

Анализ результатов процедуры когнитивного картографирования свидетельствует о существовании значимых различий в особенностях репрезентации у респондентов с различными показателями полезависимости-поленезависимос-ти, а именно значения показателей простоты-сложности и открытости-закрытости изображения выше у респондентов с поленезависимостью.

Для данных по респондентам с разными показателями полезависимости-по-ленезависимости была предпринята процедура факторизации с последующим вращением показателей методик, связанных с определением особенностей репрезентации. Обнаружено, что количество факторов и их состав демонстрируют большую дифференцированность репрезентации у поленезависимых респондентов, причем эта дифференцированность характерна как для формального, так и для содержательного компонентов репрезентации.

В заключение настоящей статьи представим основные результаты, сформулированные в виде следующих выводов.

Обнаружена взаимосвязь интеллектуальных способностей с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды, которая заключается в том, что определенной уровнево-структурной характеристике интеллектуальных способностей соответствует специфическое соотношение компонентов и параметров репрезентации.

Общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая деятельность, математические способности, формально-логическое мышление, сопротивление замыканию, разработанность, образная креативность и по-лезависимость-поленезависимость могут рассматриваться как система интеллектуальных способностей, связанных с особенностями репрезентации пространственно-предметной среды.

Структурированность и эстетические свойства пространственно-предметной среды могут рассматриваться как доминирующие параметрические составляющие репрезентации, связанные с интеллектуальными способностями.

Такие составляющие конвергентности, как общий интеллект, пространственные представления, аналитико-синтетическая деятельность, математические способности, формально-логическое мышление, связаны в равной степени с формальным и с содержательным компонентами репрезентации пространственнопредметной среды.

Составляющие дивергентности, сопротивление замыканию, разработанность, образная креативность, связаны в большей степени с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

Полезависимость-поленезависимость как показатель стилевой специфики когнитивной деятельности связан исключительно с формальным компонентом репрезентации пространственно-предметной среды.

Уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны с особенностями репрезентации, которые заключаются в соотношении ее компонентов и параметров: чем выше уровень способности, тем более высокие значения имеют показатели содержательного компонента репрезентации.

Уровневые характеристики интеллектуальных способностей связаны с особенностями репрезентации, которые заключаются в степени ее дифференциро-ванности-недифференцированности: чем выше уровень способности, тем более дифференцированна репрезентация, то есть тем большее количество параметров в ней выделяется.

Статья научная