Интеллектуальные технологии в нефтегазовой отрасли
Автор: Мартынов М.О., Попов Н.И., Халин А.А.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Природопользование
Статья в выпуске: 5 (60) т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221663
IDR: 140221663
Текст статьи Интеллектуальные технологии в нефтегазовой отрасли
Интеллект – способность системы создавать в ходе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи. Сейчас многие компании нефтегазовой сферы занимаются развитием направления интеллектуальной добычи.
Единственное, что не вызывает сомнений у специалистов, – это тот факт, что интеллектуальные технологии для месторождений – насущная потребность сегодняшнего дня, и уж тем более – дня завтрашнего. Некоторые даже утверждают, что скоро во всем мире внедрение «умных» технологий станет неизбежным условием для выживания нефтегазовых компаний в условиях конкурентной борьбы.
Как считают эксперты: «Российская нефтегазовая отрасль переживает сегодня переломный момент». Дело в том, что на месторождениях с уникальными запасами сырья, которые начали эксплуатироваться в 60-70-х годах прошлого века, подходят к концу запасы так называемой «лёгкой нефти» и увеличивается объём добычи трудноизвлекаемых запасов, в связи с чем, падает коэффициент извлечения нефти.
В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость изменения методов поиска и добычи нефти, которые сложились более чем за полвека.
Найти оптимальный, технико-экономически обоснованный вариант разработки и эксплуатации нефтегазового актива в таких условиях возможно только при интегрированном комплексном подходе к решению текущих задач производства. Такое решение заложено в концепции «Интеллектуальное месторождение», которая позволяет вести непрерывную оптимизацию разработки месторождения за счет чего повышает рентабельность освоения запасов углеводородов.
Практически все крупные российские компании, так или иначе, заявляли о своих планах внедрять интеллектуальные технологии, и некоторые из них уже успешно осваивают тему на практике, однако чаще всего речь идет о компонентах решений, а не о целостной системе.
Разные международные компании предлагают комплексные решения для нефтегазовой отрасли, в которые входят комплектующие и узлы для электроснабжения, гидравлические и фильтрующие системы для применения в различных условиях, но при этом соответствующие единому стандарту. Также в портфеле компании есть решения в области безопасности – сочетание систем, компонентов и сервисов, которые позволяют минимизировать риски и оптимизировать инвестиции в различных регионах. Кроме того, предлагаются специализированные решения для морских нефтедобывающих платформ, в частности систему активной компенсации вертикальной качки.
Что же получают в итоге нефтегазовые компании, внедрившие на месторождениях «умные технологии»? В первую очередь снижение эксплуатационных затрат, сокращение расходов на электроэнергию от 12 до 25% – по данным разных источников. Независимые эксперты предполагают, что с развитием интеллектуальных технологий удастся увеличить общемировую нефтеотдачу на 30-50%, а то и на 60-70% – с переходом на технологии следующего поколения.
Одна из основных тревог, посещающих сотрудников российских нефтегазодобывающих предприятий, связана с тем, что система заберет у человека важные управляющие и контролирующие функции. Возникает вопрос: можно ли доверять автоматике, не станет ли она причиной сбоев, аварий, а также массовых сокращений сотрудников? По мнению наших экспертов, оснований для беспокойства нет. Напротив, более высокий уровень автоматизации способствует решению проблемы дефицита квалифицированных кадров, а также снижает уровень травматизма. При этом функцию принятия важных решений у человека никто не отнимает.
Более жесткие условия добычи на отдаленных месторождениях означают увеличение затрат и появление рисков, угрожающих жизни и здоровью людей, – обращают внимание ученые. По этим при- чинам всё более явной становится тенденция к снижению количества работников на месторождениях. Сегодня большинство производственных процессов на нефтегазовых предприятиях автоматизируется, но при этом за человеком остается право принятия наиболее ответственных решений. Например, специалист, работающий с технологиями «умных» месторождений, может в режиме реального времени отслеживать технологические параметры, а также при необходимости в ручном режиме управлять технологическими процессами».
Любую систему автоматизации в зависимости от степени критичности, можно зарезервировать. Для нефтеперерабатывающих заводов иногда применяется тройная система защиты, в атомной промышленности уровней резервирования еще больше. В процессе же добычи нефти и газа таких критичных моментов, требующих многих степеней защит, не так много, и заниматься этим экономически не оправдано. К примеру, если остановился насос, прекратилась добыча, оператор тут же узнает об этом и предпримет необходимые меры, но это не создаст какой-то аварийной ситуации.
После внедрения систем автоматизации роль персонала в большей степени сведется к функции контроля, это значит, что операторы все равно будут необходимы. Просто им придется научиться работать с такими системами визуализации.
Рынок интеллектуальных систем для нефтегазодобывающих предприятий сегодня находится на начальной стадии своего развития. Возможно, в дальнейшем будет происходить специализация компаний, поставляющих решения для интеллектуальных месторождений, а, может быть, в тренде будет комплексный подход к обустройству. Эксперты сходятся во мнении, что второй вариант более вероятен.
Список литературы Интеллектуальные технологии в нефтегазовой отрасли
- http://salympetroleum.ru/media/publications/umnoemestorozhdenie-dlya-optimalnogo-promysla/
- http://weatherford.ru/assets/files/pdiTNGN_11_discussion_article.pdf