Интенсификация демократических практик и информационные привилегии политических элит в условиях развития социальных медиа

Автор: Куцаенко Екатерина Игоревна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 5, 2020 года.

Бесплатный доступ

На основании утверждения о том, что с развитием социальных медиа политические элиты утрачивают часть своих информационных привилегий, автор пытается выявить механизмы, лежащие в основе данной тенденции. Контент-анализ специализированной литературы и отдельных случаев, позволил выделить два причинно-следственных механизма: устранение информационных преимуществ элит в условиях острого политического кризиса и интенсификация демократических практик, противоречащих элитарным моделям управления обществом. Эти механизмы являются составляющей авторской аналитической модели, которая впоследствии будет применена для анализа соответствующего эмпирического материала. Сконцентрировав в настоящей статье свое внимание на втором механизме, автор приходит к выводу, что социальные медиа создают дополнительные возможности, во-первых, для выражения политических мнений, во-вторых, повышения уровня политической образованности и, в-третьих, собственно политического участия. Каждый из этих процессов меняет правила игры в информационном пространстве: появляются новые акторы, новые темы политических дискуссий, а также новые форматы артикуляции интересов и гражданской активности, которые все вместе создают угрозу информационным привилегиям политических элит.

Еще

Политическая элита, информационные привилегии, социальные медиа, демократизация, политические коммуникации, политическое мнение, политическая образованность, политическое участие

Короткий адрес: https://sciup.org/149134278

IDR: 149134278   |   DOI: 10.24158/pep.2020.5.6

Текст научной статьи Интенсификация демократических практик и информационные привилегии политических элит в условиях развития социальных медиа

В условиях развития социальных медиа политические элиты утрачивают часть своих информационных привилегий, на которые до этого у них было практически монопольное право [1]. Это свидетельствует о том, что медиапространство способно лишить истеблишмент информационного превосходства, крайне необходимого им в период острого политического кризиса, а также способствует интенсификации демократических практик, противоречащих в своей основе элитарным моделям управления обществом. Социальные медиа, под которыми понимается совокупность интернет-приложений, концептуально и технологически основанных на Web 2.0 и позволяющих создавать и обмениваться пользовательским контентом, способствуют указанной интенсификации, так как предоставляют дополнительные возможности для выражения политических мнений, повышения уровня политической образованности и, как следствие, политического участия. Данный тезис мы попытаемся обосновать в настоящей статье.

Социальные медиа упрощают публичное выражение политического мнения, т. е. демонстрацию индивидуального отношения к каким-либо политическим событиям и процессам [2, p. 2–3]. Готовность гражданина выражать свою политическую позицию зависит не только от характера проблемы, требующей обсуждения, но и от его общей предрасположенности к коммуникативной деятельности. Многие граждане избегают ситуаций, в которых они вынуждены выступать публично, однако социальные медиа в определенной степени решают эту проблему, увеличивая число потенциальных «ораторов». При этом индивиды, имеющие даже минимальные коммуникативные способности, получают возможность делиться своими политическими мнениями одновременно с разными группами, существующими как внутри страны, так и за ее пределами, с минимальными издержками [3]. Социальные медиа предоставляют множество способов быстрого распространения важной для них информации, независимо от существующих социальных, культурных и географических границ.

Главным же в этом плане, на наш взгляд, является то, что граждане благодаря именно социальным медиа могут организовать прямой диалог с представителями политической элиты, т. е. диалог без привлечения каких-либо посредников, что, безусловно, обогащает политический дискурс и совершенствует демократический процесс принятия решений. Граждане, подписываясь на профили различных политических акторов, могут оставлять одобрительные или осуждающие комментарии, которые сразу же становятся известны создателям интернет-страниц. Как показывают исследования, запросы граждан, переданные посредством социальных медиа, играют важную роль во взаимоотношениях элиты с общественностью [4]. Все больше граждан следят за активностью политиков в социальных сетях, читая их публикации и обсуждая политические проблемы через комментарии и другие инструменты [5]. Политики, понимая выгоды этого процесса, в свою очередь публикуют все больше сообщений, надеясь через подписчиков вовлечь в поле своей информационной активности их контакты [6].

Социальные медиа повышают уровень политической образованности индивидов, а чем он выше, тем выше вероятность того, что они будут более критично воспринимать информацию, транслируемую политической элитой, и поддерживать демократические практики. Согласно теории демократии, демократическая система наиболее хорошо работает, когда граждане обладают достаточными знаниями о политике [7]. Члены общества должны не просто активно участвовать в политической жизни, но и иметь необходимую информацию и представления о самых различных политических проблемах. Без определенного уровня политической образованности граждане будут испытывать трудности в понимании политических событий и в конце концов просто утратят интерес к данной сфере. Таким образом, политическая образованность граждан, под которой понимается некая совокупность знаний о нынешних и прошлых национальных и международных политических событиях, личностях, институтах и процессах, является одним из важнейших атрибутов хорошо функционирующей демократии.

Ряд экспериментальных исследований показал, что индивиды, получающие политическую информацию через социальные медиа, используют ее в своих последующих дискуссиях и электоральной деятельности [8]. Другими словами, она выступает для них своеобразным материалом для повышения политической образованности. Существует по крайней мере два теоретических объяснения связи между использованием социальных медиа и уровнем политической образованности. Во-первых, уже неоднократно доказано, что потребление новостей через традиционные СМИ, такие как газеты, радио, телевидение, способствует повышению уровня политической образованности [9]. Следовательно, можно ожидать, что использование социальных медиа ведет к аналогичному результату, особенно учитывая тот факт, что потребляемый пользователями контент в таких системах создается, как правило, людьми, близкими к ним по тем или иным признакам. Во-вторых, пользователи социальных медиа, случайно натыкаясь на политическую информацию и новости, часто обращаются к другим источникам в интернете, чтобы расширить или просто уточнить полученные сведения, тем самым повышая свою политическую образованность [10].

Справедливости ради стоит отметить, что оптимизм относительно связи между социальными медиа и политической образованностью, требующейся для функционирования демократии, разделяют не все ученые и специалисты. Так, в одном из недавних исследований прямо указывается на наличие отрицательной корреляции между использованием Facebook для получения и распространения политической информации и уровнем политической образованности [11]. Зачастую политическая информация, распространяемая в социальных медиа, отличается от традиционных СМИ качеством подачи материала, характером его изложения и понимания. Это приводит к тому, что со временем в обществе образуется «информационный разрыв»: у людей, потребляющих новости через социальные медиа, формируется иное восприятие событий, происходящих в стране и в мире, чем у пользователей традиционных медиа, контролируемых элитой. В свою очередь, это может привести к тому, что пользователи социальных медиа утратят интерес к политической информации и политической жизни [12].

Упрощая публичное выражение политических мнений и повышая уровень политической образованности, социальные медиа стимулируют политическую активность граждан, расширяя перечень доступных для них видов политического участия, что считается необходимым условием любой эффективно функционирующей демократии. При этом социальные медиа не только трансформируют традиционные виды, имеющие место в реальной жизни, но и генерируют абсолютно новую сферу политического онлайн-участия [13]. Онлайн-участие отличается от офлайн-участия по своим основополагающим механизмам. Традиционное офлайн-участие требует времени и довольно высокого уровня гражданских навыков, тогда как для онлайн-участия этих ресурсов требуется значительно меньше [14].

На фоне все большего отказа граждан (прежде всего молодежи) от привычных форм политического участия (например, от голосования на выборах) ученые начали различать конвенциональные (формальные, традиционные) и неконвенциональные (неформальные, альтернативные) виды политического участия, а также его латентные и открытые формы [15]. Считается, что последние способствуют появлению нового типа гражданина-критика, который продолжит поддерживать базовые демократические ценности, но при этом скептически будет относиться к конвенциальной системе репрезентации и посредничества, предпочитая участие в более горизонтальных и автономных формах [16]. Социальные медиа оказываются тем пространством, где участие в подобных формах становится возможным. Сегодня в них создаются политические он-лайн-петиции, собираются средства на политические кампании, привлекаются волонтеры для различных акций и др. Социальные медиа снижают издержки политического участия, уравнивая различных игроков и тем самым выравнивая все игровое поле, на котором остается все меньше места традиционным привилегированным акторам, политическим элитам.

С развитием социальных медиа политическое участие обрело новое звучание, породив огромную волну соответствующих исследований. Все чаще ученые проявляют интерес к влиянию социальных медиа на политический процесс и демократические практики, подчеркивая, что они открывают новые перспективы для участия населения в политике [17]. В отдельных исследованиях указывается, что социальные медиа дают новые средства контроля населения и политических манипуляций [18]. Другие авторы наоборот отмечают их позитивную роль в деле борьбы с авторитарными режимами, в становлении партиципаторной демократии [19].

Ранние исследования показывали лишь наличие небольшой позитивной корреляции между использованием социальных медиа и участием населения в политической жизни. Однако более современные работы по данной теме полны доказательств существования более масштабных связей, которые крепнут со временем и уже не зависят от конкретных исторических обстоятельств. В них подчеркивается как увеличение популярности социальных медиа среди населения, так и расширение разнообразия типов их использования отдельными индивидами и социальными группами. В частности, отмечается, что социальные медиа, постепенно превращаясь в господствующие информационные каналы, все чаще стимулируют политическое участие. Так, Б. Бимбер и его коллеги, изучив британские электоральные периоды 2001, 2005 и 2010 гг., пришли к выводу, что политическая информация, транслируемая через социальные медиа, с каждым разом оказывала все большее влияние на уровень политического участия [20]. Как замечает А.В. Жидков, ссылаясь на соответствующие исследования, более половины молодых людей в Великобритании полагали, что исход парламентских выборов 2017 г. в этой стране был предопределен именно агитацией и пропагандой в социальных медиа [21, c. 36].

Таким образом, можно сделать ряд выводов, касающихся политической теории социальных медиа и теории элит. В условиях развития социальных медиа политическая элита утрачивает часть своих информационных привилегий, что объясняется действием по крайней мере двух причинноследственных механизмов. С одной стороны, социальные медиа лишают высшие правящие круги информационного превосходства в условиях острого политического кризиса, когда оппозиция начинает использовать их для организации и координации уличных протестов. Данное обстоятельство доказывается во многих политологических работах. События «арабской весны» показали, что социальные медиа оказались довольно эффективным коммуникационным средством, не уступающим традиционным, контролируемым элитой, дав ученым право говорить о таком феномене, как «twitter-революции». С другой стороны, социальные медиа способствуют интенсификации демократических практик, противоречащих в своей основе элитарным моделям управления обществом. Данной проблеме в настоящее время, на наш взгляд, уделено недостаточно научного внимания. На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что данный механизм достаточно сложен по своей природе. Социальные медиа создают дополнительные возможности:

  • 1)    для выражения политических мнений,

  • 2)    повышения уровня политической образованности и, как следствие,

  • 3)    политического участия, в результате чего в информационном пространстве появляются новые акторы, новые темы политических дискуссий, а также новые форматы артикуляции интересов и гражданской активности, которые все вместе угрожают информационным привилегиям политических элит.

Ссылки:

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

Список литературы Интенсификация демократических практик и информационные привилегии политических элит в условиях развития социальных медиа

  • Нефедов С.А., Куцаенко Е.И. Политическая элита и ее информационные привилегии // Современная наука и инновации. 2019. № 3 (27). С. 157-165
  • Velasquez A., Rojas H. Political Expression on Social Media: The Role of Communication Competence and Expected Outcomes // Social Media + Society. 2017. Vol. 3, no. 1. P. 1-13. DOI: 10.1177/2056305117696521
  • Barnidge M., Huber B., Zúñiga H.G. de, Liu J.H. Social Media as a Sphere for "Risky" Political Expression: A Twenty-Country Multi-Level Comparative Analysis // The International Journal of Press/Politics. 2018. Vol. 23, no. 2. P. 161-182. DOI: 10.1177/1940161218773838
  • Tromble R. Thanks for (Actually) Responding! How Citizen Demand Shapes Politicians' Interactive Practices on Twitter // New Media & Society. 2018. Vol. 20, no. P. 676-697. DOI: 10.1177/1461444816669158
  • Sorensen M.P. Political Conversations on Facebook - The Participation of Politicians and Citizens // Media, Culture & Society. 2016. Vol. 38, no. 5. P. 664-685. DOI: 10.1177/0163443715620924
Статья научная