Интерпретация категории «здоровье» в античной педагогике

Автор: Протопопов В.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-2 (10), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены модели интерпретации категории «здоровье» в трудах античных мыслителей. Так же выявлена специфика технологий здоровьесбережения в древнегреческой педагогике.

Здоровье, здоровьесбережение, античная педагогика, технологии сохранения и укрепления здоровья

Короткий адрес: https://sciup.org/140106774

IDR: 140106774

Текст научной статьи Интерпретация категории «здоровье» в античной педагогике

Проблема здоровья человека, его долголетия, качества и смысла жизни принадлежат к числу принципиально значимых, ввиду того, что с особенностями путей оздоровления, технологиями здоровьесбережения, соответствием     здоровьеохранного     пространства     современным социокультурным условиям связано выживание человека, сохранение его как вида.

Несмотря на кажущуюся однозначность термина «здоровье», при его рассмотрении в историко-логическом ракурсе в конкретных социокультурных условиях, можно выделить некоторые особенные тенденции трактовки феномена и пути сохранения и укрепления здоровья, укладывающиеся в некие магистральные подходы к здоровью, модели, формации, социокультурные традиции. Целью проведенного нами исследования выступает обоснование специфики социокультурных традиций здоровьесбережения. Критериями такой специфики выступили исторический период, ведущие философские и психологические идеи, дефиниция здоровья, адепты подхода и их труды, принципы оздоровления, здоровьесберегающие технологии.

Обратимся к этимологии слова «здоровье». По корню и значению оно праславянское. Праславянское sbdorvb, давшее современное слово «здоров», образовано из приставки Sb, имеющей такое же значение, как древнеиндийская su — «хороший», и основы dorvb — «дерево», «дуб». Предполагают, что первоначально прилагательное «здоровый» имело смысл: «из хорошего (крепкого) дерева», «крепкий, как дуб», «невредимый» [5].

Согласно словарю В.И. Даля «здоровье» или здравие это состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни [4]. С.И. Ожегов в словаре отмечает, что здоровье это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [9]. В Толковый словаре русского языка Д.Н. Ушакова здоровье определяется как «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма; внутренняя целостность, неповрежденность, отсутствие внутренней порчи, разложения» [1]. По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [14].

В древневосточной философии категория здоровья человека была одной из центральных. В некоторых китайских философских школах -конфуцианство, даосизм – здоровье рассматривалось с точки зрения равновесия противоположных начал. В рамках даосизма Лао-Цзы в трактате «Дао дэ цзин» пишет: «Нет беды тяжелей незнания удовлетворения» [6]. Несмотря на то, что сам термин «здоровье» Лао-Цзы не использует, тем не менее, он дает наставления по поводу образа жизни человека. Образ жизни здорового человека скромен, умерен и тогда лишен болезней.

Понимание здоровья связано с основными принципами фундаментальной теории Инь —Ян. Инь и Ян, согласно даосскому толкованию явлений природы, — это противоположности, борьбой и взаимопроникновением которых определяются все глобальные и локальные мировые процессы. В «Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует Инь, болеет Ян, когда преобладает Ян, начинает страдать Инь» [8].

Эти идеи созвучны положениям Конфуция о золотой середине, приоритет которой является залогом здоровья. Учение о середине является стимулом, обуславливающим быт народа, образ его жизни, государственный строй, нравственное и духовное состояние человека. То есть и здоровье отдельного человека, и здоровье общества в целом зависит от умения «найти золотую середину».

Обращаясь к древнеиндийской религиозно-философской мысли отметим, что в Бхагавад Гите культивируется такое состояние как «постоянная неуклонная устойчивость сердца при любых событиях, благоприятных и неблагоприятных» [8]. А Тартанг Тулку Ринпоче (Главный Лама Тибетского медитационного центра Нингмы) считал, что оздоровление человека состоит в противостоянии жизненным неудачам посредством уравновешенности и стойкости. Здоровье древнеиндийский философ рассматривал во внутриличностном аспекте, по его словам «окончательное решение приходит изнутри» [11].

Таким образом, мы приходим к выводу о схожести некоторых аспектов понимания феномена здоровье в древнекитайской и древнеиндийской традиции, а именно в их центрации на уравновешенности, соразмерности, сбалансированности. При чем, отмечается и путь оздоровления, он заключается во внутренней работе над собой, в выработке умения противостоять явлениям дисгармонии.

Схожие идеи о приоритете гармонии и уравновешенности различных сторон человеческой природы высказывали античные мыслители.

Алкмеон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил (isonomia ton dynameon), а именно: влажного и сухого, теплого и холодного, активного и неподвижного. Когда эти силы находятся в равновесии человек здоров, если наблюдается преобладание одной из них, наступает болезнь [2].

Цицерон так же разделял мысль о здоровье как о сбалансированном сочетании некоторых начал, он охарактеризовал здоровье как «правильное соотношение различных душевных состояний» [15].

Гиппократ так же в своем трактате «О здоровом образе жизни» отмечает «если бы человек был единое, он бы не болел» [3]. Только в качестве определяющих сил Гиппократ видит не теплое и холодное, как Алкмеон, а кровь, флегму, желтую и черную желчь, то есть сугубо физиологические характеристики.

Платон, в целом разделяющий мысль о значении уравновешенности и соразмерности всего в жизни человека, всё таки уходит от такой крайней позиции. В его диалогах «Филеб» и «Тимей» здоровье понимается как красота («прекрасное»), определяется соразмерностью, требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного [10]. То есть, Платон дополняет подход Гиппократа, обосновывая паритетное значение душевной организации человека. Платон сравнивает здоровье со справедливостью, точнее уравнивает значение этих понятий, при этом древнегреческий мыслитель указывает на степень их соучастия в понимании сущности того, что является благом. Здоровье, силу, здравые чувства Платон трактует как средства постижения правды.

Таким образом, позиции Цицерона и Гиппократа являются несколько однобокими, в то время как подход Платона уравновешивает эти крайние взгляды. Общими чертами в трактовке категории «здоровье» у этих античных философов является признание приоритет целостности и единства всех сил, заложенных в человеке.

Несколько иной подход культивируют стоики. По их мнению, здоровье – это жизнь в согласии с Природой. Ведущим принципом здоровьесбережения у стоиков стало утверждение «Живи сообразно с природой вещей». Зенон призывал к заботе о своей душе. В «Размышлениях» Марка Аврелия болезнь позиционируется как посланное судьбой испытание, при этом оно соответствует общему порядку вещей и не нарушает душевного равновесия и здоровья человека в общем [7].

Сократ, объясняя феномен «здоровье», обосновывает и вводит категорию «забота о себе». В «Апологии» Сократ отмечает «бог поручил ему напоминать людям, что они должны заботиться о себе — не о богатствах и почестях, но о своей душе» [2].

С Сократом солидаризируется Эпиктет, который полагал, что забота о себе станет залогом благополучия и здоровья человека [16].

Пифагор рассматривает здоровье как неприходящую и безусловную ценность, при этом подчеркивает, что болезни тела появляются от болезней души. Для здоровья, по мнению мыслителя, необходимо привести к гармонии и душу, и государство, и природу. Согласно пифагорейской концепции мудрый человек не относится пренебрежительно к здоровью, не считает тело самым главным объектом внимания, но управляет им ради пользы души [12].

Таким образом, в Древней Греции категория «здоровье» получает собственную характеристику и её смысл уточняется через участие других, близких по значению категорий. Она является концептуально обоснованной и возрастает до уровня философски значимого явления и оказывается включенной в структуру всего философского мышления. Античная философская мысль трактует здоровье как равновесие движущих сил человеческого естества. То есть античная трактовка здоровья имеет внутриличностные характеристики, базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих человеческого естества. Здоровая жизнь основывается на здравомыслии, а здравомыслие достигается в единстве с природой через заботу о себе. Таким образом, здоровье для древних греков это, прежде всего, гармония всех начал человеческого естества.

Забота о себе становится ведущим методологическим принципом здоровьесбережения древних греков. Постоянная забота о себе, умеренность, самосовершенствование обеспечат здоровье человека. В рамках методологии заботы о себе греки использовали широкий спектр технологий: катартика ( избавление от негативного, разрушающего гармонию состояния в процессе сильных душевных переживаний, вызванных восприятием образцов искусства), гимнастика и музыка (единство гимнастических упражнений и восприятия музыкальных образцов лечат душу и укрепляют тело, такую позицию высказал Платон в своем труде «Государство» и Аристотель в «Политике»), размышления (по мнению античных философов это истинно человеческий вид деятельности, позволяющий укрепить человеческое естество).

Статья научная