Интерпретация образов цинских судей в иллюстрированных ксилографах и на китайской народной картине (на англ. яз.)
Автор: Завидовская Екатерина Александровна, Виноградова Татьяна Игоревна, Маяцкий Дмитрий Иванович
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: История Восточной Азии
Статья в выпуске: 4 т.20, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу интерпретации и отображения событий судебных романов эпохи Цин «Дела, разобранные судьей Ши» (施公案Шигунъань, аноним, первое предисловие 1798) и «Дела, разобранные судьей Пэном» (彭公案Пэнгунъань, авт. Таньмэн Даожэнь貪夢道人, 1871), преобразованных в пьесы пекинской оперы в середине – конце XIX в., на книжной иллюстрации и народной картине 年畫няньхуа начала XX в. В качестве прототипов героев романов выступали реальные исторические персонажи: уездный судья Ши Шилунь (施世綸, ум.1722) и уездный глава Пэн Пэн (彭鹏, 1637–1704), жившие в период правления императора Канси (1654–1722). В статье использованы материалы из российских и зарубежных собраний, в частности, в Научной библиотеке СПбГУ было обнаружено издание романа «Дела, разобранные судьей Ши» (ВУ147) с портретом судьи Ши и хвалебной к нему надписью. Мы обнаружили, что многочисленные народные картины из собраний Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии РАН представляют собой батальные сцены, иллюстрирующие серию пьес «восемь больших арестов» 八大拿бадана, в которых главную роль играют вовсе не судьи, а их помощники – бравые удальцы. Эта серия пьес, созданная в первой половине XIX в., пользовалась большой популярностью в императорском дворце и у широкой публики именно благодаря эффектным батальным сценам. Отображение батальных сцен на народной картине зачастую придерживалось определенного канона, что видно на примере оформления сцен из пьесы «Храм восьми духов» (八蠟廟баламяо), и может быть объяснено желанием художников запечатлеть кульминационную и наиболее узнаваемую сцену пьесы. В статье отмечается разница в интерпретации образов судей в книжных иллюстрациях и на народной картине, выдвигается тезис о том, что народные художники сами смотрели эти пьесы и создавали сюжеты народных картин на основе личных впечатлений.
Судебный роман, книжная иллюстрация, пьеса, народная картина, российские коллекции, батальные сцены
Короткий адрес: https://sciup.org/147220276
IDR: 147220276 | DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-4-53-67