Инвестиции поданы

Автор: Караваев Валерий

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Макроэкономика

Статья в выпуске: 3 (59), 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142168488

IDR: 142168488

Текст статьи Инвестиции поданы

Валерий Караваев, доктор экономических наук, профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН

Объем поступивших в российскую экономику прямых иностранных инвестиций

(ПИИ), по официальным данным, достиг в 2006 году исторического максимума — $31 млрд. Это подлинный рывок в привлечении ПИИ в экономику страны. По сравнению с 2005 годом произошел рост примерно в 2,4 раза, объем ПИИ за один 2006 год оказался больше, чем за три предшествующих года, вместе взятых.

Эти данные несколько отличаются от предварительных оценок UNCTAD (Конференция по торговле и развитию ООН), согласно кото рым приток ПИИ в Россию в 2006 году достиг $28,4 млрд. и вырос за год на 94,6%, то есть практически вдвое. По годовому притоку ПИИ Российская Федерация, согласно предварительным оценкам UNCTAD, уступала лишь ведущим странам Запада — США, Великобритании, Франции, Италии, а также Китаю, Гонконгу и Сингапуру. Однако по темпам прироста ПИИ Россия опередила все эти страны, уступив, правда, Таиланду, Польше и Казахстану. По этому показателю впереди нас были толь-

ПРЯМЫЕ ИН ВЕСТИ ЦИИ / №03 (59) 2007

ко США и Франция. Прямым следствием столь высокой динамики стало укрепление позиций России на мировом рынке ПИИ, конъюнктура которого была повышательной. В самом деле: общемировой приток ПИИ в 2006 году вырос на 34,3% после роста на 29% в 2004 году и достиг $1,23 трлн., заметно приблизившись к историческому максимуму 2000 года — 0 $1,4 трлн. Положительная динамика притока ПИИ в мире возобновилась в последние три года после двукратного падения их объема в 2001-2003 годах.

Доля нашей страны в общемировом притоке ПИИ в 2006 году достигла 2,3% против 0,2% в 2000 году. В то же время Россия по-прежнему заметно уступает Китаю и некоторым ведущим странам Запада как по годовым притокам, так и — особенно — по накопленным объемам ПИИ.

Укрепление позиций России на мировом рынке ПИИ прежде всего связано с положительной динамикой ее социально-экономического развития. Инвестиции в основной капитал в целом увеличились на 13,5%, и это сопровождалось снижением годовых темпов инфляции до 9%. Позитивные сдвиги наблюдаются и во внешнеэкономической сфере. Благодаря устойчивому положительному сальдо торгового баланса страны наши золотовалютные резервы считаются одними из крупнейших в мире. Повышается валютный курс рубля, ставшего полностью обратимым. Погашается суверенный долг страны. Разумеется, во многом это связано с сохраняющейся благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке первичных энергоносителей — главных экспортных товаров страны. Но действуют и другие факторы, например динамичный рост внутреннего спроса в стране в связи с увеличением доходов населения.

В конце 2005 года эксперты международной консалтинговой компании AT Kearney отмечали, что Россия вошла в шестерку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. В аналогичном исследовании, опубликованном в марте 2005 года, она занимала 11-е место, а в 2000 году — 32-е. Статистический анализ и оценка инвестиционной конкурентоспособности России на базе многофакторной корреляционной модели, разработанной в ИМЭМО РАН, показали, что страна поднялась с 12-го места в 2000 году на 8-е в 2005 году среди ведущих экономических держав мира. Встречаются, разумеется, и другие, гораздо менее благоприятные оценки предпринимательского и инвестиционного климата в России, но в целом имидж страны как реципиента ПИИ в международном бизнес-сообществе складывается весьма положительный.

Крупномасштабный приток ПИИ в 2006 году не мог не привести к структурным изменениям. Возросла доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций: в первом полугодии 2006 года (в этот период поступила меньшая часть всего годового притока) она составила 27,5% против 24,4% в 2005 году. На конец июня 2006 года этот показатель составил 48,1%. Подобный структурный сдвиг соответствует интересам экономики страны. Именно ПИИ показали наибольшую устойчивость в периоды финансовых кризисов, что вполне объяснимо. В самом деле, продать крупные пакеты акций, а тем более материальные активы с целью репатриации капитала, зарубежным инвесторам намного сложнее, чем «сбросить» мелкие пакеты или «заморозить» кредитные линии. Так было и у нас после августа 1998 года, и много раз случалось в других странах. Что касается отраслевого и секторального распределения ПИИ, то в первом полугодии прошлого года они больше чем наполовину (51,2%) были направлены в отрасли по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, в основном в нефтяную и газовую промышленность. Это значительно меньше, чем в 1990-е годы, когда их доля превышала 70%!, но больше, чем годом ранее. Объяснение может заключаться в том, что, наконец, сдвинулись с места сахалинские проекты.

Несколько сдали позиции обрабатывающие производства (17,5%), среди которых выделяется повышением своей доли в притоке ПИИ химическая промышленность — с 1,8 до 2,3%. Нельзя не отметить того, что ведущие зарубежные фирмы стали наращивать у нас в стране автосборочное производство, причем не только отверточную сборку. В то же время такая отрасль, как металлургия, теряет позиции в качестве крупного реципиента ПИИ.

На третье место среди отраслей-реципиентов ПИИ в первой половине прошлого года уверенно вышел финансовый сектор (10,3%), более чем удвоивший свою долю. Повысилась доля поступлений ПИИ в операции с недвижимым имуществом, достигнув 8,5%. Зато несколько сдала свои позиции оптовая и розничная торговля, получившая лишь 4,4% притока ПИИ, что намного меньше, чем в предыдущие годы. По-види-мому, это связано с постепенным насыщением внутреннего потребительского рынка, где уже развернуты достаточно мощные зарубежные торгово-сбытовые сети.

Однако в целом позиции торгово-финансового блока отраслей продолжают укрепляться на фоне стагнации или крайне слабого роста традиционных отраслей материального производства — транспорта и связи (2,6%), строительства (1,4%).

Отмеченные тенденции проявляются и в распределении ПИИ по секторам экономики. Поступления в первичный сектор (сельское, лесное, рыбное хозяйство и добывающие отрасли) достигли 54,1%. Несколько снизи лась доля вторичного сектора (обрабатывающая промышленность) — 17,5%. Заметно выросла доля третичного сектора (сфера услуг в широком смысле) — до 28,4%. Последний из отмеченных сдвигов вполне заслуживает положительной оценки. С одной стороны, это свидетельствует об укреплении рыночных отношений и обслуживающей их инфраструктуры. С другой стороны—способствует закреплению в условиях России общемировой тенденции сервисизации.

Важнейший структурный показатель—доля ПИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал в стране. В первом полугодии прошлого года этот показатель составил 6,5% против 4,8% в 2005 году, то есть заметно вырос, но все же остался значительно ниже среднемирового. Такая же картина наблюдается и по другому важному удельному показателю — доле накопленных ПИИ в ВВП.

Поэтому, положительно оценивая масштабный приток ПИИ в экономику России в 2006 году, нельзя не отметить значительные неиспользованные резервы. В области привлечения ПИИ есть и негативные моменты, сдерживающие, а иногда и отталкивающие потенциальных зарубежных инвесторов, в том числе стратегических. Это прежде всего касается нефтегазового сектора, где наблюдаются тенденции к национализации, ограничению и даже вытеснению иностранных инвесторов, что проявилось в случае с «ЮКОСом», а также по проекту «Сахалин-2» и др. Но проблемы есть и в других секторах. По-прежнему несовершенной, сложной и противоречивой остается законодательно-нормативная база регулирования иностранных инвестиций. Законодатели стремятся скорее запретить и не пустить, чем стимулировать приток в страну ПИИ.

Между тем иностранные инвестиции, как правило, сопровождаются поступлением современных технологий и оборудования, если и не самых новых, то, по крайней мере, отсутствующих в стране. В качестве примера можно привести создание в Пермском крае СП по производству титановых деталей для одной из моделей самолетов «Боинг» при участии этой корпорации, а также строительство во Владимирской области завода по производству кровельных и теплоизоляционных материалов по технологии датской компании Icopal — европейского лидера в этой отрасли.

Не менее важно и то, что с привлечением ПИИ открывается доступ к современным западным методам менеджмента, маркетинга, логистики, IT-технологиям, крайне необходимым в условиях становления зрелых рыночных отношений в такой большой и сложной стране, как Россия. Поэтому достижения 2006 года в области привлечения ПИИ в экономику надо не только закреплять, но и наращивать. W

Статья