Инвестиции в социальную инфраструктуру и ответственность бизнеса

Автор: Горшков В.Г., Яшкин В.А.

Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael

Рубрика: Экономическая теория

Статья в выпуске: 1 (14), 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос инвестиционной привлекательности социальной инфраструктуры региона. Определены методы воздействия муниципальной власти на предпринимательскую сферу.

Короткий адрес: https://sciup.org/142178402

IDR: 142178402

Текст научной статьи Инвестиции в социальную инфраструктуру и ответственность бизнеса

Социальная ответственность – один из наиболее популярных терминов в современном биз-нес-лексиконе. Сам термин ответственность предполагает важность этой проблемы. Но ответственность – это и права, и возможности, и четкое распределение того, кто, перед кем и за что отвечает.

Большинство руководителей предприятий, бизнес-структур считают, что вести социально ответственный бизнес означает попросту делать свое дело, платить налоги, предоставлять своим сотрудникам социальный пакет (к примеру, «Бийский олеумный завод» для закрепления молодых специалистов оплачивает проценты за ипотечные кредиты на покупку жилья), выпускать качественную продукцию и, в лучшем случае, заниматься благотворительностью, как правило, адресной, публичной, «работающей» на имидж формы. Это приветствуется и властями, и обществом.

Принято различать два вида социальной ответственности: внутреннюю и внешнюю. О внутренней, т.е. внутрикорпоративной, мы уже упомянули; внешняя включает участие бизнеса в создании социальной инфраструктуры района, города или региона, где он территориально расположен.

Российский союз промышленников отмечает, что бизнес, понимая свою социальную ответственность перед обществом, вкладывает в различные программы значительные средства. По официальной статистике Союза, эта сумма в 2007 г. составила более 79 млрд руб.[1]

Сегодня с помощью бизнеса успешно решаются многие задачи местных властей: выделяются деньги на благоустройство и озеленение, приобретается инвентарь для детско-юношеских спортивных школ, строятся храмы, проводятся праздники, оказывается помощь больным детям и др. Обозначим возникающие при этом проблемы.

  • 1.    Зачастую бизнес-структуры тратят деньги, не имея определенной системы и направленности.

  • 2.    Особое место в рассматриваемом нами перечне занимает проблема так называемой непрофильной деятельности компаний, относящихся к социальной сфере: клубов, детских оздоровительных баз и т.д.

Для разработки единой социальной программы компании (фирмы) должны четко осознавать, зачем они это делают, а также контролировать выделяемые средства; социальная ответственность бизнеса должна осуществляться в тесной взаимосвязи с властью, для которой решение социальных вопросов – должностная обязанность. Общественные институты территории должны быть связующим звеном между властью и бизнесом в реализации социальных программ.

Эти социальные объекты согласно указу Президента РФ в процессе приватизации в начале 90-х гг. передавались в муниципальную собственность. Но по различным причинам не были переданы, а стали собственностью бизнеса. Хорошо это или плохо – трудно однозначно ответить. Рассмотрим, например, детские учреждения Барнаула. Если бы в свое время предприятиям, соглашающимся оставить их на своем балансе, помогли налоговыми льготами по отчислениям в местный бюджет, не было бы сегодня такого дефицита детских учреждений в Барнауле (очередь в ясли-сады насчитывает 6 тыс. детей).

Налоговые льготы нужны для компенсации разницы фактической себестоимости содержания ребенка в яслях и установленной социальной оплаты этого содержания. Если городу нужно сохранить профиль социального объекта, он должен договариваться с бизнесом, находить компромиссы по затратам. Себе в убыток бизнес работать не будет. И это нужно не только власти по ее назначению, но обществу в целом. Ведь если «Дворец котельщиков» выставляется на торги из-за его убыточности, собственников «Сибэнергомаша», по большому счету, не волнует, как именно он будет использован покупателем. Но можно сказать наверняка, что не для занятости детей Барнаула, поскольку прибыли по этому направлению не заработать.

Приведем еще пример: ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод» имеет популярный у барнаульцев летний детский оздоровительный лагерь. Этот социальный объект приносит акционерному обществу ежегодный убыток более 2 млн руб. (причины те же, что и в предыдущем примере). В широком смысле, здесь возникает система отно- шений, своего рода рынок, на котором сталкиваются субъекты с неравной переговорной силой (бизнес и власть). Увеличение вложений бизнеса в социально-экономические мероприятия может дать импульс их экономическому развитию только в рамках определенной структуры отношений бизнес-админист-ративной системы. В связи с этим предлагается принять следующие меры.

  • 1.    Необходимо разработать «правила игры», иначе иерархия отношений между властью и бизнесом проявится в неравноправии участников «торгов».

  • 2.    Для «социально обремененного» бизнеса должны предусматриваться налоговые льготы или другие преференции.

  • 3.    Социальная отчетность.

Например, в Кемеровской области используются следующие меры муниципальной власти с целью привлечения ресурсов бизнеса(см. табл.) [2].

Методы воздействия муниципальной власти на предпринимателей с целью привлечения ресурсов бизнеса для решения городских проблем

Методы воздействия

Доля, %

Материальные (муниципальный заказ, налоговые льготы и др.) Убеждение:

27,5

авторитет руководителя города

20,8

моральное поощрение предпринимателей

21,3

дифференцированное отношение к предпринимателям

17,4

неформальные угрозы применения санкций

15

прочее

Существует распространенное мнение, что в западных моделях экономики социальное участие бизнеса происходит только в форме благотворительности или меценатства и о каких-то обязательствах бизнеса в этих вопросах речь не идет. В истории благотворительности известен такой факт: Д. Рокфеллер, всемирно известный финансист, за свою жизнь потратил на благотворительность 500 млн долл., что составило около половины его состояния. Многие публикации на эту тему свидетельствуют о том, что, например, инвестиционные фонды Великобритании выбирают поле для вложений только с учетом социальной составляющей, а компании США, Канады и стран Евросоюза заполняют в обязательном порядке стандартные социальные отчеты – документы, содержащие данные о вы- полнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики. Существует специальная конвенция ООН, призывающая бизнес участвовать в формировании новых отношений с обществом, поэтому большинство отраслей производства используют 28 Международных стандартов социального партнерства, разработанных ООН. Эта социальная хартия не ратифицирована Россией, но частные компании в нашей стране уже занимаются разработкой своих принципов социального партнерства.

В Алтайском крае предприятий, предоставляющих социальную отчетность, практически нет. Выпуск отчета поможет заинтересованным сторонам оценить вклад компаний в социальную сферу. Кроме того, систематизация этой информации позволяла бы контролировать

Инвестиции в социальную инфраструктуру и ответственность бизнеса средства, собранные с представителей бизнеса, и направлять сформированные фонды на реализацию социальных программ региона.

В целом бизнес-социальные проблемы территорий сводятся к системе взаимоотношений между бизнесом и властью на основе договоров о социально-экономическом сотрудничестве.

Со стороны бизнеса это взаимодействие принимает форму периодических выплат на со- циально-экономические нужды города некоторых сумм, что в последующем предполагает получение определенного вида льгот и преференций. Прямой характер участия бизнеса в улучшении экономических показателей развития территории дает основание рассматривать его вклад не как издержки, а как социальные инвестиции, приносящие не меньшие дивиденды, чем вложение в физический капитал.

Статья научная