Инвестиционный шок - 2020. Будущее энергетического сектора в период "Великого карантина"

Автор: Соболев Роман Константинович, Новодацкий Сергей Сергеевич

Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu

Рубрика: Творчество молодых ученых

Статья в выпуске: 4 (124), 2020 года.

Бесплатный доступ

Всего через несколько лет после крупных инвестиционных сокращений в 2015 и 2016 годах энергетический сектор столкнулся с еще более серьезными проблемами. В начале 2020 года многие компании и инвесторы были оптимистичны в отношении того, что данный год приведет к росту капитальных затрат в энергетическом секторе. Однако, рынки, компании и целые страны были потрясены последствиями мирового кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и эти последствия также были хорошо ощутимы в разрезе глобальной цепочки поставок ископаемого топлива. Особенно сильно пострадал нефтяной рынок, где промышленность была вынуждена реагировать на резкое сокращение спроса на нефть и падение цен на нее.

Еще

Энергетический рынок, инвестиции, возобновляемая энергетика, мировой кризис

Короткий адрес: https://sciup.org/148319136

IDR: 148319136

Текст научной статьи Инвестиционный шок - 2020. Будущее энергетического сектора в период "Великого карантина"

Темпы и масштабы падения инвестиционной активности в топливно-энергетическом комплексе в первой половине 2020 года поистине беспрецедентны: многие компании сократили объем своих расходов, проектные работы затруднены, запланированные инвестиции были отложены, произошло нарушение цепочки поставок в ряде отраслей.

Инвестиционная активность в период кризиса: основные тенденции

По оценкам Международного энергетического агентства, данным в конце 2019 года, по итогам 2020 года мировые капитальные затраты в области энергетики должны были увеличиться на 2%. Дан-

ГРНТИ 06.51.87

Соболев Р.К., Новодацкий С.С., 2020

Роман Константинович Соболев – аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Сергей Сергеевич Новодацкий – аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 09.06.2020.

ный рост инвестиционной деятельности был бы самым крупным в энергетическом секторе с 2014 года. Однако, распространение пандемии COVID-19, очевидно, привело к полному провалу данных прогнозов, и теперь в 2020 году мы должны увидеть, скорее всего, самое большое падение инвестиционной активности в энергетическом секторе, как минимум, за последние 50 лет. По оценкам ряда экспертов, по итогам 2020 года падение инвестиций в энергетическом секторе составит около 20% (рис. 1) или $ 400 млрд от капитальных затрат по итогам предыдущего года (рис. 2).

2017       2018       2019      2020

  • ■    Конечное использование и энергоэффективность

  • ■    Энергетический сектор

  • ■    Подача топлива

    Рис. 1. Общий объем инвестиций в мировую энергетику в 2017-2020 гг., млрд $ (источник: Международное энергетическое агентство)

    ■ Нефтегазовый сектор ■ Энергетический сектор


    Рис. 2. Глобальные инвестиции в области энергоснабжения в период 2010-2020 гг., млрд $ (источник: Международное энергетическое агентство)

Практически вся инвестиционная деятельность столкнулась с рядом проблем данного мирового кризиса, в частности, наблюдается ограничение в передвижении людей, товара, транспорта и в работе оборудования. Потребители энергии в условиях изоляции не могут воспользоваться преимуществами более низких цен. Однако, с наиболее значительными проблемами в рамках инвестиционных расходов столкнулась нефтяная отрасль. Данная проблема, в первую очередь, связана со снижением доходов из-за падения спроса на энергоносители (топливо) и цен на них, а также с ростом степени неопределенности в рамках развития данного сектора энергетики. После выхода России из сделки ОПЕК+ и сокращения спроса на нефтяное топливо, мир увидел новые последствия кризиса.

Драматические масштабы снижения потребления нефти во втором квартале 2020 года значительно превысили краткосрочные возможности отрасли по адаптации к изменяющейся структуре рынка. Кризис вынудил некоторые существующие нефтедобывающие производства остановиться, в силу то- го что цены на «черное золото» не поддерживают процесс продолжения дальнейших работ. Быстрое наращивание запасов сырья во всем мире и сокращение спроса привели к сенсационному падению цен на нефть марки WTI до отрицательных значений.

Цены на природный газ и структура его потребления также были подвержены влиянию мировой «самоизоляции», хотя и не в такой степени, как в нефтяном секторе. Избыточное предложение природного газа на рынке, так же, как и на рынке сырой нефти, демонстрирует признаки напряженности, в связи с рекордным объемом запасов природного газа. Нефть и электричество, на долю которых приходилось порядка 88% мировых потребительских расходов в области энергетики по итогам 2019 года, в 2020 году ожидают существенные сокращения: $1 трлн в нефтяном секторе и $180 млрд в электроэнергетическом. Заметим, что не все эти спады ощущаются непосредственно на уровне энергетической отрасли. Связанные с экспортом энергоресурсов страны, в частности нефти и газа, ощутили всю серьезность удара по своей экономике, как на уровне государственных энергетических предприятий, так и на уровне государственного бюджета.

Инвестиции в топливное снабжение в течение последних десяти лет были подвержены заметным колебаниям, при этом типичное циклическое колебание, которое характерно для всех сырьевых секторов экономики, было связано с растущим структурным давлением в связи с программой по сокращению выброса вредных веществ в окружающую среду и переходом к новым, более «чистым», технологиям энергогенерации. Инвестиции в сектор электрогенерации были более стабильными, чему способствовало увеличение спроса на электроэнергию, который в общей структуре опережал спрос на все виды энергоресурсов. Уже на протяжении последних 5 лет инвестиции в электроэнергетике опережают объем инвестирования в нефтегазовом секторе.

Сокращение инвестиций в топливном снабжении в 2020 году касается всех видов энергоресурсов, однако, наиболее резкие сокращения случились именно в нефтегазовом секторе, среди компаний, занимающихся сланцевой добычей. Средства, которые имелись в распоряжении некоторых национальных нефтяных компаний, уже иссякли. Естественное снижение объема добычи в нефтегазовом секторе обеспечивает хеджирование от инвестиций, однако, если смотреть дальше по цепочке создания стоимости, такая форма защиты от падающего спроса, который ниже запланированного объема, ни в коем случае не компенсирует все проблемы, в частности, оказанного давления на маржинальную прибыль.

Трансформация и перераспределение

В энергетическом секторе способность многих крупных игроков рынка инвестировать в создание новых мощностей также была ослаблена в связи с кризисом. Эта проблема особенно четко прослеживается на примере государственных предприятий стран с развивающейся экономикой, которые уже находятся в состоянии финансовой нестабильности. Предприятия, которые ориентированы на развитие возобновляемых источников энергии, в странах с развитой экономикой имеют более выгодное положение, однако они также подвержены рискам, в связи с изменение спроса и ценовых скачков на сырьевом рынке.

COVID-19 вызвал значительное падение спроса и рост неопределенности относительно даты окончания пандемии. При нынешних условиях и наличии избыточных мощностей во многих секторах экономики, в частности – в энергетическом секторе, естественно сокращение объема новых инвестиций. Однако, сегодняшний спад инвестиционной активности может оказаться не пропорциональным падению спроса на энергоресурсы и срыву сроков по вводу новых мощностей. Это означает, что существует вероятность, при которой сегодняшнее сокращение объема инвестиций в будущем периоде времени приведет к дисбалансу на рынке, а это – в свою очередь – может привести к скачкообразному изменению цен на энергоресурсы и волатильности национальных валют.

Помимо этого, еще в докризисное время инвестиционный поток был во многом не согласован с будущими потребностями рынка. Рыночная трансформация и политические программы в ряде стран, в частности и в России, не привели к крупномасштабному перераспределению капитала в поддержку развития возобновляемой энергетики. Во многих странах с развивающейся экономикой, где не обеспечен доступ к современным источникам энергии, наблюдается значительный дефицит инвестиций, особенно в энергетическом секторе. Текущий объем инвестирования в проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), как ожидается, также сократится в течение данного года, однако это падение будет намного меньше, чем в проектах, связанными с традиционными ископаемыми источниками энергии (рис. 3). Ожидается, что объем прироста новых мо щностей на базе ВИЭ в 2020 году будет ниже показателей предыдущего года в связи с переносом сроков реализации многих инвестиционных проектов на 2021 год.

Рис. 3. Инвести ц ии в энерге т ику по сект о рам, 2018-2 0 20 гг., млрд $

(источник: Международное энергетичес к ое агентств о , https://www.iea.org/data-and-statistics/ charts / energy-inves t ment-by-sec t or-2018-202 -2)

Заключение

Сегодняшний кризис в какой-то с т епени явля е тся возможностью из м енения ку р са национ а льной политики мно г их стран, однако он т акже може т и усугуб и ть уже су щ ествующе е положение вещей и негативно повлиять на процесс ф о рмирован и я устойчи в ого эконо м ического р азвития. Д а льнейшее развитие мировой экономики буд е т зависеть от следующих ключе в ых переме н ных: про д олжительность кризи с а, характер восстанов и тельных р а бот (страт е гия выход а из кризис а ), характер и стика политических м ер по урегулировани ю кризисно й ситуации.

В проце с се развития посткриз и сной энер г етики оче в идным ста н овится во п рос инвес т иционных тенденций, стратегии будущего ра з вития и ск л онности к формирова н ию новых кризисов. П о нашему мнению, основным индикатором посткризисн о го энергет и ческого р а звития вы с тупит количество новых «финансовых мощностей» в с е кторе возо б новляемой энергии. Несмотря на то, что, по прогнозам э к спертов, о б ъем инвестиций в «ч и стую энер г ию» по итогам 2020 г о да должен сократиться, на фоне г л обального сокращения их доля в о бщей стру к туре долж н а увеличи т ься.

Список литературы Инвестиционный шок - 2020. Будущее энергетического сектора в период "Великого карантина"

  • Arboleya L. The Covid-19 crisis is undermining efforts to invest in a secure and sustainable electricity sector. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org/articles/the-covid-19-crisis-is-undermining-efforts-to-invest-in-a-secure-and-sustainable-electricity-sector (дата обращения 29.05.2020).
  • Global Energy Review 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/global-energy-review-2020 (дата обращения 14.05.2020)
  • Global Renewables Outlook: Energy transformation 2050. IRENA, 2020. 212 p.
  • Международное агентство возобновляемой энергетики (IRENA). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.irena.org (дата обращения 07.06.2020).
  • Официальный сайт Международного энергетического агентства (МЭА). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org (дата обращения 07.06.2020).
Статья научная