Иоанн Зонара как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на воскресный канон октоиха первого гласа прп. Иоанна Дамаскина
Автор: Антишкин Андрей Викторович
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 2 (91), 2020 года.
Бесплатный доступ
В данной работе предпринята попытка рассмотреть некоторые стилистические и языковые особенности комментария Иоанна Зонары (XII в.) на воскресный канон Октоиха первого гласа прп. Иоанна Дамаскина. XII в. считается одним из самых интересных времен в истории византийской литературы: в этот период появляется большое количество текстов самой различной направленности. Особенно это касается жанра гимнографии, которая именно в эту эпоху начинает интенсивно развиваться. Прежде всего ее развитие связано с такими авторами, как поэт Феодор Продром, митр. Григорий Коринфский, свт. Евстафий Фессалоникийский, прп. Неофит Кипрский. Они вошли в историю византийской литературы как составители комментариев на праздники богослужебного круга. Однако известен еще один автор XII в., который также был комментатором богослужебных текстов, однако его литературная деятельность осталась вне поля зрения исследователей, - это Иоанн Зонара. В историю византийской литературы он вошел как плодовитый толкователь канонов Православной Церкви, хронист, богослов. Но наиболее выдающейся стороной его творчества является комментирование богослужебных текстов. Итоги предварительного текстологического анализа, необходимые для осуществления качественного перевода комментариев Иоанна Зонары на богослужебные тексты, и представляет собой настоящая статья.
Прп. иоанн дамаскин, иоанн зонара, комментарий на воскресный канон октоиха первого гласа, комментирование богослужебных текстов
Короткий адрес: https://sciup.org/140249009
IDR: 140249009 | DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10027
Список литературы Иоанн Зонара как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на воскресный канон октоиха первого гласа прп. Иоанна Дамаскина
- Joannis Zonarae - Joannis Zonarae. Expositio canonum Anastasimorum Damasceni // PG 135. Col. 421-428.
- Mai (1841) - Mai A. Spicilegium Romanum. Romae, 1841. T. 5. P. 384-389.
- S. Basilii Magni De Hominis Structura oratio I - S. Basilii Magni De Hominis Structura oratio I // PG 30. Col. 9-37.
- S. Gregorii Theologi Oratio XLI - S. Gregorii Theologi Oratio XLI: in Pentecosten // PG 36. Col. 428-452.
- S. Gregorii Theologi Oratio XXXI - S. Gregorii Theologi Oratio XXXI: Theologica // PG 36. Col. 135-172.
- Μονιοῦ (2006) - Μονιοῦ Ν.᾿Ι. Κριτικὴ ἔκδοσις τῆς ἑρμηνείας τοῦ ᾿Ιωάννου Ζωναρᾶ σὲ ἀναστάσιμο κανόνα τοῦ ᾿Ιωάννου Δαμασκηνοῦ. Ἀθήνα: Διπλωματικὴ ἐργασία. 119 p.
- Νικόδήμος Αγιορείτης (1836) - Νικόδήμος Αγιορείτης. Ἐορτοδρόμιον ἤτοι ἑρμηνεία εἰς τοῦς ἀσματικοῦς κανόνας τῶν Δεσποτικῶν καὶ Θεομητορικῶν ἑορτῶν. Ἐν Βενετίᾳ: Ἐκ τῆς τυπογραφίας Νικολάου Γλυκύ. 750 p.
- Василик (2006) - Василик В. В. Происхождение канона (богословие, история, поэтика). СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. 306 с.
- Желтов (2017) - Желтов М., свящ. Канон // Православная Энциклопедия. Т. 30. С. 204-212.
- Скабалланович. (1910) - Скабалланович М. Типикон. Киев: Тип. АО печатного и издат. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1910. Вып. 1. 494 с.