Ирисы: художественная проекция и эстетическое переживание
Автор: Давыдов А.В.
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Статья в выпуске: 3 (32) т.10, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье содержится описание символики ирисов в истории мировой художественной культуры. Показываются различные культурные контексты и эстетические проекции бытования ирисов в искусстве. Отмечается, что цветок служит не только объектом художественного творчества, но и неким нарративом, фиксирующим значимые эстетические и мифо-символические послания и смыслы, побуждающие открывать новую культурную реальность.
Ирис, цветок, садовая культура, радуга, предание, легенда, обычай, ритуал, символ, цвет
Короткий адрес: https://sciup.org/142225752
IDR: 142225752
Текст научной статьи Ирисы: художественная проекция и эстетическое переживание
Обращение к ирисам как художественному образу и источнику творческого вдохновение было продиктовано тем, что в современной культуре эстетические объекты всё сильнее включаются в обширные коммуникативные связи и проецируют важные послания и смыслы. В условиях быстро меняющейся культурной реальности художественные нарративы часто становятся социальнозначимыми константами, помогающими преодолевать тяжесть и боль утраты и генерирующие опыт нового эстетического переживания [3-5].
Согласно преданию, первый цветок ириса расцвел в юго-восточной Азии еще до появления первых людей. Потрясённые его красотой и изяществом звери, птицы, ветры и воды разнесли его семена по всему свету. На древнегреческом языке слово «Ирис» означает «радуга», что, конечно связано с необычайным разнообразием оттенков цветов ириса. Если верить древнегреческой легенде, когда Прометей нёс огонь людям, вспыхнула яркая семицветная радуга.
Разноцветное сияние не гасло до рассвета, а утром на этом месте выросли яркие цветы. Великий врач Гиппократ открыл целебные свойства ириса и назвал его в честь Ириды – богини радуги. Также ирис считается женским цветком, так как Ирида нередко приходила за душами умиравших женщин.
По другой легенде ирис вырос из слёз жены, ожидавшей возвращения моряка из долгого плавания. Поэтому ирисы называют морскими маяками, издалека указывающими путь кораблям.

Рис. 1. Давыдов А.В. "Ирисы" 2018 г. холст, масло 80х100
В древнем искусстве ирис изображён на гравюрах, фресках, высечен в камне и т. д. На найденной фреске, украшающей стены Кносского дворца на Крите, изображён жрец, который окружён цветущими ирисами. Этой фреске уже четыре тысячелетия. Восточные и римские галереи и балюстрады также украшены вырезанными на камне цветками ириса. В большой цене были «радужные» цветы в Аравии, Ассирии и Вавилоне. В Древнем Египте ирисы – это символ красноречия, их использовали для окраски тканей, сохранения мумий и в качестве лекарственного средства. В Аравии эти цветы, наоборот, символ печали и молчания: цветы ириса сажали, как правило, на могилах. Арабы распространили ирис по всей Северной Африке, затем цветок появился в Испании, а затем - в Мексике и Северной Америке [8].
В Европе ирисы появились примерно в IV веке новой эры. В Древнем Риме часто образовывали вокруг городов и поселков огромные живые ковры из этих цветов. Один из городов был даже назван Флоренция, то есть «Цветущая», именно потому, что в его окрестностях росли роскошные ирисы. До сих пор Флоренция использует изображение ириса на своем гербе [10].
Существует также легенда о том, что великий король франков Хлодвиг Меровинг, будучи ещё язычником, попал со своим войском в западню между войском готов и рекой Рейном. Обратив внимание на заросли болотного жёлтого ириса, растиравшиеся почти до противоположного берега, Хлодвиг сделал вывод, что ирис растёт только на мелководье, повёл своё войско вброд и одержал победу. Золотой ирис стал новой эмблемой королевства. В 496 году Меровинг со всеми своими подданными принял крещение в Реймсе. После слияния галльских земель ирис стал служить символом нового объединённого государства, а три золотых его лепестка – олицетворением святой Троицы.
Уже позже Людовик VII принимает знак Хлодвига Меровинга на свой герб. Так «цветок Людовика» (fleur de Louis) превратился в «fleur de lis», что означает «цветок лилии» Во Франции вплоть до XII столетия геральдика королей носила образ ириса, а изображение ириса на оружии, монетах и печатях олицетворяло королевскую власть. В Германии из-за остроконечных листьев ириса цветок стали называть «меч-лилия» [1].
Особое место занимает ирис в истории и культуре Японии. Согласно древней легенде, это растение попало в сады японских императоров благодаря их способности окрашивать волосы. Одна девушка родилась светловолосой. А так как это в древней Японии воспринималось не только уродливым, но и считалось проклятием богов, то с бедняжкой с детства никто не дружил и не разговаривал. Как-то на отдаленном лугу девушка залюбовалась необычным цветком ириса. Она принесла растение домой, приготовила из него настой и вымыла этим отваром голову. И тут ее волосы приобрели удивительно красивый медный оттенок с золотистым отливом. Увидев такой необычный цвет, люди решили, что ее голову на закате позолотило солнце, прогнав проклятие богов. С тех самых пор рыжий цвет волос популярен в Японии, а ирис, как посланник богов, стал неотъемлемой составляющей императорских садов [8].
С ирисом связано много обычаев и ритуалов. В средневековье официальным лицам полагалось носить парики из листьев ириса. Измельченные листья ириса превращали сакэ в ритуальный напиток. Ирисы использовали в качестве лекарства и украшения. Японцы уверены, что ожерелье с листьями ириса предотвращает простуду и очищает от грехов. До сих пор цветами ирисов украшают прически, наряды, предметы обихода, интерьеры. Листья ириса 17
используют в пищу: заворачивают в них рис и рыбу. Благодаря аромату, эти растения используют в парфюмерной промышленности, в виноделии и для изготовления кондитерских изделий. Корневища некоторых сортов ириса также имеют приятный и необычный запах и применяются для дубления кожи. Листья ириса служат сырьем для изготовления веревок и циновок, без которых жизнь японцев немыслима. А японские дети до сих пор используют связки ирисов в качестве хлыста и соревнуются, кто сможет ударить ими громче [10].
Посвящен этому древнему растению и специальный Праздник ирисов (Сёбу-но сэкку), который отмечается 5 мая. Ещё в первых веках нашей эры этот праздник обозначал начало полевых работ и был связан с защитным аграрным культом. Еще одно название этого дня – Праздник мальчиков (Танго-но сэкку), так как мечевидные, тонкие и плоские листья ириса напоминают лезвие холодного оружия. Поэтому ирис в Японии олицетворяет дух самураев и символизирует успех и здоровье, а амулеты из ириса предохраняют мальчиков – будущих воинов – от болезней и наделяют их отвагой. Во время этого праздника цветами ирисов, а также ритуальными фигурками и оружием, украшают дома: ставят в вазы, рассыпают на крышах, раскладывают под окнами. Считается, что это отпугивает злых духов и предохраняет от несчастья. Раньше в этот день из цветков ириса и померанца изготавливалось зелье «майский жемчуг», призванное помогать от многих болезней. Также в Танго-но сэкку принято принимать ванну с цветами ириса – «сёбу-ю», которая наделяет доблестью, дарит успех и препятствует различным заболеваниям. Но долгое время такие водные процедуры могли делать только члены высокопоставленных и благородных семей.
Непосредственное отношение к празднику ирисов имеет роспись по шестистворчатой ширме японского художника Огаты Корина «Ирисы», находящаяся в собрании музея Нэдзу в Токио и входящая в список Национальных сокровищ Японии [9, c. 171]. Роспись ширмы строится на изображении японских ирисов у воды. Предположительно, работа создавалась в 1701-05 годы в период культуры Гэнроку. Спустя несколько лет Огата Корин создал похожую ширму «Ирисы у Яцухаси», которая в данный момент находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке [2, с.26]. Н.С. Николаева в своём исследовании «Декоративные росписи Японии 16-18 веков от Кано Эйтоку до Огата Корина» предполагает, что «мотив ирисов у воды может стать аллюзией на известный эпизод из сюжета «Исэ-моногатари» с её прославленным героем Аривара Нарихира» [9, с. 172]. В свою очередь, репродукции ширм послужили исходным материалом для создания картины Винсента Ван Гога «Ирисы».
Возделывают ирисы в японских садах уже более двух тысячелетий. Их включают в композиции скальных садиков, составляют икебаны. Есть даже 18
древний обычай любования прекрасными цветками ириса. Климат Японии весьма благоприятен для выращивания этих чудесных цветов. Но садоводы и флористы других стран не боятся трудностей с разведением этого растения. Так что по популярности в мире ирис может поспорить с любым другим цветком [6].
В России ирисы выращивают с XVII века. Русское название ириса – «касатик». Касатик относится к подроду Ioniris, то есть, «фиалковый». У него, как и у лесной фиалки, очень нежный аромат. В Украине ирис называют «Петушок», а в Болгарии, Сербии и Хорватии – «Перуника», по имени языческого бога Перуна. Название растения «ирис» стало известно у нас только во второй половине XIX века. На сегодняшний день у нас выращивается несколько тысяч разнообразных сортов ириса [7].
Радужные цветы издавна вдохновляли многих художников, поэтов, музыкантов. В 1944 году австрийский композитор Даниэль Вольф посвятил ирису романс, а итальянский композитор Пьетро Масканьи написал оперу с главной героиней по имени Ирис.
Проанализировав образы ирисов в культуре разных народов и эпох, я решил написать свой образ. Моя картина "Ирисы" (2018 г.) вводит зрителя в состояние мистического созерцания богатства палитры мира цветов. Композиция отчасти перекликается с композицией Огаты Корина, но носит более фрагментарный характер, концентрируя внимание зрителя на центральной части букета. Картина создаёт радостное праздничное настроение. Цветение ирисов преподносится как чистый восторг и апофеоз торжества природы, гармонии и красоты (рис. 1).
Список литературы Ирисы: художественная проекция и эстетическое переживание
- Гессе Г. Ирис. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hesse.ru/books/story/?story=3 (дата обращения: 11.03.2020).
- Глухарева О.Н. Огата Корин // Искусство Японии. М., 1965.
- Ионесов В.И. Культура и трансформация: метаморфозы адаптации и развития // Вопросы культурологии. 2009. №8. С. 4-7.
- Ионесов В.И. Антропология кризиса и метафоры перехода // Креативная экономика и социальные инновации. 2013. № 2 (5). С. 18-30.
- Ионесов В.И., Куруленко Э.А. Культура, миротворчество и социальное подвижничество в региональных проектных практиках // Культурологический журнал. 2013. №1. С.15
- Ирисы / Под ред. д.б.н. Родионенко Г. И. М.: Колос, 1981. 156 с.
- Касатик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
- Морозова М. Ирис - живой памятник истории. Мария Морозова [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=77377#text (дата обращения: 10.03.2020).
- Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI-XVIII веков от Кано Эйтоку до Огата Корина/ Н.С. Николаева. М.: Изобразительное искусство, 1965.
- The Aril Society International. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.irises.org/aril-society-international/ (дата обращения: 10.03.2020).