Исцеление как антиномия излечению в "Житии королевы Елены" архиепископа Даниила

Автор: Милоевич Снежана

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (96), 2021 года.

Бесплатный доступ

Антиномичность изучаемого средневекового текста происходит из того факта, что для него источником и образцом является Священное Писание. То, что современному реципиенту представляется, возможно, парадоксальным, верующему человеку представляется истинным - человеческая и Божественная природа Сына Божьего. Упомянутый элемент особенно подчеркивается в «Житии королевы Елены» Даниила Второго, где антиномичность высказывается через неожиданное соотношение между подвигом богоугодной королевы и ее страданиями через болезнь. Агиограф, после многократного приведения житийных акцентов, указывающих на целеустремленность королевы к спасению, описывает воплощение милости Божьей через болезнь как время, предоставленное для покаяния и усердного подвига. Такое соотношение, «подвиг - болезнь», вместо ожидаемого «подвиг - здоровье», в данном житии упоминается еще однажды. По выздоровлении королева Елена строит монастырь, посвященный Богородице, после чего заболевает еще хуже и умирает. Осознание таким образом посвященной жизни королеве Елене раскрывается через феномен предсказанной смерти - схематизированный элемент жития, предсказывающий будущую святость житийной героини. На основании этого агиография королевы Елены подчеркивает еще одну антиномию христианского происхождения - нельзя ставить знак равенства между излечением и исцелением, целью житийной героини является исцеление, победа жизни над смертью, а эта цель ею достигнута.

Еще

Житие, королева елена, христианское учение, антиномия, излечение, исцеление

Короткий адрес: https://sciup.org/140257019

IDR: 140257019   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_1_104

Список литературы Исцеление как антиномия излечению в "Житии королевы Елены" архиепископа Даниила

  • Данило II (1988) — Данило II. Животи кралева и архиепископа српских, Службе. Београд. 1988.
  • Свето писмо (1950) — Свето писмо. Савет Библи]ских друштава: №у]орк-Лондон. 1950.
  • Свето писмо (2008) — Нови завет. Валево: Глас цркве. 2008.
  • Артеми]е РадосавжевиЬ (1993) — ApmeMuje Радосавпевик. Та]на и смисао страдагаа у православно] теологии // Свети кнез Лазар. 1993. № 3. С. 11-26.
  • БогдановиЬ (1980) — Димитр^е Б. Истори]а старе српске кгаижевности. Београд, 1980.
  • БорвиЬ (2013) — Боjовиh, Д. Мисао старих српских писаца о свештеном ]езику и бо-жанско] речи // Теолонгвистичка проучавагаа словенских ]езика / Ред. J. ГрковиЬ Ме]цор, К. КончаревиЬ. Београд: САНУ, одбор за српски ]език у светлу савремених лингвистичких теорба, 2013. С. 357-367.
  • Исак Сирин — Исак Сирин. Енциклопеди]а. Ру. URL: Ру. https://azbyka.ru/strax-bozhij. (дата обращения: 12.01.2021).
  • Jухас Георгиевска (1994) — ]ухас Георгиевска Ж. Жити]е кралице Jелене од архиепископа Данила II // Кгаижевност и ]език. 1994. № 3-4. С. 11-30.
  • Jухас Георгиевска (2013) — ]ухас Георгиевска Ж. Жити]е кралице Jелене од архиепископа Данила II // Семинар српског ]езика, кгаижевности и културе. 2013. С. 27-39.
  • Корнаракис (2014) — Корнаракис, J. Доживжа] страдагаа према учегау светог писма. URL: https://vdocuments.mx/jovan-kornarakis-stradanje-po-svetom-pismu.html (дата обращения: 13.01.2021).
  • Ларше (2015) — Ларше, Ж. К. Теологи]а болести. Београд, Ниш, 2015.
  • Ларше (2017) — Ларше, Ж. К. Лечегае духовних болести. Београд, Ниш, 2017.
  • Мак Дани]ел (1988) — Мак Ддан^ел Г. Данило Други // Животи кралева и архиепископа српских. Службе. Београд, 1988. С. 9-24.
  • Милин (2014) — Милин, С. По]ам страдагаа у делима Светог Никола]а Жичког. Београд, 2014.
  • Мило]евиЬ (2017а) — Munojeeuh, С. Од премудрих чула, олгеди о CTapoj cpncKoj каи-жевности. Ниш, 2017.
  • Мило]евиЬ (2017б) — Munojeeuh, С. Функци]а ангела у опису страдааа и смрти код Данила Другог и Даниловог Ученика // Зборник радова Филозофскског факултета, Универ-зитет у Приштини. 2017. № 4. С. 257-280.
  • Мило]евиЬ (2019) — Munojeeuh, С. Болест и исцежеае у жити]има посвеЬеним Свето-ме Сави // Црквене студне. 2019. № 16/1. С. 531-551.
  • МитровиЬ (2015) — Mumpoeuh, К. Кражица Jелена и бенедиктанске традици]е у При-мор]у // Jелена — кражица, монахиаа, светитежка / Ред. К. МитровиЬ. Манастир Градац. С. 65-79.
  • НикчевиЬ (2001) — Hmneeuh Р. (Ред). Страдаае Христово и страдаае цркве (Св. Теофан Затворник, Преп. Амвроси]е Оптински, Преп. Силуан Светогорац, Св. Владимир Киевски). Цетиае, 2001.
  • СтаменковиЬ (2004) — CmaMeHKoeuh Д. Излечеае и исцежеае // Црквене студне. 2004. № 1. С. 359-362.
  • Теофилакт Охридски (2016) — Теофылакт OxpudcKu. Тумачеае Светог еван^ежа по Мате]у. URL: https://svet0savlje.0rg/tumacenja-svet0g-evandjelja-p0-mateju/4/ (дата обращения: 12.01.2021).
  • Томин (2014) — tomuh, С. Српска кражица Jелена владарка и монахиаа. Нови Сад, 2014.
  • ТрифуновиЬ (1976) — Трuфунoвuh, Т). Проза архиепископа Данила II. Београд, 1976.
  • ЦветковиЬ, ГавриЬ (2015) — ^emrneuh, Б. raepuh, Г. Кражица Jелена и фрааевци // Jелена — кражица, монахиаа, светитежка / Ред. К. МитровиЬ. Манастир Градац. С. 119-138.
  • Шпади]ер (2014) — Шпад^ер И. Светогорска баштина. Београд, 2014.
Еще
Статья научная