Ишемическая болезнь сердца и долгожительство
Автор: Хужамбердиев М.А., Юсупова Н.А., Усманова Д.Н.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 11 (78), 2020 года.
Бесплатный доступ
Исследования показали, что даже люди в возрасте семидесяти-восьмидесяти лет, изменившие свою диету и образ жизни, демонстрируют значительное снижение риска развития заболеваний, например, ишемической болезни сердца. Некоторые люди живут намного дольше, чем в среднем, отчасти благодаря их ДНК. исследование, опубликованное в European Heart Journal показывает, что можно было бы воспроизвести этот генетический код даже для тех, у кого его нет. Теперь открыт путь для инновационной модели терапии, способной предотвращать сердечно-сосудистые заболевания и бороться с ними путем реального омоложения кровеносных сосудов.
Ишемическая болезнь сердца, долгожительство, столетние
Короткий адрес: https://sciup.org/140251563
IDR: 140251563
Текст научной статьи Ишемическая болезнь сердца и долгожительство
Введение. Итальянские ученые разработали модель инновационной терапии, способной предотвращать сердечно-сосудистые заболевания, а также бороться с ними путем эффективного омоложения кровеносных сосудов.
Некоторые люди живут намного дольше, чем в среднем, отчасти благодаря их «особой» ДНК. Исследование, опубликованное в European Heart Journal, показывает, что их генетический «дар» можно было бы воспроизвести даже для «простых смертных»[8].
Исследование, проведенное специалистами Салеринского медицинского университета Университета Салерно при поддержке фонда Cariplo и Министерства здравоохранения Италии, было сфокусировано на анализе гена, кодирующего протеин BPIFB4. В прошлом та же исследовательская группа идентифицировала вариант этого гена, так называемый LAV – его связали с долголетием, поскольку он встречается в основном у людей старше 100 лет.
Теперь, благодаря вирусному вектору, исследователи вставили ген LAV-BPIFB4 в ДНК животных, предрасположенных атеросклерозу и, следовательно, к сердечно-сосудистым заболеваниям. Такая генетическая терапия сработала: повысилась функциональность эндотелия (внутренней выстилки кровеносных сосудов), уменьшились атеросклеротические бляшки в сосудах, а также снизилось их воспаление[6,8].
Тот же самый положительный эффект был достигнут и в лабораторных исследованиях, на этот раз не путем введения генов, а путем доставки белка LAV-BPIFB4 в человеческие кровеносные сосуды.
В скором времени авторы метода планируют воспроизвести эти обнадеживающие результаты в клинических исследованиях с участием людей, страдающих атеросклеротическими поражениями сосудов.
Особенностью современной демографической ситуации, сложившейся в мире, является увеличение относительной и абсолютной численности лиц в возрасте 60 лет и старше [1,4]. В то время как в 1959-1997 гг. общая численность населения России увеличилась на 25%, численность пожилых людей более чем удвоилась.
По прогнозам ООН, количество пожилых возрастет к 2025 году до 1 млрд. 100 млн. человек. В России ожидаемая доля лиц старше 60 лет к 2015 году достигнет 20%, каждый третий из числа пожилых будет относиться к возрастной группе старше 75 лет. В результате данных демографических процессов предполагается снижение удельного веса трудоспособного населения, рост доли лиц старших возрастных групп, изменение в связи с этим структуры заболеваемости, особенно, увеличение патологии сердечнососудистой системы.
Неуклонное старение населения увеличивает удельный вес сердечнососудистых болезней в общей структуре заболеваемости. В России, как и в большинстве индустриально развитых стран, сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности населения, составляя около 55% от общей смертности. В последние годы в мире показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний возрастают, и в настоящее время являются самыми высокими в мире [3,5]. В 2001 году смертность от болезней системы кровообращения в США составила 55,5%. При этом более чем в 90% случаев, смерть от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлена ишемической болезнью сердца и мозговым инсультом [7,8].
По данным П.А. Воробьева (2002), частота клинически выраженной ИБС увеличивается с возрастом и составляет 11% в возрасте 65-74 года. К 70-75 годам частота встречаемости ИБС достигает 25-33%, таким образом, пожилые люди составляют большинство больных ИБС.
Качество жизни у лиц любого возраста зависит от физического статуса, который является интегральным показателем функциональных возможностей организма [1,4]. Для повышения качества жизни людей «третьего возраста» и предупреждения болезней старости необходима система мероприятий превентивного характера, учитывающих связь этих заболевании с показателями физического развития и уровнем функциональных резервов организма [2,7].
Темп старения и достижение видовой продолжительности жизни детерминируется генетически при участии факторов внешней среды: социально-гигиенических, природно-географических и экологических [9].
Цель исследования. Выделить особенности клинических проявлений и течения ишемической болезни сердца у лиц, достигших предела видовой продолжительности жизни человека.
Материалы и методы исследования. Проводилось сплошное обследование долгожителей городской агломерации Андижана (90 лет и старше, n=198).
Результаты исследования. Расспрос долгожителей сопряжен с определенными трудностями психологического характера. Несмотря на сохранение достаточного интеллекта, деформация психических нюансов сказывалась на формировании контакта с незнакомым врачом. Самой распространенной жалобой была утрата прежней бодрости, работоспособности, нередко эту жалобу представляли как немотивированно быструю утомляемость (31,8% долгожителей), у половины из них утомляемость была ассоциирована с психологическим статусом. На одышку жаловались 13,1% обследованных, при осмотре одышка выявлена у 31,8%, только у троих респондентов она сопровождалась ощущением сердцебиения. Ни у одного из обследованных долгожителей не было феномена ортопноэ ни по жалобам, ни по данным наблюдения. Типичные ангинозные приступы беспокоили 2,0% долгожителей, однако для их купирования не применялись лекарственные препараты; по мнению пациентов, достаточно было кратковременного отдыха. Эквиваленты стенокардии, такие, как отсроченный болевой синдром, локализация боли в местах иррадиации стенокардитических болей, аритмические эквиваленты стенокардии напряжения были у 1,0% опрошенных, при этом остались некоторые сомнения в их истинности. Уменьшение илеокостального пространства отмечено практически у всех долгожителей, включенных в исследование.
Соотношение переднезаднего и бокового размеров грудной клетки было снижено у всех пациентов, форма грудной клетки приближалась к бочкообразной (46,9%). Прекордиальной область визуально не была изменена. Перкуторно расширение границ относительной сердечной тупости было у 19,7% обследованных. Соотношение областей абсолютной и относительной сердечной тупости не превышало значений физиологической нормы. Верхушечный толчок определялся у 64,1 % долгожителей.
Увеличения площади верхушечного толчка не было выявлено, его локализация совпадала с левой границей относительной сердечной тупости. Для объективизации аускультативной картины проводилось ранжирование звучности сердечных тонов: 0 баллов соответствовали отсутствию тона, 5 баллов — громкому звучанию. В общей выборке сердечные тоны имели звучность 2,4 (1,8; 3,9) балла. Правильное соотношение тонов сохранялось у
48,5% долгожителей. В 9,1% отмечалось расщепление первого тона на верхушке.
Сердечные шумы выслушивались в 40% случаев. При этом у 31,8% долгожителей определялся систолический шум с эпицентром над проекцией аортального клапана, проводящийся на сосуды шеи, в 24,2% он сочетался с мягким систолодиастолическим шумом на верхушке и в точке Боткина–Эрба. При анализе ЭКГ у долгожителей в 77,8% случаев был синусовый ритм, в 5,8% отмечалась миграция водителя ритма по предсердиям. У такого же количества пациентов функцию водителя ритма приняло на себя AV-соединение. Фибрилляция предсердий была диагностирована у 10,6% обследованных.
Нарушение AVпроводимости зафиксировано в 7,6% случаев, при этом у 2,0% обследованных лиц достигало степени AV-блокады I степени. Нарушение внутрижелудочковой проводимости встречалось чаще — в 39,9% случаев. Блокада одной из ветвей левой ножки пучка Гиса зафиксирована в 26,3% случаев, полная блокада левой ножки пучка Гиса — у 8,9% обследованных. Блокада правой ножки пучка Гиса была в 9,1% случаев. Желудочковая и вентрикулярная эктопия отмечалась у 28,3%.
Наиболее распространенными формами были нечастая политопная суправентрикулярная и вентрикулярная экстрасистолия. В 19,2% случаев выявлены ЭКГ-признаки гипертрофии миокарда левого желудочка. При анализе ЭКГ-признаки рубцовых изменения обнаружены у 17,7% долгожителей. Чаще всего встречались рубцы передней стенки миокарда левого желудочка. Перенесенный инфаркт миокарда был документирован только у 9,6% обследованных лиц по данным выписных справок и приложенных результатов ЭКГ-исследования.
В момент осмотра все сохраняли привычную физическую активность, а некоторые из них поражали ее выраженностью. Признаки очагового поражения в виде гипокинезии и акинезии при эхокардиографии отмечались у 20,9% долгожителей.
Таким образом, обращает на себя внимание несоответствие частоты выявления очаговых изменений в миокарде на ЭКГ и при проведении эхокардиографии и документально подтвержденного инфаркта миокарда в анамнезе, что поднимает вопрос об истинной распространенности данной формы патологии среди долгожителей. С одной стороны, такое несоответствие частот выявления рубцов инструментальными методами и доказанных ОКС может свидетельствовать о перенесенных клинически немых формах инфаркта миокарда.
С другой стороны, нельзя исключить, что формирование сенильного сердца сопровождается не только диффузным, но и сегментарным фиброзированием.
О продолжающемся с возрастом увеличении степени морфологической и электрофизиологической гетерогенности миокарда в нашем исследовании свидетельствует значимое возрастзависимое повышение частоты нарушений сердечного ритма, среди которых на первое место выходят наджелудочковые и желудочковые эктопии.
Холтеровское мониторирование было проведено у 49,9% долгожителей. Безболевой формы ишемии миокарда не выявлено ни у одного из обследованных. Клинически значимая депрессия сегмента ST отмечена у 1,5% долгожителей, по времени она совпадала с обычной физической активностью.
Проведенное исследование поднимает вопросы механизмов формирования сердечно-сосудистого континуума. В группе обследованных долгожителей обнаружены указания на то, что нередко их родственники страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями («внезапная смерть» отца в молодом возрасте, апоплексический удар в роду). Более того, в ряде случаев они сами перенесли инфаркт миокарда, однако не у всех происходило формирование ХСН, сокращение периода дожития и снижения качества жизни, что согласуется с данными. Успешное старение несмотря на ИБС демонстрирует возможность разрыва сердечно -сосудистого континуума, тем более что обнаруженный факт согласуется с гипотезой об уменьшении возрастзависимых форм патологии на завершающем этапе человеческой жизни. Концепция J. Evert с коллегами (2003) о наличии «выживших», «получивших отсрочку» и «спасшихся» долгожителей, в том числе старше 100 лет, получает поддержку и новое освещение в виде своеобразного клинического феномена «растворения» отдельных форм сердечнососудистой патологии. Интерес к исследованию возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы обусловливается не только ее физиологической значимостью, но и тем, что старение человека как физиологический процесс протекает неравномерно: на фоне угасания и ослабления одних механизмов и активизации других; включается важнейший фактор резервных возможностей организма — адаптация к новым условиям, связанным со старением, изменением функциональных систем организма.
В последнее время все большее внимание кардиологов привлекает проблема «женского сердца». Установленные гендерные различия электрофизиологических процессов в миокарде у лиц, перешагнувших 90-летний рубеж, т.е. лиц с длительным периодом после угасания половых функций, еще раз показывают сложность формирования поздновозрастной патологии сердца и актуальность раздельного изучения формирования сенильного сердца у женщин и мужчин. Среди немногочисленных исследований столетних наиболее полным можно назвать NECS, в котором, как в нашем исследовании, основную долю составили женщины.
Столетние жители Новой Англии продемонстрировали отличающееся распределение параметра хорошего самочувствия среди мужчин и женщин. Авторы объясняют указанный факт тем, что мужчины должны обладать более выраженными адаптационными способностями для достижения предельного для человека возраста. В целом женщины обладают большей средней продолжительностью жизни. Для объяснения исключительной продолжительности жизни женщин предлагают использовать антиоксидантный эффект эстрогенов, что способствует снижению сердечно- сосудистой патологии. Ряд исследований предпринимали попытки связать генетически детерминированные метаболические особенности с риском инфаркта миокарда и долгожительством, однако порождали больше вопросов, чем давали ответов.
Вывод. Все перечисленное позволяет рассматривать феномен долгожительства как состояние максимально возможной защиты от формирования и прогрессирования ишемической болезни сердца, а долгожителей — как перспективную категорию на селения для выявления антиатерогенных факторов и механизмов.
Список литературы Ишемическая болезнь сердца и долгожительство
- Алиджанова Х.Г., Кауров Б.А., Артемьева О.В. Долгожительство: социальные, клинические и некоторые метаболические аспекты //Успехи геронтологии. - 2010. - Т. 23, № 4. - С. 611-620.
- Бабанов С.А., Агаркова И.А., Гайлис П.В. Возрастные и тендерные особенности ССЗ // Успехи геронтологии. - 2010. - Т. 23, №3. -С.357-363.
- Давыдов Е.Л., Капитонов В.Ф., Харьков Е.И. Социально-гигиеническая и медико-экономическая характеристика пациентов пожилого и старческого возраста с артериальной гипертонией //Клиническая геронтология. -2012. -№5-6. -С. 20-29.
- Курочкина О.Н., Хохлов A.Л, Богомолов А.Н. Возрастные особенности клинического течения инфаркта миокарда// Клиническая геронтология. - 2012. - №5-6. - С. 26-29.
- Протасов К.В., Синкевич Д.А., Федоришина О.В. Сосудистый возраст и сердечно-сосудистое ремоделирование при артериальной гипертензии // Артериальная гипертензия. - 2011. - Т. 17, № 5. - С. 448-453.
- Alonzo C.B. Myths and facts concerning the use of statins in very old patients // Cardiovascular and Hematological Disorders Drug Targets. - 2011. -Vol.11,N1.-P. 17-23.
- Fujita M., Hata A. Sex and age differences in the effect of obesity on incidence of hypertension in the Japanese population: A large historical cohort study // Journal of the American Society of Hypertension. - 2014. - Vol. 8, N 1. - P. 64-70.
- Muller M., Maier A.B., Smulders Y.M. High blood pressure and mortality in the elderly: what does gait speed tell? // Ned Tijdschr Geneeskd. - 2013. -Vol. 157, N7.-P. A5801.
- Rodrigues T., Matafome P., SeÍ9a R. A vascular piece in the puzzle of adipose tissue dysfunction: mechanisms and consequences// Archives of Physiology and Biochemistry. - 2014. - Vol. 120, N. 1. - P. 1-11.