Искусство, наука и пайдейя в «О музыке» Аристида Квинтилиана

Бесплатный доступ

Исследование направлено на прояснение смысла философских взглядов Аристида Квинтилиана, представленных в его трактате «О музыке»: концепции из области онтологии, эпистемологии, психологии, антропологии, этики обсуждаются в контексте теорий, разработанных его современниками. Исследуются аргументы Аристида о пользе искусства и науки (и, соответственно, музыки). Отмечается, что «точность», о которой Аристидес неоднократно говорит в отношении музыки, означает, что он предпочитает относиться к музыке как к науке, а не как к искусству. Рассматриваются определения музыки, предложенные Аристидесом, анализируются их источники и философское содержание. Исследуется неопифагорейский и неоплатонический контекст идей Аристида. Проведены параллели с произведениями Платона, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, пс.-Плутарха, Афинея, Никомаха Герасинского. Обсуждаются взгляды Аристида на природу космоса и души, включая его учение о нисхождении индивидуальной души через планетарные сферы. Что касается «телесной» музыки, анализируются идеи Аристидеса о соответствии души и ее типа мелос, а также о мужском и женском началах в музыке.

Еще

Старинная музыка, гармоники, пайдейя, неопифагореизм, неоплатонизм, Аристидес Квинтилиан, Платон, Порфирий, Ямвлих, Прокл, пс. Плутарх, Афиней, Никомах Гераса.

Короткий адрес: https://sciup.org/147234458

IDR: 147234458   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2021-15-2-935-965

Список литературы Искусство, наука и пайдейя в «О музыке» Аристида Квинтилиана

  • Афонасин, Е.В. (2012a) “Птолемаида Киренская. Пифагорейское учение о началах музыки,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 135-143.
  • Афонасин, Е.В. (2012b) “Теофраст о музыке,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 111-134.
  • Брагинская, Н.В. (2003) Влажное слово: византийский ритор об эротическом романе. Москва: РГГУ.
  • Лямкина, Н. В., Мякин, Т.Г., пер. (2012) “Аристид Квинтилиан. О музыке ΙΙ, 1–5,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 6 (1), 144–156.
  • Петров, В.В., пер. (1996) “Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты),” Историко–философский ежегодник’ 95. Москва: Мартис, 233–247.
  • Петров, В.В. (2004) “Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо–саксонской глоссы),” Диалог со временем 11, 293–343; 12, 243–271.
  • Петров, В.В. (2009) “Кифара и псалтерий в символической органологии античности и раннего средневековья,” Историко–философский ежегодник 2008. Москва: Наука, 27–51.
  • Петров, В.В. (2010a) “Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо–саксонской глоссы),” Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: исследования и переводы. Сост. и общ. ред. М.С. Петровой. Москва: Кругъ, 589–714.
  • Петров, В.В. (2010b) “Символические соответствия и оппозиции в античной и средневековой органологии,” Антропология культуры 4, 277–299.
  • Петров, В.В. (2016) “’Звездный храм’ Иоанна Скотта – космос, выстроенный философом,” Анатомия философии: как работает текст. Сост., отв. ред. Ю.В. Синеокая. Москва: ЯСК, 267–306.
  • Петров, В.В. (2019) “Концепты ‘многозвучие’ и ‘многоструние’ в музыке и культуре,” Мысль о музыке в авраамических традициях – 2019: Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку. Материалы международной научной конференции (Москва, 6–7 ноября). Отв. ред. Г.Б. Шамилли. Москва: ГИИ, 166–179.
  • Петров, В.В. (2020) “Спекулятивная органология Оригена и ранние христианские комментарии на Псалмы,” Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 5. Под общ. ред. М.С. Петровой. Москва: Аквилон, 214–256.
  • Столяров, А.А., пер. (2007) Фрагменты ранних стоиков. Т. 3. Ч. 1: Хрисипп из Сол. Этические фрагменты. Москва: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина.
  • Столяров, А.А., пер. (2010) Фрагменты ранних стоиков. Т. 3. Ч. 2: Ученики и преемники Хрисиппа. Москва: Греко–латинский кабинет Ю.А. Шичалина.
  • Цыпин, В.Г., пер. (1997) Аристоксен. Элементы гармоники. Москва: Московская консерватория им. П.И. Чайковского.
  • Цыпин, В. Г., изд. (2013) Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах; Порфирий. Комментарий к “Гармонике” Птолемея. Москва: Московская консерватория.
  • Цыпин, В.Г., пер. (2019) Никомах Герасский. Руководство по гармонике, в: Музыкальные писатели античной Греции. (Памятники музыкальной науки IV). Москва: Московская консерватория, 385–414.
  • Anderson, G.H. (1983) “Pythagoras and the Origin of Music Theory,” Indiana Theory Review 6.3, 35–61.
  • Atkinson, Charles M. (1999) “Martianus Capella 935 and Its Carolingian Commentaries,” The Journal of Musicology 17.4, 498–519.
  • Barker, Andrew (1982) “Aristides Quintilianus and Constructions in Early Music Theory,” The Classical Quarterly 32.1, 184–197.
  • Barker, Andrew (1985) “Theophrastus on Pitch and Melody,” in: Fortenbaugh W.W., Huby P.M., Long A.A. (eds.), Theophrastus of Eresus. On His Life and Work. Vol. 2. New Brunswick; Oxford: Transaction Books, 289–324.
  • Barker, Andrew, transl. (1989) Aristides Quintilianus. De Musica. Books 1–3, in: Greek Musical Writings. Vol. 2: Harmonic and Acoustic Theory. Ed. by A. Barker. Cambridge: Cambridge University Press, 399–535.
  • Barker, Andrew (2003) “Early ‘Timaeus’ Commentaries and Hellenistic Musicology,” Bulletin of the Institute of Classical Studies. Supplement 78, 73–87.
  • Barker, Andrew (2007) The Science of Harmonics in Classical Greece. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Bartels, Myrthe L. (2012) “Senex Mensura: An Objective Aesthetics of Seniors in Plato’s Laws,” in: Sluiter, I. and Rosen, Ralph M., eds. Aesthetic Value in Classical Antiquity. Leiden: Brill, 133–158.
  • Brancacci, Aldo (2004) “Socrate, la musique et la danse. Aristophane, Xénophon, Platon,” Les Etudes Philosophiques 2, 193–211.
  • Brancacci, Aldo (2005) “Musique et philosophie en République II–IV,” in Dixsaut M., ed. Etudes sur la République de Platon, 1: De la justice. Education, psychologie et politique. Paris: Vrin, 89–106.
  • Brancacci, Aldo (2009) “Platone e Saffo. Phaedr. 235b, 251a2–b3,” in Alesse, F. et al., eds.
  • Anthropine Sophia. Studi di filologia e storiografia filosofica in memoria di Gabriele Giannantoni. Napoli: Bibliopolis, 189–198.
  • Brancacci, Aldo (2013a) “Mimesis, poésie et musique [chez Platon],” in: Dixsaut, M., Castel–Bouchouchi, A., Kevorkian, G., eds. Lectures de Platon. Paris: Ellipses, 201–213.
  • Brancacci, Aldo (2013b) “Music and Philosophy in the first book of Aristides Quintilianus’ De Musica,” in: Iozzia, D., ed. Philosophy and Art in Late Antiquity. Catania: Bonanno, 13–30.
  • Brancacci, Aldo (2016) “The Origins of the Reflection on Music in Greek Archaic Poetry,” Revue de Philosophie Ancienne 34, 3–35.
  • Brancacci, Aldo (2018) “La musica in età ellenistica,” in: Verde, F., Catapano, M., eds. Lexicon philosophicum. Special Issue: Hellenistic Theories of Knowledge, 279–300.
  • Calvié, Laurent (2000) “Les prières à Apollon dans les traités grecs de musique,” in: Dorival G., Pralon D. Prières méditerranées hier et aujourd’hui. Actes du colloque organisé par le
  • Centre Paul-Abert Février à Aix-en-Provence les 2 et 3 avril 1998. Aix-en-Provence, 103–114.
  • Creese, David (2012) “Instruments and Empiricism in Aristoxenus’ Elementa Harmonica,” in: Huffman, Carl A., ed. Aristoxenus of Tarentum: Discussion. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 29–63.
  • D’Angour, A. (2013) “Music and Movement in the Dithyramb,” in: Kowalzig B., Wilson P., eds., 198–209.
  • Iohannes Scotus Eriugena (1992) “On the Harmony of the Celestial Motions and the Sounds of the Stars [from the Commentary on Martianus Capella’s De Nuptiis],” in: Godwin (1992), 104–108.
  • Franklin, J.C. (2013) “Songbenders of Circular Choruses: Dithyramb and the Demise of Music,” in: Kowalzig B., Wilson P., eds., 213–236.
  • Gersh, S. (1992) “Porphyry’s Commentary on the ‘Harmonics’ of Ptolemy and Neoplatonic Musical Theory,” in: Gersh, S., Kannengiesser, Ch., eds. Platonism in Late Antiquity.
  • Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 141–155.
  • Gersh, S. (2003) “Aristides Quintilianus and Martianus Capella,” in: Reydams–Schils, G. J., ed. Plato’s Timaeus as Cultural Icon. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 163–182.
  • Gersh, S. (2005) “Plotinus on Harmonia: musical metaphors and their uses in the Enneads,” in: Dillon J., Dixsaut M., eds. Agonistes. Essays in honour of Denis O’Brien. Aldershot, 195–207.
  • Godwin, J. (1992) The Harmony of the Spheres. A Sourcebook of the Pythagorean Tradition in Music. Rochester, Vermont: Inner Traditions.
  • Halliwell, St. (2012) “Amousia: Living without the Muses,” in: Sluiter, I., Rosen, R.M., eds. Aesthetic Value in Classical Antiquity. Leiden: Brill, 15–46.
  • Huffman, Carl A., ed. (2014) Aristoxenus of Tarentum: Discussion. New Brunswick, NY; London: Transaction Publishers.
  • Huffman, Carl A., ed. (2019) Aristoxenus of Tarentum: the Pythagorean Precepts (How to Live a Pythagorean Life). An Edition of and Commentary on the Fragments with an Introduction. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Jan K., ed. (1895) Musici scriptores Graeci. Leipzig: Teubner.
  • Johnson, Charles W.L. (1899) “The Motion of the Voice, ἡ τῆς ϕωνῆς κίνησις, in the Theory of Ancient Music,” Transactions and Proceedings of the American Philological Association 30, 42–55.
  • Jones, Elizabeth M. (2012) “Allocating Musical Pleasure: Performance, Pleasure, and Value in Aristotle’s Politics,” in: Sluiter, I., Rosen, R.M., eds., Aesthetic Value in Classical Antiquity. Leiden: Brill, 159–182.
  • Kowalzig B., Wilson P., eds. (2013) Dithyramb in Context. Oxford: Oxford University Press.
  • Calvié, Laurent (2000) “Les prières à Apollon dans les traités grecs de musique,” in: Dorival G., Pralon D. Prières méditerranées hier et aujourd’hui. Actes du colloque organisé par le Centre Paul-Abert Février à Aix-en-Provence les 2 et 3 avril 1998. Aix-en-Provence, 103-114.
  • LeVen, P.A. (2014) The Many–Headed Muse. Tradition and Innovation in Late Classical Greek Lyric Poetry. Cambridge University Press.
  • Levin, F.R. (1961) “The Hendecachord of Ion of Chios,” Transactions and Proceedings of the American Philological Association 92, 295–307.
  • Mathiesen, Th., transl. (1983) Aristides Quintilianus. On Music in Three Books. New Haven and London: Yale University Press.
  • Mathiesen, Th. (1999) Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Vol. 2. Lincoln, London: University of Nebraska Press.
  • Meyer, Ch. (2007) “L’Âme du monde dans la rationalité musicale: ou l’expérience sensible d’un ordre intelligible,” in: Cristiani, M., Panti, C., Perillo, G., eds. Harmonia mundi. Musica mondana e musica celeste fra Antichità e Medioevo. Atti del Convegno internazionale di studi. Roma, 14–15 dicembre 2005. Firenze, 57–75.
  • Moro Tornese, S.F. (2013a) “Music and the Return of the Soul in Proclus’ Commentaries on Plato’s Timaeus and Republic,” in: Sheppard, A., ed. Ancient Approaches to Plato’s Republic. London: Institute of Classical Studies, University of London, 117–128.
  • Moro Tornese, S.F. (2013b) “Musical Aesthetics and the Transformation of the Soul in Neoplatonism,” in: Iozzia, D, ed. Philosophy and Art in Late Antiquity. Proceedings of the International Seminar of Catania, 8–9 November 2012. Catania: Bonanno, 31–65.
  • Moro Tornese, S.F. (2015) “Music as Therapy: the Analogy between Music and Medicine in Neoplatonism,” Dionysius 33, 118–131.
  • Moro Tornese, S.F. (2017) “The Metaphysical Meaning of the Musical Scale of Plato ’s Timaeus in Proclus,” in: Loredana Cardullo, R., Coniglione, F., eds. Reason and No–reason from Ancient Philosophy to Neurosciences: Old parameters, new perspectives. Sankt Augustin: Academia, 79–104.
  • Murray P., Wilson P., eds. (2004) Music and the Muses. The Culture of ‘Mousikē’ in the Classical Athenian City. Oxford: Oxford University Press.
  • O’Meara, D. (2003) Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford: Clarendon Press.
  • O’Meara, D. (2005) “The Music of Philosophy in Late Antiquity,” in: Sharples, R.W., ed. Philosophy and the Sciences in Antiquity. Aldershot: Ashgate, 131–147.
  • Pelosi, F. (2010) Plato on Music, Soul and Body. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Petroff, V. (2017) “Armonia rerum in John Scottus’ Aulae sidereae,” Micrologus: Nature, Sciences and Medieval Societies 25. Special Issue: Ideas of Harmony in Medieval Culture and Society. Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 47–66.
  • Power, T. (2007) “Ion of Chios and the Politics of Polychordia,” in: Jennings V., Katsaros A., eds. The World of Ion of Chios. Leiden: Brill, 179–205.
  • Power, T. (2013) “Kyklops Kitharoidos. Dithyramb and Nomos in Play,” in: Kowalzig B., Wilson P., eds., 237–256.
  • Provenza, A. (2014) “Aristoxenus and Music Therapy: Fr. 26 Wehrli within the Tradition on Music and Catharsis,” in: Huffman 2014, 91–128.
  • Provenza, A. (2015) “Correcting ēthos and Purifying the Body. Musical Therapy in Iamblichus’ De vita pythagorica,” Greek and Roman Musical Studies 3, 94–115.
  • Rocconi, E. (2011) “Psychike e ourania harmonia: alcune ipotesi sulle fonti di Ps. Plut. De mus. 1138c–1140b,” Quaderni Urbinati Di Cultura Classica 99.3 (128), 11–30.
  • Rocconi, E. (2012) “The Aesthetic Value of Music in Platonic Thought,” in: Sluiter I., Rosen R.M., eds. Aesthetic Value in Classical Antiquity. Leiden: Brill, 113–132.
  • Rocconi, E. (2014) “Aristoxenus and Musical Ēthos,” in: Huffman 2014, 65–90.
  • Rocconi, E. (2016) “Patterns of Sound Classification in Greek Antiquity. The Quality of Ligyrotēs,” in: Eichmann R., Koch L.–Ch., Fang J., eds. Studien zur Musikarchäologie X; Vorträge des 9. Symposiums der Internationalen Studiengruppe Musikarchäologie im Ethnologischen Museum der Staatlichen Museen zu Berlin, 9.–12. September 2014. Rahden / Westf.: Leidorf, 35–42.
  • Schibli, H. S. (1992) “Origen, Didymus, and the Vehicle of the Soul”, in: Daly R. J., ed. Origeniana Quinta. Papers of the 5th International Origen Congress. Leuven: Peeters, 381–394.
  • Schofield, Malcolm (2010) “Music all Powerful,” in: McPherran, M.L., ed. Plato’s Republic. A Critical Guide. Cambridge, 229–248.
  • Vendries, Christophe (2007) “Masculin et Féminin dans la Musique de la Rome Antique: De La Théorie Musicale à La Pratique Instrumentale,” Clio: Femmes, Genre, Histoire 25, 45–63.
  • Woerther, Frédérique (2008) “Music and the Education of the Soul in Plato and Aristotle: Homoeopathy and the Formation of Character,” The Classical Quarterly 58.1, 89–103.
Еще
Статья научная