Исламская модель банковской системы -концептуальное понятие и этические компоненты

Автор: Магомаева Лейла Румановна, Разина Ольга Михайловна

Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu

Рубрика: Финансовый сектор экономики

Статья в выпуске: 1 (139), 2023 года.

Бесплатный доступ

На сегодняшний день особую актуальность приобретает задача внедрения в России исламской модели банковской системы, созданной на основе уникальных правил и требований, напрямую связанных с доминированием религиозного фактора. В публикации раскрыто содержание морально-этических принципов исламского банкинга, что позволило обосновать основные ограничения на осуществление операций и сделок, особенности их применения, а также перспективы внедрения в российской практике. Целью данной публикации выступает исследование концептуального понятия исламской модели банковской системы в рамках существующих этических и религиозных ограничений с учетом перспективы адаптации в российской практике. В нынешних условиях ограниченности инвестиционных потоков Россия особенно заинтересована в привлечении капитала из исламских юрисдикций. Не менее существенной проблемой развития исламского банкинга нам видится отсутствие в России специфического рынка капитала, соответствующего нормам ислама, что порождает проблему ликвидности. Целевые ориентиры России по сближению национальных стандартов финансирования путем сглаживания межнациональных и страновых различий с использованием принципов «финансовой энтропии» позволят в будущем сформировать универсальную банковскую систему, включающую набор структурно-взаимосвязанных элементов, учитывающих религиозные особенности, гибкость законодательства и морально-этическую индивидуальность.

Еще

Финансы, исламские финансы, банковское дело, банковская система

Короткий адрес: https://sciup.org/148326206

IDR: 148326206

Текст научной статьи Исламская модель банковской системы -концептуальное понятие и этические компоненты

Вопрос о развитии исламского банкинга в России достаточно часто упоминался в научных обсуждениях и исследованиях специалистов финансового рынка, но скорее носил сугубо теоретический или дискуссионный характер. Мировая практика развития исламского банкинга свидетельствует о концентрации такой модели преимущественно в странах Ближнего Востока, а также в странах Персидского залива и Малайзии. Статистика показывает, что к 2019 году объем финансирования по нормам ислама в мире достиг 2,88 трлн долл. и по прогнозным оценкам должен увеличиться до 3,7 трлн долл. к 2024 году. В странах ближнего зарубежья проекты по исламскому банкингу постепенно внедряются в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, но пока их доля в общем объеме активов банковского сектора не превышает 0,1-0,2% [4]. Среди стран неисламской юрисдикции лидером по развитию исламской модели банкинга является Великобритания, что отчасти обусловлено необходимостью альтернативного предложения по финансированию для более чем 2,5 млн чел. проживающих в стране мусульман.

Несмотря на популярность в мире модели исламского банкинга в неисламских юрисдикциях, его доля на мировом рынке финансовых услуг не превышает 1% [15]. Существует разница между нормой сбережений и нормой накоплений по группам стран в процентах к ВВП на уровне развитых стран, таких как США, страны Западной Европы, и в странах с исламской юрисдикцией, где отношение нормы сбережений к накоплениям достигает 20% к ВВП, характеризуя их как основных и потенциальных инвесторов для развивающихся экономик, включая и Россию и оказывая влияние на дизайн банковской системы.

Материалы и методы

В научной литературе существует лишь ограниченное количество материалов и исследований по адаптации российской практики организации банковского дела к нормам исламского финансирования. Мы утверждаем, что существует острая необходимость в дополнительных исследованиях по этой теме с учетом религиозных (конфессиональных) запретов в соответствии с нормами ислама – на ссудный процент, на чрезмерный риск, на неопределенность и на инвестирование и получение дохода от финансирования определенных отраслей деятельности.

Дополнительным ограничением выступают этические нормы, входящие в кодекс исламского предпринимательства, включающие в себя запрет на спекуляцию, манипулирование спросом и пр. Именно эти особенности определили название модели исламского финансирования – партнерская модель, в основе которой лежит религиозная составляющая, нивелирующая степень неопределенности и риска при практическом использовании и одновременно оказывающая стимулирующее воздействие на бизнес, объединяя конструктивную финансовую практику с морально-этическими принципами.

Литературный обзор

Анализ научной литературы по выбранной тематике показал, что исследователей в большей степени интересуют вопросы этических компонентов исламского финансирования [1-3], некоторые авторы раскрывают феномен исламской модели банкинга [10, 13]. В меньшей степени исследователи обращают внимание на институциональные особенности ведения исламского бизнеса с учетом религиозной составляющей [6]. В литературе по-прежнему отсутствует исчерпывающий теоретический обзор концепций и постулатов, необходимых для адаптации религиозного и этического факторов исламской модели финансирования применительно к инструментарию российских банков. При отсутствии теоретического понимания особенностей и ограничений сложно переоценить или недооценить стимулирующее воздействие исламского банкинга на экономику и перспективы его развития в России.

По нашему мнению, для понимания и внедрения исламского банкинга в российской практике требуется трансдисциплинарный подход, который объединяет исследования в области теологии, этики, экономики, финансов, социальных исследований с учетом взаимодействия с широким кругом заинтересованных сторон. Дополнительным аргументом выступает и тот факт, что уже применяемые инструменты исламского банкинга в России (микрофинансовыми и торговыми организациями) требуют адаптации к стандартам проектного финансирования с учетом этических и религиозных компонентов применительно к особенностям российского банковского законодательства.

Результаты исследования

Значительный прогресс в области исследований исламской модели банковской системы, достигнутый в последние годы, позволяет сформировать широкой и узкий взгляд на теоретическую сущность и возможности ее применения в некоторых регионах России, прежде всего для части населения, исповедующей нормы ислама.

Узкий взгляд на определение исламской модели банкинга закрепляет принцип солидарного несения бремени риска и участия в капитале на основе распределения прибыли и убытков между ее участниками. Этот взгляд в полной мере согласуется с системой человеческих ценностей, принятой в Коране, поясняя что любая экономическая стратегия человека не может оцениваться иначе, как с моральноэтической точкой зрения. Именно исламская религия резко осуждает природу «ростовщичества» во всех ее формах и проявлениях [8]. Основная концепция и теоретические постулаты исламского финансирования сконцентрированы на механизме достижения финансового результата посредством религиозного принципа.

Эффективность полученной прибыли определяется не столько результатом ее достижения, сколько справедливостью ее получения для всех участников сделки – справедливый обмен, свобода на заключение договора, безусловное выполнение взаимных обязательств. Базовые принципы создания бизнеса в соответствии с нормами ислама включают: симметричность к доступу информации о предстоящей сделке, определении четко оговоренных условий обязательств и информации товара при его продаже. Инвестиции в человеческий капитал оцениваются с точки зрения справедливой оплаты труда, честности и искренности отношений [14].

В основу финансовых инструментов и принципов их использования в исламском финансировании также заложены нормы Корана. Например, такой запрет, как риба, осуждающий выплату и получение процента, уходит своими корнями в третью суру Корана, интерпретация которой позволяет говорить о необходимости справедливого отношения к труду заемщика даже в случае, если его работа принесла убытки. В самом общем смысле запрет на получение ссудного процента связан с нарушением равновесия в общем благосостоянии. Именно поэтому азартные игры и способы легкого получения прибыли также находятся под запретом с точки зрения морально-этического принципа исламских финансов.

Наличие таких этических ограничений способствовало отказу в исламском финансировании от классических видов страхования, где получение прибыли может зависеть от случайного исхода событий (май-сир), аналогичная природа получения финансового результата характерна и для торговли деривативами (производными финансовыми инструментами), которая также находится под запретом. Под запрет попадает любой намеренный риск (находящийся за пределами разумного смысла) – гарар, который осуждается с точки зрения исламского финансирования, поскольку не может предотвратить возможность несправедливого обогащения за счет случайного события или неясности в предмете договора.

Подобные запреты действуют и на обман, обвешивание товара (габн), намеренное утаивание или сокрытие его характеристик или его недостатков (тадлес или гишь) [3], принуждение вступления в договор на заранее неблагоприятных для участника сделки условиях (икрах). Существует и фактический запрет на биржевую торговлю, этический смысл которой определяется невозможностью удержания поставки товара или запрет его покупки с целью ожидаемого роста цены. В самом общем понимании этот запрет согласуется с запретом на спекуляцию и манипулирование спросом на товар (наджш), поясняющим противоречие этических принципов к природе незаконного обогащения.

Широкий взгляд на сложившуюся модель исламского банкинга позволяет утверждать, что более справедливое отношение к финансированию населения и бизнеса имеет макроэкономический, долгосрочный эффект, поскольку не только снижает социальное неравенство, но и нивелирует вероятность кризисных явлений в экономике [7, 11]. Справедливо считать, что в основе «эффекта запрета», основанного на религиозном и этических принципах, лежит возможность повышения благосостояния государства, оказывая влияния на экономические параметры его развития.

По нашему мнению, в основе принципов исламского банкинга лежит не полный запрет на обогащение, а лишь необходимость соблюдения социальной и моральной справедливости, равноправного отношения к средству получения прибыли, принципов «социального консерватизма». Достаточно привести лишь некоторые факты, объясняющие природу этических принципов исламского финансирования.

Так, исламская модель традиционно развивается благодаря естественному приросту населения, в отличие от европейской модели. Чем более понятны и просты принципы финансирования для большинства людей, тем более популярны его продукты среди различных групп и слоев населения, а в широком смысле – существует большая возможность их практического использования. Противопоставляя западную модель банкинга исламской модели, стоит лишь отметить, что процедуры банковского финансирования в развитых странах для населения построены по принципам «недоверия», «проверки на потенциальный риск», «получения прибыли с процента даже в случае банкротства заемщика», «культивирования значения кредитной истории» [12], что фактически является антиподом принципов «справедливого отношения к финансированию», «отсутствия ссудного рабства», «доверия основанного на религиозном факторе».

Обобщая влияние этических и религиозных принципов на сложившуюся модель исламского банкинга выделим несколько базовых отличий:

  •    отсутствие ссудного процента. В основе исламского банковского инструментария всегда лежит инвестиционная стратегия, основанная на пропорциональном разделении риска между участниками сделки, что в дальнейшем снижает разрыв доходов между богатыми и бедными слоями населения;

  •    финансирование в исламском банкинге носит ограниченный характер. Не осуществляется финансирование деятельности или бизнеса, находящихся под запретом, что снижает развитие отраслей, не социально-ориентированного характера (игорный бизнес, производство алкоголя и табака, производство оружия);

  •    финансирование осуществляется с учетом социальной направленности, поскольку этические стандарты защищают партнера от спекуляции и непредвиденного риска, что в дальнейшем нивелирует возможность дефолта в кризисной ситуации;

  •    обеспечение эффективности и доступности исламского банкинга. Принципы оценки потенциального заемщика построены на индивидуальном подходе к оценке риска по каждой сделке, что повышает доступность кредитования для различных категорий населения.

Принимая во внимание этическую и религиозную составляющие исламской модели банкинга и организации деловых отношений, по нашему мнению, ее практическое применение для стран неисламской юрисдикции, включая отдельные регионы России, в будущем будет оказывать стимулирующее влияние на развитие исламского рынка капитала, в первую очередь за счет увеличения инвестиционного потока, снижения разрыва в доходах населения и увеличения потребительского спроса на отдельные товарные группы. Создание соответствующих условий для финансирования отдельных отраслей производственного сектора формирует инвестиционный климат конкретного региона, создавая денежные активы в ответ на предоставленные инвестиционные возможности [9]. А «спекулятивный эффект» традиционного финансирования будет сдерживать высокая зависимость реального сектора экономики от интересов банковского капитала.

Конвергенция банковского законодательства в России к нормам исламской модели финансирования сегодня является приоритетным направлением и первым шагом к развитию исламского рынка капитала. Создание нового типа партнерских финансовых институтов открывает широкие возможности к систематизации законодательства о проектном финансировании и в будущем определит основу для развития инвестиционных банков [5]. Стимулирование развития в России исламского банкинга создаст реальную платформу для появления новых типов и инструментов проектного инвестирования, а также создаст предпосылки к появлению инноваций в сфере информационных и цифровых технологий.

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что этические и религиозные ограничения оказывают значительное влияние на сформировавшуюся в мире модель исламского банкинга и в будущем могут оказать стимулирующее влияние на развитие рынка капитала в России, проявляться в изменениях ин- вестиционного климата, повышении потребительского спроса на отдельные группы товаров (не подпадающих под ограничения норм ислама), потенциально приводя к изменениям инвестиционных возможностей отдельных регионов и секторов экономики России.

На макроэкономическом уровне постепенный процесс развития исламского банкинга в России будет оказывать стимулирующее влияние на укрепление внешнеполитического курса страны со странами Организации исламского сотрудничества, формируя дополнительную экономическую платформу взаимодействия со странами исламской юрисдикции. В качестве отложенного дополнительного эффекта нам видится развитие альтернативного рынка капитала и повышение значимости проектного финансирования в региональном масштабе.

Список литературы Исламская модель банковской системы -концептуальное понятие и этические компоненты

  • Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009. 344 с.
  • Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2009. 368 с.
  • Беккин Р.И. Розничные услуги в исламском банковском деле // Банковский ритейл. 2007. № 4. С. 21-26.
  • В России появится исламский банкинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10971107/ (дата обращения 01.12.2022).
  • Законопроект об исламском банкинге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/55312/ (дата обращения 23.11.2022).
  • Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 205 с.
  • Магомаева Л.Р. Кросс-канальное сотрудничество компаний в условиях интеграции информационных ресурсов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 75-80.
  • Морозов А. Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России // Рынок ценных бумаг. 2008. № 19. С. 52-55.
  • Никифорова В.Д., Сергеева И.Г., Харламов А.В. Использование потенциала финансового рынка для инновационного развития российской экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102). С. 7-14.
  • Павлов В.В. Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития: дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2004. 327 с.
  • Разина О.М. Новые направления фрод-мониторинга в банковской деятельности // Банковское дело. 2016. № 2 (266). С. 68-71.
  • Разина О.М. Роль антикризисных мер в решении проблем развития банковского сектора в условиях современной экономики // Банковский бизнес. 2011. № 3. С. 17-20.
  • Рассказов С.В. Экономическая теория с учетом исламской этики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4. С.49-58.
  • Шелгунов Р.В. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Мировое и национальное хозяйство. 2010. № 3-4. С. 31-42.
  • Global Financial Development Report 2016. IMF, 2017.
Еще
Статья научная