Исламское финансирование: а был ли кризис?

Автор: Наумова Татьяна

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Ваши деньги

Статья в выпуске: 8 (100), 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142169724

IDR: 142169724

Текст обзорной статьи Исламское финансирование: а был ли кризис?

Исламские банки следуют принципам шариата: Коран запрещает брать проценты за кредиты, поэтому заемщик может рассчитывать на получение дохода только в том случае, если деньги создали реальную добавленную стоимость. Банк таким образом получает часть прибыли компании и одновременно берет на себя часть риска финансируемого бизнеса. Такой подход обеспечивает и дополнительный контроль со стороны финансистов за расходованием предоставляемых денежных средств.

Исламскому банку запрещено финансировать деятельность, противоречащую принципам шариата, например производство или продажу спиртных напитков.

Реальный взгляд на экономику

В кризис исламский банкинг привлек к себе пристальное внимание инвесторов и аналитиков по всему миру. Пока в Америке банкротились Lehman Brothers и Washington Mutual, а в Европе пытались спасти почти все без исключения финансовые институты, ни один исламский банк не назвал себя банкротом.

Консервативность, которая рождается из-за применения норм шариата, привела к тому, что исламские банки в своих портфелях практически не имели «токсичных» активов. Ведь многие из них просто не соответствуют нормам исламского права, которые содержат так называемый запрет на спекуляцию и неопределенность — «гарар». Шариат предписывает финансирование только реальной производственной деятельности. Согласно его принципам, сделка должна быть подкреплена существующим активом, который находится

Продукты исламского финансирования

Взамен традиционных кредитов и депозитов исламский банкинг предлагает своим клиентам целый ряд специфических продуктов, самыми распространенными из которых являются «мурабаха», «мушарака» и «мудараба».

МУРАБАХА, ИЛИ ПРОДАЖА

С НАЦЕНКОЙ

Согласно схеме, которая используется в мурабахе, банк покупает некий товар от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по завышенной стоимости.

Наценка появляется за счет того, что при подобной сделке банк берет на себя всю организацию продажи, хранение товара, его перевозку и т. д.

В итоге эта разница и становится вознаграждением банка.

МУШАРАКА, ИЛИ ПАРТНЕРСТВО Этот продукт предусматривает подписание банком с клиентом соглашения о партнерстве, где стороны совместно финансируют определенный проект. При этом заключается специальный договор, в соответствии с которым клиенту банка отчисляется часть прибыли, полученной в результате его предпринимательской деятельности, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями финансирования.

Если же проект оказывается убыточным, то потери подлежат распределению пропорционально участию сторон в финансировании проекта.

МУДАРАБА, ИЛИ УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Используя этот финансовый инструмент, исламский банк доверяет предпринимателю с определенными возможностями, опытом и репутацией (мударибу) свои средства для их эффективного использования. Доход от капитала, запущенного в оборот, распределяется между банком и предпринимателем в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Однако, если проект оказывается нерентабельным, убытки несет банк, а мудариб в этом случае просто не получает вознаграждения за свою деятельность.

К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, можно отнести «иджар» — долгосрочную аренду, аналог лизинговой операции; «иджар ва-иктина» — соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятое в аренду оборудование, сооружения производственного назначения и т. д.; «кард-аль-хасан» — беспроцентную ссуду и «бей-би-силаа» — форвардную сделку, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

во владении продавца и имеет конкретное описание, а не указывается как некий теоретический объект.

«Вспомним наш кризис 1998 года. Тогда разорились в первую очередь «продвинутые» банки, интенсивно спекулировавшие ценными бумагами. А «консервативные» финансовые институты, по старинке привлекавшие депозиты и размещавшие кредиты, показали, что обладают большим «иммунитетом». По существу, ту же ситуацию мы наблюдали и в ходе последнего кризиса, в основном затронувшего те банки, у которых было очень много новомодных ценных бумаг, основанных на американской второсортной ипотеке. Некоторые из них обанкротились», — объясняет начальник корпоративного управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий .

У исламских банков подобных проблем не было. Более того, согласно подсчетам Исламского Банка Развития, активы финансовых организаций, которые согласуют свой бизнес с нормами Корана и шариата, в 2008 году составляли $639 млрд., а в 2009-м они выросли до $822 млрд. Согласно тому же исследованию, в 2010-м

EAST NEWS

СУКУК — исламский финансовый инструмент, в западных финансах аналогичный облигациям.

Сукук представляет собой беспроцентную ценную бумагу, выпускаемую под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника.

Доходность сукук зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости.

Олег СМИРНОВ, председатель Правления дочернего банка Сбербанка России в Казахстане

— Планируете ли вы работу на принципах исламского финансирования?

— Банку интересно участие в достаточно новом на казахстанском рынке секторе финансирования; несколько сделок уже реализовано, в них банк выступил оператором по привлечению средств исламских фондов. В настоящее время ДБ АО «Сбербанк» делает следующий шаг в данном направлении, структурируя сделку по поставке казахстанской компании сельхозтехники. Мы видим в этом сегменте значительный потенциал, приобрели некоторый опыт совместного сотрудничества с Исламским Банком Развития, его дочерними структурами, такими как Исламская корпорация развития частного сектора.

— На ваш взгляд, для финансирования каких сделок лучше всего подходит «исламская схема»?

— Исламское финансирование применимо ко всем видам сделок, соответствующим нормам и принципам исламского права. Так как основными принципами здесь является совместное участие в бизнесе, то предпочтительнее всего — долгосрочные инвестиционные проекты по участию в капитале либо приобретению основных средств.

— Как дочерний банк Сбербанка России в Казахстане собирается развивать исламское финансирование?

— Казахстан обладает большим потенциалом в области нефтегазовых, инфраструктурных, телекоммуникационных и других проектов, в которых одновременно заинтересованы и арабские инвесторы. Мы готовы участвовать в программах наших клиентов в качестве оператора, агента, банка-негоцианта либо осуществлять другие функции в соответствии с условиями проектов. Уже накоплен определенный опыт сотрудничества, развивать которое ДБ АО «Сбербанк», безусловно, намерен и дальше, предпринимая, в свою очередь, активные шаги навстречу.

совокупные активы 500 крупнейших исламских банков мира увеличатся более чем на $180 млрд. и превысят $1 трлн. А по оценкам экспертов Управления исламских финансовых услуг в Куала-Лумпуре‚ исламская финансовая индустрия к 2015 году может увеличить свои активы до $2‚8 трлн.

Исламский банкинг по-европейски

Первый в Европе исламский банк — Islamic Bank of Britain (Исламский банк Великобритании) — открылся в Лондоне еще в 2004 году. Менее чем через два года, в марте 2006-го, Управление финансовых услуг (FSA) Старого Света выдало лицензию Европейскому исламскому инвестиционному банку (European Islamic Investment Bank) — первому исламскому инвестиционному банку в Европе. Не желая отставать от Туманного Альбиона, другая финансовая Мекка Европы — Швейцария — также приложила все усилия к развитию исламских финансов в стране. Уже в октябре 2006 года старания увенчались успехом: первый исламский частный банк Faisal Private Bank Switzerland получил лицензию. Сейчас в странах Европы, где почти постоянно увеличивается количество мусульманского населения, открывается все больше исламских банков. Да и традиционные банки Старого Света стремятся сделать все возможное, чтобы предложить своим клиентам последние финансовые услуги «по шариату». Так, британский HSBC и французский Societe Generale уже предоставляют своим клиентам ряд услуг в соответствии с исламскими принципами финансирования. А в немецком Манхайме в скором времени будет открыт первый на территории Германии мусульманский банк, который будет функционировать в соответствии с этическими нормами Корана.

Российский сукук

В России общее число мусульман по разным оценкам достигает 20–23 млн. человек. Причем согласно данным последнего опроса Совета муфтиев России, 69% из них задумываются об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей, а 56% выражают готовность стать клиентами исламского банка.

Впрочем, история исламского финансирования в России скорее трагична, чем успешна. Приказом Банка России №ОД-658 от 04.12.2006 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у МКБ «Бадр-Форте Банк» — единственного исламского банка, когда-либо работавшего в России. Еще одну попытку внедрения исламской финансовой практики предприняла управляющая компания «Брокеркредитсервис». С октября 2007 года достаточно успешно функционирует открытый паевой инвестиционный фонд «БКС — Фонд «Халяль». Этот ПИФ рассчитан на инвесторов-мусульман, проживающих в России и за рубежом, которые хотят быть уверены в том, что их сбережения будут направлены только в разрешенные исламом финансовые инструменты (см. справку).

С октября 2009 года рынок периодически наполняется новостями о том, что Внешторгбанк планирует внедрить такие экзотические виды облигаций, как исламский сукук.

Из неофициальных источников стало известно, что ВТБ запланировал выпуск сукук объемом $200 млн. на вторую половину текущего года.

«Для внедрения исламского банкинга в России том виде, в котором он сегодня существует в мире, необходима адаптация законодательства, как это было недавно сделано в Киргизии и Казахстане. Однако на данный момент действует проект, по сути очень близкий к модели исламского банкинга: товарищество на вере «Юмарт Финанс» в Казани, которое способно привлекать вклады от населения на условиях распределения прибылей и убытков и управлять ими посредством инструментов «мурабаха» (продажа заказанного товара в рассрочку) и «иджара ва-иктина» (исламский лизинг)», — отмечает заместитель директора Российского Центра Исламской Экономики и Финансов Искандер Исхаков .

Есть ли спрос на исламские финансовые продукты в России?

«Спрос, наверное, есть. Возможно, он частично удовлетворяется неофициальным образом, «под прилавком», когда заемные деньги нелегально передают «из рук в руки». Не исключено также, что состоятельные российские мусульмане прибегают к исламским финансовым услугам за рубежом. Работать по исламской схеме в России пока невозможно. У нас банки, банковская отчетность и инструкции «заточены» именно под западную схему. Исламские финансы не могут существовать в российском законодательном

REUTERS

REUTERS

В России 56% мусуль ман выражают готовность стать клиентами исламского банка. Исламская финансовая индустрия к 2015 году может увеличить свои активы до $2‚8 трлн.

поле. Для внедрения исламского банкинга необходимо изменить нормативную базу, начиная с Гражданского Кодекса», — подчеркивает Максим Осадчий .

«На мой взгляд, сегмент исламских финансов должен развиваться усилиями бизнес-сообщества. Безусловно, адаптация законодательства под существующую мо-

Хатер МАССААД (Dr. Khater Massaad), советник Его Высочества Наследного

Принца эмирата Рас Аль Хайм (ОАЭ), президент инвестиционного агентства

RAK Investment Authority правительства эмирата Рас Аль Хайм

— Некоторые экономисты говорят, что в кризис западная финансовая модель доказала свою нежизнеспособность, и в качестве одной из альтернатив называют модель исламских финансов. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Западная финансовая система, основанная на концепции рынка капитала, и схемы исламского финансирования будут и дальше сосуществовать вместе. Эти системы не являются взаимоисключающими. Каждая из них имеет свой определенный целевой сегмент и нацелена на удовлетворение соответствующего спроса. С корпоративной точки зрения, способность компании к освоению всех форм капитала является ключом к ее успеху. Как и любые финансовые продукты, каждая из этих систем имеет свои сильные и слабые стороны.

— Что нужно сделать России, чтобы ускорить процесс внедрения практики исламского финансирования, и каковы его последние тенденции?

— Во-первых, необходимо учредить специальный «шариатский» комитет, в состав которого войдут международные ученые, хорошо разбирающиеся в различных структурах исламских финансовых продуктов. Во-вторых, стоит определить ключевые проекты, требующие финансирования, которое вписывается в рамки исламских финансовых продуктов. Не менее важный вопрос — установление тесных связей с другими международными центрами исламских финансов, например Бахрейном и Малайзией. Это «передовые» страны в вопросе практики исламских финансов, и они готовы поделиться своим опытом с Россией. Кроме того, российское правительство могло бы приготовить план действий в отношении внедрения сукук.

Ведь последние тенденции в области исламских финансов в первую очередь связаны именно с выпуском этих облигаций. Большинство компаний и правительств на Ближнем Востоке используют этот инструмент очень широко: он имеет наивысшую прозрачность и ликвидность на рынке.

дель исламского банкинга может стать хорошей почвой для развития исламских финансов, однако этот путь далеко не единственный. По оценкам ведущих экспертов, наиболее быстроразвивающимися сегментами внутри индустрии исламских финансов в ближайшие годы могут стать небанковские финансовые институты, прежде всего фонды прямых инвестиций. На мой взгляд, это тот сегмент в рамках индустрии, который может принести наибольшую пользу для экономики России. Поэтому, с точки зрения государственной политики, хорошим направлением было бы развитие законодательной и институциональной базы для сектора прямых инвестиций в целом», — говорит Искандер Исхаков .

«В России скорее всего ситуация будет развиваться по аналогичному с другими странами сценарию. Для финансовых институтов мурабаха и иджа-ра — наиболее удобные финансовые инструменты. Однако решающее слово будет все же за потребителями, многие из которых отрицательно настроены к подобным продуктам. Кроме того, в частности нашим центром, ведется определенная просветительская работа среди населения на предмет того, какими должны быть исламские финансы, а именно: соответствующими исламу не только по форме, но и по содержанию. Поэтому мы надеемся, что в России нам удастся подготовить рынок к тому, что наиболее востребованными окажутся долевые модели финансирования, основанные на принципах разделения прибылей и убытков — мушарака и мудараба», — отмечает Искандер Исхаков .

Стоит отдельно отметить и тот факт, что за последние два года существенно возросло количество международных конференций и форумов, посвященных вопросам исламских финансов и проходящих в России. На последнем из них — Международном Московском Форуме «Исламские финансы и инвестиции» (26–27 мая) — состоялось подписание важного соглашения о создании Исламского фонда прямых инвестиций для вложений в реальный сектор экономики России и стран СНГ. Его подписали ИФК «Аль-Шамс Капитал», компания по управлению фондами Lux Global Trust Services (Люксембург) и юридическая фирма Theisen Law (Люксембург).

Статья обзорная