Исполнители операций в рамках дела «Иран – контрас»: краткая характеристика биографий
Автор: Демокрит Малхазович Заманапулов
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 7, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются биографии исполнителей специальных операций в рамках дела «Иран – контрас». Автор делит их на три вида. Первый – это военные, находящиеся в рассматриваемый период на действительной военной службе в штате Совета национальной безопасности США; второй – сотрудники ЦРУ; третий – отставные военные и частные лица, занимающиеся бизнесом, как правило, в специфической сфере обеспечения безопасности и торговли оружием. Прослеживается генезис обстоятельств невозможности оказания открытой военной помощи Вашингтоном движению контрас, что было связано с кризисом доверия между законодательной и исполнительной ветвями власти политического механизма США. Кратко освещаются биографии главных действующих лиц. Несмотря на некоторые сходства и различия в них, автор разграничивает мотивы их действий.
Специальные операции, политическая мораль, холодная война, «Иран – контрас»
Короткий адрес: https://sciup.org/149134225
IDR: 149134225 | DOI: 10.24158/fik.2021.7.13
Текст научной статьи Исполнители операций в рамках дела «Иран – контрас»: краткая характеристика биографий
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, ,
Kuban State University, Krasnodar, Russia, ,
Анализируя карьерный путь лиц, ответственных за реализацию операций в рамках дела «Иран – контрас», можно прийти к выводу, что они, как правило, были профессиональными военными и занимали ответственные посты в штате Совета национальной безопасности США либо в прошлом являлись сотрудниками американских спецслужб. В списке военных необходимо выделить фигуру советника Р. Рейгана по национальной безопасности в период 1983–1985 гг. – Р. Макферлейна [1, p. 30].
До прихода в большую политику Р. Макферлейн сделал успешную карьеру кадрового военного. Так, после окончания в 1959 г. Военно-морской академии в Аннаполисе он был зачислен в корпус морской пехоты США и отлично показал себя во время войны во Вьетнаме. Вскоре после этого Р. Макферлейн получил стипендию Белого дома на обучение в Швейцарии, где он изучал международные отношения, что открыло перед ним новые возможности. Американский историк Т. Дрейпер в капитальном исследовании, посвященном делу «Иран – контрас», отмечает, что человеком, который способствовал его политической карьере, был генерал А. Хейг. Он рекомендовал его на пост помощника советника по национальной безопасности Г. Киссинджера [2, p. 28].
Пришедшая к власти в 1981 г. администрация Р. Рейгана нуждалась в активных приверженцах силовой линии в отношении СССР, что определило большое количество «ястребов» во властных структурах США того периода. В рамках данной концепции Р. Макферлейн оказался достойной фигурой на пост советника по национальной безопасности, на который он был назначен в октябре 1983 г. после ухода У. Кларка [3, p. 11–12]. Необходимо отметить, что политическая лояльность Р. Макферлейна по отношению к Р. Рейгану проявлялась в том, что с самого начала работы в СНБ он безоговорочно поддержал никарагуанскую политику действующего президента, направленную на содействие контрас. В частности, в апреле 1984 г. Р. Макферлейн испортил отношения с конгрессом, заявив, что комитеты по надзору за специальными операциями были полностью проинформированы о проведении акций по минированию никарагуанских портов [4, p. 31].
Следует напомнить, что в указанный период ЦРУ осуществляло секретную программу, направленную на подрыв судоходства, что должно было привести к экономическому краху сандинистского правительства. Согласно американскому законодательству [5], директор ЦРУ должен был своевременно уведомить конгресс об этих операциях, однако этого не было сделано. Несмотря на последующий кризис доверия в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти США, а также принятие ограничивающих деятельность ЦРУ в Никарагуа поправок Э. Боланда [6], Р. Макферлейну удалось удержаться на посту советника по национальной безопасности. Учитывая ситуацию, сложившуюся после инцидента с минированием портов в Никарагуа, Р. Рейгану для реализации задуманной им линии по дальнейшей поддержке контрас был необходим именно такой человек, как Р. Макферлейн.
Другой ключевой фигурой в афере «Иран – контрас» являлся подполковник морской пехоты США О. Норт, который был назначен в СНБ на непродолжительный срок в качестве военного консультанта. Он имел биографию, несколько схожую с таковой Р. Макферлейна, однако не обладал соответствующим политическим опытом в отличие от руководителя Совета безопасности. Согласно материалам автобиографии, О. Норт родился 7 октября 1943 г. в городе Сан-Антонио, штат Техас. Его детство прошло в маленьком городке Олбани к югу от Нью-Йорка. Отец владел текстильной фабрикой, мать была школьной учительницей и набожной католичкой, которая внушила сыну глубокие религиозные убеждения. Сначала О. Норт обучался в небольшом педагогическом колледже, но вскоре получил приглашение в Военно-морскую академию США. После ее окончания в 1968 г. он был отправлен во Вьетнам, где провел около года в качестве командира взвода в 3-й дивизии морской пехоты. Во Вьетнаме О. Норт показал себя хорошим солдатом и удостоился бронзовой и серебренной звезд, а также медали ВМС США. Следующим этапом в карьере была должность инструктора на военно-морской базе Квантико, где он пробыл до 1973 г., после чего прошел годичный курс в учебной части в Японии [7]. В 1980 г. он был направлен на обучение в военно-морском колледже в Ньюпорте. До этого этапа путь О. Норта был типичным для офицера морской пехоты, однако в 1981 г. он был приглашен в штат СНБ, что круто поменяло его военную карьеру.
Начав службу в СНБ 4 августа 1981 г., О. Норт вошел в группу военных специалистов под руководством генерал-майора Р.Л. Швейцера. Обязанности О. Норта на первом этапе включали в себя в основном черновую работу. Однако, как позднее отмечало его руководство, что бы О. Норт ни делал, он демонстрировал аккуратность и трудолюбие, в связи с чем заслужил репутацию преданного президенту человека [8, p. 31]. В 1983 г. О. Норт был делегирован для планирования интервенции США в Гренаду, а вскоре после этого – повышен до подполковника.
Именно в это время О. Норт начал проявлять большой интерес к борьбе с режимом сандинистов в Никарагуа, которые к тому моменту являлись серьезной проблемой для администрации Р. Рейгана. В частности, осенью 1983 г. он отправился в Центральную Америку в качестве связующего звена сотрудников СНБ с комиссией Г. Киссинджера, его миссия заключалась в подготовке более развернутого обзора проблем, стоящих перед США в Центральной Америке. Он посетил шесть стран за шесть дней, после чего составил личное представление о задачах в Центральной Америке и путях их решения. К указанному времени срок работы О. Норта в СНБ подходил к концу, и весной 1984 г. его вызвала обратно 2-я морская дивизия с дислокацией в Лежене, штат Северная Каролина. Однако Р. Макферлейн считал О. Норта слишком ценным сотрудником, по этой причине ему удалось продлить службу О. Норта в СНБ. На этом этапе он уже был привлечен к секретной работе с контрас. Поскольку поправки Э. Боланда запрещали спецслужбам США поддержку никарагуанского сопротивления, директор ЦРУ У. Кейси создал неофициальную структуру под руководством О. Норта, которая должна была заменить деятельность агентства на данном направлении. Таким образом, О. Норт из офицера корпуса морской пехоты США превратился в секретного оператора СНБ [9, p. 3].
Случайностью можно считать то, что такой человек, как О. Норт, был избран в качестве ответственного за проведение двух самых запутанных спецопераций в истории США. Задачи подобного масштаба и специфики должны были решаться оперативными подразделениями ЦРУ, людьми, которые проходили специальную подготовку или по крайней мере имели полную поддержку агентства. Однако поправка Э. Боланда поставила У. Кейси в положение, в котором ему приходилось скрывать свою деятельность посредством создания секретного механизма по поддержке сил контрас, не известного комитетам конгресса по надзору за разведкой. Предполагалось, что новичок в вопросах реализации спецопераций О. Норт сделает для ЦРУ то, что оно само уже не может выполнять в силу законодательных ограничений. Представляется, что в других обстоятельствах О. Норт, закончив трехгодичную стажировку в СНБ, вернулся бы к командованию пехотным батальоном в корпусе морской пехоты США.
Таким образом, О. Норт оказался подходящим человеком для ЦРУ в деле реализации тайной помощи силам контрас. В частности, к 1984 г. в качестве признания его работы в Комиссии Г. Киссинджера он был назначен контактным лицом СНБ США при взаимодействии с движением контрас.
Еще одним сегментом в оперативном сопровождении операций в рамках дела «Иран – контрас» были сотрудники ЦРУ, ключевой фигурой здесь является руководитель латиноамериканского отдела ЦРУ Д. Клеридж. Последний, по сути, выступал главным куратором антисанди-нистской программы США до принятия поправок Э. Боланда. Д. Клеридж пришел в ЦРУ в 1955 г. и быстро дослужился до поста резидента в Стамбуле, где он курировал деятельность антикоммунистических сил в рамках операции «Гладио». Следующим его постом была аналогичная должность в Риме, где в 1981 г. его и заметил новый директор ЦРУ У. Кейси. Склонность Д. Кле-риджа к решительным действиям импонировала У. Кейси, который стремился усилить центральноамериканский вектор работы агентства. В рамках данного подхода Д. Клеридж был назначен на пост руководителя отдела ЦРУ по Латинской Америке [10]. Следует сказать, что именно он выступал автором идеи о минировании никарагуанских портов. В дальнейшем Д. Клеридж был постоянным консультантом О. Норта в вопросе проведения специальных операций.
Третий и последний сегмент в оперативном сопровождении операций «Иран – контрас» – это отставные военные и бизнесмены. Здесь следует выделить фигуру генерала-майора ВВС США Р. Секорда. Его послужной список был богатым. Например, он участвовал в боевых действиях во Вьетнаме и Лаосе, в период с 1975 по 1978 г. возглавлял миссию ВВС США в Иране и уехал оттуда за шесть месяцев до падения шаха. С 1978 по 1981 г. он возглавлял отдел международных программ ВВС в Пентагоне и в качестве помощника министра обороны посещал страны Ближнего Востока, Африки и Южной Азии. Р. Секорд никогда не работал в Латинской Америке, но это не являлось сдерживающим фактором, поскольку он имел обширный опыт в области проведения специальных операций. Согласно монографии Т. Дрейпера, О. Норт с момента начала неофициальной деятельности в качестве руководителя секретного органа по поддержке никарагуанского сопротивления был направлен руководством ЦРУ к Р. Секорду как к человеку, способному оказать ему деятельную поддержку на данном направлении [11, p. 36].
Говоря о роли частных лиц и бизнесменов в афере «Иран – контрас», следует выделить и личность американского гражданина иранского происхождения Альберта Хакима, с которым в свое время, будучи начальником миссии ВВС США в Иране, познакомился Р. Секорд. А. Хаким провел первые 20 лет жизни в Иране, после чего приехал в Калифорнию для прохождения учебы, по окончании которой вернулся в Иран. На родине он выстроил успешный бизнес, заключавшийся в продаже электронного оборудования иранским ВВС. В 1978 г., за год до свержения шаха, А. Хаким вернулся в Соединенные Штаты, где продолжил поставки электронного оборудования для нужд министерства обороны. А. Хаким получил гражданство, что обеспечило ему прибыльные сделки с правительством США. А. Хаким и Р. Секорд объединили силы в деле помощи О. Норту в рамках деятельности по поддержке никарагуанского сопротивления. В частности, они создали ряд компаний в офшорных зонах, вошедших в сеть «Энтерпрайз», которая выступала неофициальной структурой, призванной обойти ограничения конгресса.
В общих чертах работа структур «Энтерпрайз» выглядела следующим образом:
-
1) руководители никарагуанского сопротивления сообщали О. Норту о потребностях в вооружении;
-
2) деньги, полученные у правительства США (после принятия ограничительных поправок Э. Боланда организован благотворительный сбор средств у частных граждан, а с 1986 г. средства поступали от продажи оружия Ирану), переводились на счета фирмы «Лайк Ресурсес» (создана А. Хакимом);
-
3) О. Норт поручал Р. Секорду и А. Хакиму приобретение вооружения, необходимого для контрас;
-
4) фирмы («Энерджи Ресурсес» входила в сеть «Энтерпрайз») А. Хакима закупали оружие в Европе (главном образом у португальской фирмы «Дефекс») и доставляли его в Центральную Америку.
По сути, миссия О. Норта по замене ЦРУ в спецоперациях в Никарагуа была реализована без обычных бюрократических ограничений возможностей персонала. До тех пор, пока его непосредственные начальники, Р. Макферлейн, а затем и Дж. Пойндекстер, выполнявшие пожелания Р. Рейгана, одобряли указанные операции, О. Норт мог осуществлять функции ЦРУ под прикрытием СНБ. В этом отношении деятельность О. Норта была крайне необычна для сотрудника Совета национальной безопасности США.
Таким образом, к операциям в рамках дела «Иран – контрас» привлекались люди, имеющие различные происхождение и судьбу. Однако общим было то, что они обладали пониженным порогом ответственности, который выражался в готовности нарушать закон ради достижения целей. Последние, в свою очередь, вносят элемент различия в мотивы их действий. Дальнейшее расследование показало, что фактор служения стране, а также выполнение воли президента Р. Рейгана являлись ключевыми в деятельности Д. Клериджа и О. Норта. Стремление совмещения служения благородным целям и возможности получения значительных денежных средств, видимо, определяли действия Р. Секорда и А. Хакима. В любом случае дело «Иран – контрас» представляет значительный интерес для исследователей, рассматривающих вопросы политической морали.
Список литературы Исполнители операций в рамках дела «Иран – контрас»: краткая характеристика биографий
- Draper T. Very Thin Line: The Iran-Contra Affairs. N. Y., 1991. 690 p.
- Ibid. P. 28.
- Testimony of Robert C. McFarlane // Joint Hearings before the House Select Committee to Investigate Covert Arms Trans-actions with Iran and the Senate Select Committee on Secret Military Assistance to Iran and the Nicaraguan Opposition. Washington, 1987. Vol. 100-2. P. 1–285.
- Moynihan D.P. On the Law of Nations. Harvard, 1990. 211 p.
- Intelligence Oversight Act [Электронный ресурс] // Congress.gov. URL: https://www.congress.gov/bill/96th-congress/sen-ate-bill/2284?s=1&r=3 (дата обращения: 06.07.2021).
- Purdy E.R. Boland Amendments [Электронный ресурс] // Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/Boland-Amendment (дата обращения: 06.07.2021).
- Waag-Cowling N. Under Fire an American Story // Scientia Militaria – South African Journal of Military Studies. 1993. Vol. 23, no. 3. P. 43–47. https://doi.org/10.5787/23-3-302.
- Draper T. Op. cit. P. 31.
- The Iran-Contra Scandal: The Declassified History / ed. by P. Kornbluh, M. Byrne. N.Y., 1993. 412 p.
- Mazzetti M. Former Spy with Agenda Operates a Private C. I. A. // The New York Times. 2011. Jan. 22.
- Draper T. Op. cit. P. 36.