Использование методов прогнозирования для решения задач информационно-статистического анализа деятельности предприятия в условиях риска
Автор: Барсуков Дмитрий Петрович, Афанасьева Ольга Владимировна
Журнал: Петербургский экономический журнал @gukit-journal
Рубрика: Экономика и управление хозяйствующими субъектами
Статья в выпуске: 1 (1), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается возможность использования методов научно-технического прогнозирования сложных процессов при экономическом анализе деятельности предприятия. Приведен пример применения метода экспертного оценивания для оценки рисков проекта.
Экспертные методы, прогнозирование, риск, предприятие, анализ
Короткий адрес: https://sciup.org/140128779
IDR: 140128779
Текст научной статьи Использование методов прогнозирования для решения задач информационно-статистического анализа деятельности предприятия в условиях риска
Менеджменту предприятия любой организационно-правовой формы и сферы деятельности для определения конкретных перспектив развития предприятия необходимо уметь предвидеть его вероятное будущее, а также состояние среды, в которой оно действует. Многообразие проблем, возни кающих в процессах развития и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества прогнозов, разрабатываемых на основе определенных методов прогнозирования, что требует формирования необходимой методической базы прогнозирования.
Известно, что все методы прогнозирования можно разделить на два больших класса: фактографические и экспертные.
Экспертные методы прогнозирования являются наиболее распространенными методами научно-технического прогнозирования. Они отражают индивидуальное суждение специалистов относительно перспектив развития объекта и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Суждение о прогнозе возникает после соответствующей обработки ответов экспертов.
Экспертные методы прогнозирования используются для анализа объектов и проблем, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается математической формализации, то есть для которых трудно разработать адекватную модель. Например, методы, основанные на экспертных оценках и заключениях, широко используются для оценивания риска инвестиционного решения в финансируемом проекте: вначале выделяются все негативные факторы, влияющие на возможное невыполнение проекта, а затем оценивается количественно их степень влияния и их объективная возможность проявления.
Заметим, что выбор экспертной группы является одним из наиболее важных и сложных вопросов. Эксперт должен удовлетворять следующим требованиям [2; 3]: оценки эксперта должны быть стабильны во времени, то есть не должны меняться в течение экспертизы без дополнительной информации; эксперт должен быть компетентным в данной области знаний, то есть должен быть признанным специалистом по исследуемым вопросам; оценка эксперта при наличии дополнительной информации может быть только улучшена.
Очевидно, что в практике проведения экспертиз всегда стремятся к минимально возможному числу экспертов в группе. В настоящее время нет достаточно обоснованной методики расчета необходимого числа экспертов в группе. Для расчета численности группы экспертов можно, например, воспользоваться известным соотношением математической статистики, которое используется обычно при вычислении погрешности на блюдений [2]: У\' =

где N - число экспер-
Е тов в группе; ех=— - предельно допустимая относительная ошибка экспертной оценки, задаваемая из соображений точности; г- предельно допустимая величина абсолютной погрешности оценки; S - среднеквадратическое отклонение в распределении оценок какой-либо величины; t - коэффициент Стьюдента, определяющий ширину доверительного интервала и зависящий от величины вероятно сти оценки р.
В зависимости от заданной погрешности экспертной оценки и выбранной величины вероятности р может быть рассчитано минимально возможное количество экспертов в группе N.
Не менее важным вопросом, чем определение минимального объема экспертной группы, является оценка компетентности экспертов. Очевидно, что в зависимости от характера и вида продукции величина коэффициента компетентности у одного и того же эксперта может меняться и принимать значения от нуля (полностью некомпетентен) до единицы (наивысшее значение весового коэффициента).
Следует отметить, что в настоящее время объективные способы оценки экспертов практически труднореализуемы, и в основном используются достаточно субъективные способы - самооценка, взаимооценка и оценка на основании документов о квалификации.
В первом приближении можно оценить качество эксперта, используя формализованный подход к оценке его профессиональной компетентности [2].
Профессиональную компетентность, во-первых, определяют уровнем научной квалификации эксперта К, во-вторых, компетентность эксперта определяется структурой аргументов, послуживших ему основанием для оценки (коэффициент К), и степенью его знакомства с исследуемым вопросом (коэффициент К).
Степень влияния на мнение эксперта всех перечисленных источников аргументации
(К = 1 - высокая, К = 0,8 - средняя, К = 0,5 -низкая) определяется, как уже отмечалось, самим экспертом. Аналогично оценивается степень знакомства эксперта с проблемой.
Комплексный показатель компетентности z-ro эксперта можно вычислить по формуле К I К I к
К, _—к----а ----с [21 Величина К. лежит в
' 3
пределах от 0,05 до 1,0.
Стоит заметить, что, как правило, коэффициент профессиональной компетентности эксперта учитывается в виде множителя при соответствующей оценке, то есть служит коэффициентом значимости (весомости) мнения данного эксперта.
Показателями обобщенного мнения группы экспертов в этом случае являются показатели относительной важности определенного пункта: F -среднеарифметическое значение оценки у-го варианта (в баллах); f - частота максимально возможных оценок, получен-ныху-м вариантом.
Для вычисления среднеарифметического значения оценки может быть использована формула

Wj где F - определяется для каждого варианта разработок; d - оценка относительной важности (в баллах), данная z-м экспертом у-му варианту (из 100 баллов); т - количество экспертов, оценивших у-й вариант.
Частота максимально возможных оценок, полученных у'-м направлением, вычисляется по зависимости fj =

где т* - количе ство максимально возможных оценок, полу-ченныху-м вариантом разработок.
При принятии решения также важно учитывать, достаточно ли согласованы эти оценки, не является ли результат экспертизы усреднением диаметрально противоположных мнений.
Степень согласованности мнений экспертов может быть оценена с помощью коэффициента координации по формуле W = D / Dmax
[2], где D - оценка дисперсии (разброса) мнений экспертов; Dmax = ^т2(п3 - и) - максимально возможная величина дисперсии; у = 1,2,...,и - число факторов (вариантов), оцениваемых экспертами; 1 = 1,2,.. ,,т - число экспертов, участвовавших в оценке; d - оценка (баллы)у-го фактора (варианта) z-м экспертом.
Дисперсия достигает наибольшей величины (О = О™”) при полном совпадении мнений всех экспертов (присвоение одинаковых баллов, рангов, «коэффициентов весомости» и др.). Следует считать, что при W < 0,3 - согласованность экспертов плохая; при 0,3< W < 0,7- средняя; при W > 0,7 - высокая, W = 1 - полная согласованность мнений всех экспертов [2; 3].
Последовательность процедуры экспертного оценивания, например, функции риска, состоит из 4-х этапов, один из которых связан с вычислением степени влияния каждого из выбранных негативных факторов на получение желаемого дохода от проекта, полностью покрывающего кредитную задолженность.
Рассмотрим некоторую формальную модель расчета весовых коэффициентов [3]: пусть имеется п ранговых последовательностей R(j = 1,...щ), для которых может быть введена в рассмотрение одна из мер детализации учета соответствующих факторов по системе расчетных случаев Р (j = l,...,m):
А= max /?. - min /?.. (1)
Очевидно, что Ду = max 7?,. -1, 1 < Ay< m.
Заметим, что введение меры (1) не является однозначным. Степень детализации учета того или иного фактора может характеризовать и сумма рангов
8,=ТЛ (2) 1=1
и другие меры. Для рассмотрения данной схемы расчета выбор меры, как видно, не имеет принципиального значения. Если для рассматриваемых мер справедливо А, > А2 >...> А. >...> А„, то этим неравенствам можно поставить в соответствие простое отношение порядка предпочтения
В^В2^...^В^...^В„. (3)
Символическая запись (3) означает, что первый фактор ранжирования расчетных случаев имеет больший ранг важности, чем второй, и т. д.
Количественную оценку степени предпочтения (3) дают так называемые оценки Фишборна
- 2(и-2+1) . ] 7 77(77 + 1)
И .
Очевидно, что эти оценки можно рассматривать в качестве весовых коэффициентов. Однако заметим, что для общего случая упорядочения ранговых последовательностей модели расчета весовых коэффициентов определяются следующим образом.
Пусть имеется и ранговых последовательностей R..(j = 1,...,и), характеризуемых мерой
Ау ^max/y -1. Пусть для рассматриваемых мер справедливо следующее соотношение:
^7-1 — ^1 = ^7+1 = ••• = ^j+k — ^7+t+l ’ (5) где к - степень кратности ранговых последовательностей при их упорядочении по мере А.
Тогда совокупности мер А. можно поставить в соответствие упорядоченную по степени предпочтения систему ранговых последовательностей
Д...в, -1) >- В^в^в^ ^- В^в№у.
Такая символическая запись означает, что j, ;+1,... ,j+k факторы при ранжировании расчетных случаев имеют одинаковый ранг важности и больший, чем J+A+1 и т. д., и меньший, чем J-1 и т. д. Можно показать, что количественная оценка степени предпочтения (6), определяемая на основе использования принципа максимума неопределенности, имеет вид
» - У +1 А
где А = ^кДп - j +1) / = 7? -^kj -1). 7=1 7=1
Можно заметить, что зависимость (7) является обобщением (модификацией) зависимости (4) и вырождается в нее при к = 1, j = 1,...,77.
Находим весовые коэффициенты [1]:
А2 = А4 = А5 = А15 = Alg = А20 = А31 = 1,
^8 = ^21 = ^23 = ^27 = ^32 = 2»
А3 = А6 = А? = Д9 = А10 = Ап = А12 =
= А13 = А14 = А16 = А17 = А19 = А22 =
= Д24 = Д25 = А26 = А33 = 3-му уровню значимости.
Следовательно, упорядочение ранговых последовательностей имеет следующий вид:
В2(В4,В5,ВЪ,ВХ%,В20 , 531) >
> В% (521, В 23, 527, В32) >
> Вх(В3,B6,Bn,ВХй,Ви,ВХ2,ВХз,ВХ4,ВХ6, ВХ1, ВХ9, В22, В24, В25 , S26, S28, S2q,530, В33)
а сумма 5 определяется следующим образом:
5 = ^K>-j^,
7=1
где и = 33, К, = 7, К2 = 5, К3 = 21;
/ = w-^(^-1) = 33-[(7-1)+ (5-1) + (21-1)] = 3.
7=1
Таким образом 5 = 7(33 - 1 + 1) + 5(33 - 3 + 1) = =1042.
Тогда р - Р - Р - Р - р - р - р = '2 1 4 1 5 1 15 1 18 1 20
р = р = р = р = р = __ ^ + 1 = о 0307
Cl Сз С7 С2 1042+ р-р-р-р-р-р - р -р = 1 1 1 3 1 6 1 7 1 9 1 10 1 11
= Р - Р - Р - Р - Р - Р - Р - Р=
^П 1 16 1 17 210 1 77 1 7Д 1 75
= Р7% = Р„ = Р3„ = Р33 = = 0,0298.
Зная веса негативных событий (Р., j = = 1,...,33) и экспертные оценки вероятности каждого события (g., z = 1,2,3), функцию риска можно вычислить по формуле [4]:
3 1 3
Rc =Y^j -Pj’ гДе ^7
7=1 -J /=1
В нашем случае суммарное значение риска Rc = 52,18. Но для того, чтобы оценка была более точной, необходимо вычислить доверительные интервалы, для этого вычислим дисперсию:
oi+j^E+л2.
7=1
где Рк - вес к-го фактора (события);
В результате получим, что D[R(] ~ 13,76.
Тогда 38,42 <М[АС]< 65,94.
Заметим, что риск можно рассматривать как взвешенную по типовым частям проекта среднюю вероятность проявления негативных тенденций. Риск более 50 говорит о до статочно высокой степени проявления таких тенденций.
Таким образом, описание экономических процессов и решение экономических задач сегодня невозможно без использования методов системного анализа и прогнозирования. Они являются необходимым инструментарием менеджера-аналитика и активно используются в исследовательской практике организаций и предприятий различной направленности и структуры.
Список литературы Использование методов прогнозирования для решения задач информационно-статистического анализа деятельности предприятия в условиях риска
- Афанасьева О. В. Прогнозирование риска с использованием метода экспертного оценивания/О. В. Афанасьева, Н. В. Глозштейн//Анализ и прогнозирование систем управления: Сб. тр. VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. СПб., 2006. С. 162-175.
- Бобровников Г. Н. Комплексное прогнозирование, создание новой техники/Г. Н. Боб-ровников, А. И. Клебанов. СПб.: Экономика, 1989. 205 с.
- Голик Е. С. Теория и методы статистического прогнозирования: Учеб. пособие/Е. С. Голик, О. В. Афанасьева. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. 182 с.
- Ивченко Б. П. Информационная экология. Ч. 2. Методологические и информационно-статистические вопросы оперативного прогнозирования экологических процессов. Имитационное моделирование динамики экологических процессов/Б. П. Ивченко, Л. А. Мар-тыщенко. СПб.: Нормед-Издат, 2000. 232 с.