Использование мигрирующими куликами антропогенных ландшафтов на Ямале
Автор: Пасхальный Сергей Петрович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1275 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Пасхальный С.П. 1983. Использование мигрирующими куликами антропогенных ландшафтов на Ямале // Птицы Сибири. Тез. докл. к 2-й сиб. орнитол. конф. Горно-Алтайск: 244-245.
Короткий адрес: https://sciup.org/140155996
IDR: 140155996
Текст статьи Использование мигрирующими куликами антропогенных ландшафтов на Ямале
С. П. Пасхальный
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Наблюдения проводились в 1970-1974 и 1978-1981 годах на Южном Ямале в селе Яр-Сале, расположенном на северной границе лесотундры в долине Оби. В населённом пункте и на прилегающей к нему территории (примерно в 200-метровой полосе) отмечено 18 видов куликов из 21 известного для данной местности (хрустан Eudromias morinellus , большой улит Tringa nebularia и дупель Gallinago media наблюдались только в окрестной тундре). Мигрирующие кулики используют для кормёжки лужи, небольшие болотца в посёлке, пойменные заливные луга, болота и тундровые участки по его периферии.
В 1970-1974 годах в посёлке были обычны турухтаны Philomachus pugnax , белохвостые песочники Calidris temminckii и фифи Tringa gla-reola , кормились одиночные мородунки Xenus cinereus , кулики-воробьи Calidris minuta , бекасы Gallinago gallinago и гаршнепы Lymnocryptes minimus . На прилегающей территории численность птиц была выше, среди них преобладали турухтаны, белохвостые песочники, чернозобики Calidris alpina , щёголи Tringa erythropus , краснозобики Calidris ferruginea , фифи, галстучники Charadrius hiaticula , реже наблюдались малые веретенники Limosa lapponica , круглоносые плавунчики Phala-ropus lobatus , тулесы Pluvialis squatarola , золотистые ржанки Pluvialis apricaria , средние кроншнепы Numenius phaeopus , мородунки. Во время весеннего половодья 1973 года и высокого паводка в августе 1972 года происходила концентрация птиц в населённом пункте и возле него на незатопляемых участках.
С 1970 по 1981 год в посёлке значительно сократилась площадь заболоченных участков. Это произошло в результате замещения их растительными ассоциациями антропогенного типа, а также застройки села (строительство домов, прокладка лежневых дорог и тротуаров). Существенно возрос фактор беспокойства на сохранившихся кормных местах. В 1980-1981 годах обычными в селе были лишь белохвостые песочники и турухтаны, встречались также фифи и очень редко – кулики-воробьи и азиатские бекасы Gallinago stenura. На прилегающей территории птицы кормились охотнее, преобладали турухтаны, белохвостые песочники, чернозобики и галстучники, меньше наблюдалось малых веретенников, фифи, краснозобиков, золотистых ржанок, туле-сов, мородунок и камнешарок Arenaria interpres (последние до 1980 года не встречались). Мигрирующие кулики-воробьи, круглоносые плавунчики и тулесы кормились в основном за пределами этой полосы.
Таким образом, на южном Ямале разные виды куликов в период миграций в неодинаковой степени используют антропогенные ландшафты. К видам, охотно их посещающим, следует отнести белохвостого песочника, турухтана и фифи. Избегают населённых пунктов или редки здесь тулес, золотистая ржанка, средний кроншнеп, малый веретенник, круглоносый плавунчик, кулик-воробей, бекасы, гаршнеп. Прочие виды могут достигать высокой численности в прилегающей местности. При неблагоприятных кормовых условиях в пойме (паводки, резкие похолодания) степень использования птицами антропогенных ландшафтов возрастает.