Использование опыта технологических платформ в развитии инновационных кластеров
Автор: Гречкина Н.Е.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-1 (9), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140105872
IDR: 140105872
Текст статьи Использование опыта технологических платформ в развитии инновационных кластеров
В настоящее время много говорится о необходимости использования кластерного подхода как фактора обеспечения конкурентных преимуществ предприятий, отраслей, региональной и национальной экономик. Существует множество проектов кластерных структур, есть успешные примеры их развития в отечественной практике управления регионами.
Как правило, под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.[1]
Понятие кластеров многогранно, и от того, какой набор ключевых признаков выбирается, будет зависеть их типология. Кластерам в зарубежной и отечественной литературе посвящено значительно больше исследований, чем технологическим платформам. Инструмент технологических платформ (ТП) впервые появился 10 лет назад в странах Европейского союза (ЕС) как механизм согласования межстрановых взаимодействий.
Технологические платформы были определены как площадки, где разрабатывается стратегия развития научно-технических направлений, которая затем ложится в основу конкретных программ и проектов Рамочной программы научно-исследовательских работ ЕС.
Взаимосвязь технологических плафторм и кластеров не столь очевидна, однако в европейской практике техплатформы все чаще рассматриваются в качестве инструмента политики, который может способствовать развитию сетевых взаимодействий внутри кластеров. Техплатформы также считаются инструментом межкластерного взаимодействия, поскольку они не привязаны к конкретной территории, а могут разрабатывать направления развития, важные для разных кластеров. При этом выделяются межрегиональные взаимодействия кластеров и межстрановые.
В число основных стейкхолдеров ТП входят представители науки, промышленности, государственных органов управления, а также финансовые структуры (включая частные банки, Европейский инвестиционный фонд, Европейский банк реконструкции и развития), венчурные фонды, представители гражданского общества
(неправительственные организации, ассоциации потребителей и других пользователей технологий).
После 10 лет функционирования 36 платформ Европейская комиссия по-прежнему считает, что актуальность их существования как инструмента согласования интересов сохраняется, так как Европа продолжает отставать от стран - лидеров инновационного развития. Платформы могут помочь сформировать видение новых рыночных возможностей и потребностей, а также мобилизовать инновационные сети. В связи с этим Европейская комиссия разрабатывает новый формат для ТП. В частности, за ними планируется закрепить три функции:
-
1) стратегическую - техплатформы помогут провести бизнес-анализ проблем и возможностей в области исследований и инноваций;
-
2) мобилизационную - мобилизовать бизнес и других стейкхолдеров на реализацию согласованных приоритетов;
-
3) распространения информации - техплатформы должны распространять информацию и таким образом осуществлять трансфер знаний по широкому кругу стейкхолдеров внутри ЕС.[2]
В России инструмент технологических платформ и меры кластерной политики развивались последовательно, и хронологически первыми были сформированы платформы, а затем уже был объявлен конкурс на поддержку инновационных кластеров. «Порядок формирования перечня технологических платформ» был утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям 3 августа 2010 г. Главной целью создания технологических платформ была названа разработка перспективных коммерческих технологий. Кроме того, технологические платформы расширяют возможности участвующих в них предприятий и компаний за счет:
-
• доступа к новым ресурсам для выполнения НИОКТР;
-
• участия в разработке приоритетных направлений развития отраслей;
-
• соответствующих технических регламентов и стандартов (лоббирование корпоративных интересов);
-
• расширения горизонта планирования и оптимизации бизнес-планирования, поскольку участниками платформ являются не только разработчики и производители технологий, но и их потребители;
-
• повышения эффективности расходования средств путем расширения аутсорсинга;
-
• развития международного сотрудничества;
-
• решения кадровых проблем для науки и бизнеса.
Технологические платформы как инструмент стимулирования связей весьма актуален для России. Как показывают международные сопоставления, Россия сильнее всего отстает именно по параметрам, характеризующим взаимосвязи факторов инновационной системы.
В ряде стратегических и проектных документов, принятых в последние два года, платформы и кластеры представлены как связанные между собой инструменты, что отражает зарубежный опыт в этой сфере. В то же время практическая реализация обеих мер пока сильно отличается от «модельных» представлений, и с этой точки зрения технологические платформы и инновационные кластеры пока еще представляют собой разрозненные инструменты, находящиеся в неопределенной позиции по отношению друг к другу.
Отбор инновационных кластеров проходил в 2012 г. в два этапа и в целом соответствовал имеющейся зарубежной практике. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060 утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г.[3]
На данный момент 14 из них получили право на государственную субсидию. Специфика российского конкурса состояла в том, что заявки подавали не кластеры, а в подавляющем большинстве случаев группы, заинтересованные в формировании кластера (проекты по формированию кластера). В России техплатформы были созданы «сверху вниз», по инициативе государства, и ведомства определяют, чем им следует заниматься. В ТП доминируют научные организации и вузы, роль крупного бизнеса пока является достаточно скромной.
Сейчас ряд кластерных проектов имеют вид инфраструктурных проектов, т.е. кластеров первого поколения, а не инновационных. Инновационные кластеры (второго поколения) требуют специфической поддержки, и здесь ТП могут играть более серьезную роль, чем в инфраструктурных проектах. Основными элементами содействия ТП развитию кластеров могут являться: усиление связей между наукой и бизнесом, рост инвестиций в кластере, улучшение диалога с разработчиками политики, развитие специализированных тренингов, привлечение новых компаний в регион, разработку новых технологий. Одновременно названные компоненты являются мерами оценки эффективности развития кластеров.