Использование распределенных информационных систем в стратегии цифровизации российского предприятия
Автор: Баранова Ирина Вячеславовна, Кай Чжао, Наинг Зин Мо
Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации @iovrf
Рубрика: Экономика и управление народным хозяйством - вопросы имущественной политики
Статья в выпуске: 8 (203), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы использования распределенных информационных систем при формировании стратегии цифровизации российского предприятия. Обосновано применение вероятностного подхода к расчету ожидаемых показателей эффективности стратегии цифровизации. Проанализирован процесс формирования интеллектуальных активов в ходе реализации этой стратегии. Доказано влияние распределенных информационных систем на повышение доли интеллектуальных активов предприятия.
Распределенные информационные системы, распределенные технологии управления, стратегия цифровизации, показатели эффективности стратегии цифровизации
Короткий адрес: https://sciup.org/170172372
IDR: 170172372
Текст научной статьи Использование распределенных информационных систем в стратегии цифровизации российского предприятия
Успех перехода российских предприятий к цифровой экономике определяется не только использованием современных технологий и организационно-производственных структур, но и возможностью интеграции в различные сферы деятельности предприятия современных программнокоммуникационных средств. Для этого предприятию необходима соответствующая стратегия перехода к цифровому производству (см. [1, 2]). Подобная стратегия, воплощенная в совокупности планов и конкретных мероприятий, обеспечивает кардинальное повышение производительности труда, устойчивость функционирования и в конечном итоге рост фундаментальной стоимости предприятия. Разработке стратегии цифровизации предшествует постановка стратегических целей, главной из которых выступает переход предприятия на лидирующие позиции на глобальных рынках наукоемкой продукции.
Для реализации стратегии цифровизации предприятию необходимы не только ресурсы, но и эффективная система, позволяющая реализовать механизмы распределенного управления. Распределен- ная система управления (Distributed Control System – DCS), объединяя комплекс технических и программных решений, позволяет осуществить децентрализованную обработку данных. Это обеспечивается за счет использования единой структуры базы данных и распределенных систем ввода и вывода информации (подробнее см. [9]).
Однако такие факторы, как появление у предприятия новых стратегических целей, изменение реализуемых бизнес-процессов, усиление конкуренции, приводят к необходимости постоянного совершенствования созданной системы управления. В этих условиях предприятие акцентирует свои усилия на создании единых средств передачи, хранения и обработки данных, уделяя ключевое внимание интеграции перечисленных элементов в систему, формируемую на единой информационной платформе. Кроме того, в процессе реализации механизмов распределенного управления возникают задачи обработки больших объемов информации. Эффективным инструментом решения подобных задач выступают технологии субсидиарного управления, применение которых позволяет решать задачи на нижних уровнях системы управления (подробнее см. [10]).
Современная концепция цифровизации производства, предполагая создание единого информационного пространства, нацелена на обеспечение высокого уровня гибкости системы управления. Это достигается за счет сокращения времени адаптации системы к изменениям внешней и внутренней среды. Наличие единого информационного пространства предполагает, что данные различных программных приложений информационной системы предприятия доступны в реальном времени всем категориям персонала предприятия, которым разрешен доступ к этим приложениям. Гибкость информационной системы означает возможность добавления в нее новых приложений. Таким образом, фактор гибкости характеризует способность системы к модернизации.
Формирование единого информационного пространства и придание информационной системе гибкости является ключевым фактором эффективного управления предприятием. На практике это достигается за счет унификации и совместимости как структур данных, так и интерфейсов на всех уровнях реализации производственных процессов. Для этого предприятия используют распределенные системы управления.
В таких системах обработка информации осуществляется несколькими компьютерами. Распределенная обработка данных позволяет повысить эффективность информационного обеспечения пользователей, а также уровень гибкости информационной системы и, как следствие, обеспечить оперативность принимаемых решений. В связи с этим интеграцию распределенных информационных систем, реализуемых в виде многомашинных вычислительных комплексов и компьютерных сетей, в стратегию цифровизации можно рассматривать как прогрессивную форму организации производства (см. [3, 6, 7]).
Для распределенных систем характе- рен ряд свойств, которые обеспечивают эффективность функционирования подобных систем. Такими свойствами являются открытость и масштабируемость системы, параллельность функционирования элементов. Открытость системы означает возможность ее расширения посредством добавления новых ресурсов, а масштабируемость предполагает использование системы для решения более сложных задач. Свойство параллельности распределенной системы обеспечивает одновременное выполнение нескольких процессов на разных компьютерах сети, причем во время выполнения эти процессы могут взаимодействовать между собой.
Наличие в распределенной системе нескольких компьютеров обеспечивает резервирование информации и повышает устойчивость системы при возникновении различных аппаратных и программных ошибок. В этом случае распределенные системы могут поддерживать частичную функциональность. Полный сбой в работе системы происходит только при сетевых ошибках.
Функционирование распределенных систем предполагает совместное использование элементами системы различных ресурсов. Это касается как аппаратных ресурсов (жестких дисков, принтеров), так и программных средств (файлов, компиляторов). Наличие у распределенной информационной системы подобного свойства минимизирует ее ресурсную избыточность.
Однако с точки зрения теории систем распределенная система является сложной, то есть состоящей из совокупности подсистем. Для сложной системы характерно появление новых свойств, не присущих отдельным ее составляющим. С одной стороны, это повышает функциональность системы, а с другой – затрудняет оценку ее интегральных свойств. Также усложняются процессы проектирования, тестирования и обслуживания системы. Кроме того, интегральная производительность сложной системы является функцией скорости работы сети в целом, а не отдельных ее процессоров. В связи с этим в качестве инструмента повышения производительности и эффективности функционирования распределенной системы используется механизм перераспределения ресурсов между ее компонентами.
Следствием высокой сложности распределенных систем выступает непредсказуемость их реакции на некоторые события, появляющиеся в системе. Причем скорость этой реакции зависит от таких параметров, как архитектура и загрузка системы, уровень сетевой нагрузки. Распределенная система может включать несколько компьютеров с различными версиями операционных систем. В этом случае может возникнуть риск потери управляемости системы. Этот риск обусловлен возможностью появления ошибок на одном или нескольких компьютерах. При этом процесс распространения ошибок может иметь непредсказуемый характер, что существенным образом отражается на функционировании других элементов и распределенной системы в целом.
Риск выступает как количественная характеристика уровня неопределенности, которая обусловлена возможностью возникновения в ходе функционирования распределенной информационной системы ошибок на одном или нескольких компьютерах. Вследствие этого в стратегии цифровизации появляются негативные события (подробнее см. [4]). Причем чтобы оперировать при оценке эффективности функционирования системы параметром риска, должна быть известна вероятность наступления этих событий.
Использование вероятностного подхода к оценке событий, появляющихся в рамках стратегии цифровизации, позволяет учитывать фактор риска при расчете показателей эффективности. В этом случае рассчитываются показатели ожидаемой эффективности стратегии перехода предприятия к цифровому производству. В качестве таких показателей можно использовать либо ожидаемое значение чистого дисконтированного дохода (Еxpected Net Present Value – ENPV), либо ожидаемое значение внутренней нормы рентабельности (Expected Internal Rate of Return – EIRR).
Рассчитывая подобные показатели, необходимо учесть различные комбинации факторов риска и характеристик самой стратегии, влияющих на уровень неопределенности будущих чистых денежных потоков и, соответственно, на показатели эффективности стратегии цифровизации. Эти комбинации отражают сценарии развития событий. В этом случае расчет выполняется следующим образом.
Вначале описывается множество сценариев реализации стратегии цифровизации предприятия. В рамках каждого сценария устанавливается система ограничений на значения параметров стратегии. Затем по каждому сценарию определяются величины денежных потоков и чистого дисконтированного дохода.
Далее проверяется финансовая реализуемость сценария. Для этого рассчитывается внутренняя норма рентабельности, которая сопоставляется со средневзвешенной стоимостью капитала, привлекаемого предприятием для реализации сценария. Реализация сценария с финансовой точки зрения будет целесообразна, если внутренняя норма рентабельности превышает значение средневзвешенной стоимости капитала. В противном случае сценарий исключается из рассмотрения.
С учетом вероятности реализации каждого сценария определяются показатели ожидаемой эффективности стратегии цифровизации. В случае если стратегия цифровизации не содержит эффективных сценариев, то оцениваются убытки, которые будут получены предприятием при реализации подобной стратегии. Такие расчеты могут выполняться в рамках существующих систем управления эффективностью предприятия (Corporate Performance Management – CPM, Enterprise Performance Management – EPM, Strategic Enterprise Management – SEM, Business Performance Management – BPM). По- добные системы охватывают комплексные интегрированные решения, включая методологии, показатели, процессы и информационные системы (см. [5]). Совокупность этих составляющих обеспечивает в режиме мониторинга управление эффективностью деятельности предприятия.
Для построения на уровне предприятия CPM-системы могут быть использованы программные решения компании SAS (например Financial Management, ActivityBased Management и Strategic Performance Management), функциональность которых обеспечивает автоматизацию бизнес-про-цессов, реализуемых в рамках цикла управления эффективностью.
Таким образом, используя в рамках стратегии цифровизации предприятия распределенные системы, необходимо при их проектировании выполнить ряд условий, которые обеспечат эффективность не только функционирования системы, но и всей стратегии в целом.
Во-первых, это касается идентификации ресурсов, предполагающей формирование совокупности имен ресурсов таким образом, чтобы пользователи могли открывать необходимые им ресурсы и ссылаться на них. Идентификация, сокращая время поиска ресурса, обеспечивает повышение производительности системы. Примером учета этого фактора может служить система URL (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса), которая определяет имена Web-страниц.
Во-вторых, необходимо иметь эффективные способы организации взаимодействия компьютеров в распределенной системе. В качестве таких способов можно рекомендовать использование транспортных и сетевых протоколов TCP/IP (TCP – Transmission Control Protocol, IP – Internet Protocol), которые являются основой работы сети Internet и представляют собой сетевую модель передачи данных, представленных в цифровом виде.
В-третьих, распределенное управление должно отличаться высоким качеством си- стемного сервиса. Важность этого условия определяется тем, что показатели производительности и надежности распределенной системы в значительной мере зависят от уровня качества сервиса. На этот показатель влияют такие параметры, как механизм распределения ресурсов системы, используемые аппаратные средства, а также возможности адаптации системы к изменению факторов внешней среды.
Реализация эффективной стратегии цифровизации приводит к изменению структуры имущественного потенциала предприятия, в частности, изменяется доля материальной и интеллектуальной составляющих активов. В структуре активов начинают доминировать интеллектуальные элементы. Это обусловлено рядом обстоятельств:
-
1) проводя цифровизацию, предприятие привлекает высококвалифицированный персонал, инвестирует средства в обучение, развивает систему стимулирования труда и т. д. В этом случае рост интеллектуальных активов связан с увеличением доли человеческого капитала;
-
2) ориентация на цифровизацию изменяет не только технологию производства продукции, но и организационноуправленческие процессы. Следствием этого является появление в имущественном потенциале предприятия элементов организационного капитала. Эти элементы, существуя в виде различных инструкций, методик, руководящих технических материалов и т. д., представляют собой интеллектуальные активы;
-
3) использование в стратегии цифровизации распределенных информационных систем обеспечивает генерацию других элементов интеллектуальных активов. В частности, разрабатывая или приобретая в рамках лицензионных соглашений интеллектуальные информационные системы, включая интеллектуальные базы данных, статические и динамические экспертные системы, самообучающиеся системы, адаптивные информационные системы, пред-
- приятие генерирует появление в структуре интеллектуальных активов новых объектов интеллектуальной собственности. Этими объектами могут быть патенты, лицензии, свидетельства на программы для ЭВМ, ноу-хау и т. д.
Взаимодействуя с различными категориями стейкхолдеров, предприятие формирует клиентскую составляющую интеллектуальных активов. Это могут быть методики и инструкции управления дебиторской и кредиторской задолженностями, инструменты создания потребительской лояльности и т. д. Формализация процессов взаимоотношений предприятия с потребителями приводит к интеграции в стратегию цифровизации CRM-систем (CRM – Customer Relationship Management), регламентирующих на информационном уровне процессы взаимоотношений предприятия и потребителей.
Созданные предприятием в рамках стратегии цифровизации интеллектуальные активы состоят из двух элементов. По аналогии с оценкой результатов инновационной деятельности эти составляющие можно трактовать как идентифицируемые и неи-дентифицируемые интеллектуальные активы (подробнее см. [8]).
В качестве идентифицируемых интеллектуальных активов будут выступать принадлежащие предприятию и поставленные на учет как элементы нематериальных активов патенты, лицензии, свидетельства на программы для ЭВМ, базы данных и ноу-хау. В настоящее время существуют широко применяемые на практике методы оценки стоимости подобных элементов.
Наибольшие сложности возникают при определении стоимости неидентифицируе-мых интеллектуальных активов предприятия. Интегрально эти активы учитываются в составе деловой репутации предприятия. При этом неидентифицируемые интеллектуальные активы могут не только входить в состав деловой репутации, но и формировать ее. Это объясняется тем, что с точки зрения оценки стоимость деловой репута- ции предприятия рассматривается как разность между рыночной стоимостью всех активов и стоимостью предприятия как единого имущественного комплекса. Итоговая величина этой разности может формироваться под влиянием различных факторов, в том числе тех, которые не связаны с имеющимися у предприятия интеллектуальными активами, поэтому важно вычленить конкретные элементы интеллектуальных активов из состава интегрального показателя «деловая репутация предприятия» и определить их рыночную стоимость.
Важным элементом неидентифицируе-мых интеллектуальных активов предприятия является инфраструктурная составляющая. На ее формирование оказывают влияние технологии управления предприятием. Для оценки стоимости инфраструктурных активов предприятия можно использовать подход, базирующийся на анализе степени влияния функций управления на интегральные результаты деятельности предприятия.
Метод расчета стоимости инфраструктурного актива может быть основан и на другом подходе, в частности, на соотнесении интегральной величины чистого дисконтированного дохода с выгодами от использования этого актива. Подобные выгоды могут быть обусловлены как экономией затрат в сфере реализации различных бизнес-процессов, так и сокращением длительности выполнения этих бизнес-процессов, влияющей на оборачиваемость активов.
Таким образом, интеграция распределенных информационных систем в стратегию цифровизации дает возможность обеспечить эффективное управление автоматизированной производственной средой предприятия. Это в значительной степени достигается посредством повышения обоснованности принимаемых управленческих решений в различных сферах деятельности предприятия. При этом использование предприятием распределенных систем нового поколения, отвечающих требованиям цифровой экономики, предусматривает реализацию компонентов системы в виде Web-службы, то есть программной системы со стандартизованными интерфейсами. Это в равной степени относится как к компонентам программного обеспечения, так и к сетевым ресурсам (например хранилищам данных).
Список литературы Использование распределенных информационных систем в стратегии цифровизации российского предприятия
- Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р.
- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.
- Баранова И. В. Управление производственными объектами в распределенном информационном пространстве. В кн. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты / Материалы II Международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2012.
- Инновационное проектирование цифрового производства в машиностроении: учебное пособие / С.Г. Селиванов, А.Ф. Шайхулова, С.Н. Поезжалова [и др.]. Уфа: УГАТУ, 2016.
- Калиева О. М., Никонова Е. А., Шилова В. Р., Яикбаева А. И. Программы внедрения систем СРМ (управление эффективностью бизнеса) на предприятии // Молодой ученый. 2014. № 21. URL: https://moluch.ru/archive/80/14542/ (дата обращения: 5 апреля 2018 года).
- Радченко Г. И. Распределенные вычислительные системы: учебное пособие. Челябинск: Фотохудожник, 2012.
- Таненбаум Э., М. ванн Стеен. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. С-Пб.: Питер, 2003.
- Тихомиров Д. В. Вопросы определения требуемой доходности участвующих активов в оценке нематериальных активов при приобретении бизнеса // Известия Санкт Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 2.
- Цветков В. Я. Распределенное управление // Современные технологии управления. 2017. № 4 (76). URL: http: // sovman.ru /article / 7602 (дата обращения: 6 апреля 2018 года).
- Цветков В. Я. Субсидиарное управление // Современные технологии управления. 2017. № 1 (73). URL: http: // sovman.ru /article / 7302 (дата обращения: 6 апреля 2018 года).